Министерство культуры Челябинской области является исполнительным органом государственной власти Челябинской области, основной задачей которого является реализация на территории Челябинской области государственной политики в сфере культуры и искусства, охраны исторического и культурного наследия Челябинской области.
В соответствии с Положением о Министерстве культуры, одна из его основных функций – разработка самостоятельно или совместно с заинтересованными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, творческими союзами, национальными культурными центрами, общественными объединениями, научными и образовательными учреждениями, деятелями культуры и искусства областных целевых программ в сфере культуры и искусства и обеспечение их реализации. В Министерстве культуры Челябинской области для разработки нового программного документа была создана рабочая группа, в состав которой вошли ученые Челябинской государственной академии культуры и искусств, специалисты Министерства культуры и подведомственных организаций, представители национально-культурных центров и творческих союзов. Работа по формированию проекта «Программы развития культуры Челябинской области (2006–2010 гг.)» основывалась на изложенной в данной работе методике программно целевого проектирования в контексте системного подхода к управлению в сфере культуры. Основываясь на документах федерального уровня: Концепции и Федеральной целевой Программе «Культура России (2006–2010 гг.)», «Основных направлениях государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в РФ до 2015 года и плана действий по их реализации», а также «Основных направлениях реализации Концепции социально-экономического развития Челябинской области до 2010 года», анализе состояния сферы культуры Челябинской области, основная цель развития культуры сформулирована как повышение уровня и качества жизни населения Челябинской области через:
– формирование посредством культурной деятельности узнаваемого позитивного образа Челябинской области в российском и мировом пространстве культуры;
– повышение доступности, качества, объема и разнообразия услуг в сфере культуры и искусства;
– развитие сети учреждений культуры и искусства и их модернизация;
– поддержку творческих сил и создание условий для реализации их потенциала.
По результатам деятельности мониторинга проводимого Министерством культуры Челябинской области и опубликованными в информационно- методических материалах за 2012 год мы выделили следующие показатели и проанализировали их:
Результаты деятельности муниципальных библиотек. По городским округам книгообеспеченность на 1 жителя 3,3 экземпляра – в 2010, 3,2 экземпляра – в 2011 году, доля электронных изданий от общего объема библиотечных фондов – 0,2 % – в 2010, 0,25 % – в 2011 году. Наблюдается увеличении доли электронных изданий от общего объема библиотечных фондов. Количество экземпляров новых поступлений в библиотечные фонды на 1 тысячу человек населения уменьшилось с 85 до 71 экземпляров. Охват библиотечным обслуживанием по городским округам остался стабильным в 2010–2011 году – 32,3 %. По муниципальным районам Челябинской области количество библиотек сократилось с 682 до 680, всего по центральной библиотечной системе с 908 до 902 – на 6 библиотек стало меньше за 2010–2011 год, фонд библиотек тоже уменьшился с 15,399 до 15113 экземпляров. Доля электронных изданий от общего объема библиотечных фондов возросла с 0,16 до 0,19 %. Наблюдается тенденция к незначительному снижению обновления фонда библиотек на 0,2 % за 2010–2011 годы. Количество экземпляров новых поступлений уменьшилось со 102 до 85 на 1 тысячу человек населения по центральной библиотечной системе. Охват библиотечным обслуживанием по ЦБС незначительно увеличился с 37,3 до 37,6 % по ЦБС за счет увеличения охвата библиотечным обслуживанием с 49,2 до 50,9 %.
Таким образом, можно сделать следующие выводы. Ежегодно каждая библиотека области получает около 100 новых книг, но этого явно недостаточно, важно не простое увеличение фонда а его качественный состав, ориентированный на потребности читателей – 1/3 населения муниципальныx и городских округов. Библиотека и сегодня продолжает оставаться социально значимым институтом, большинство пользователей считают ее культурным и информационным центром, местом интересного общения и времяпрепровождения, наполненным и содержательным отдыхом. В связи с информатизацией необходимо увеличение доли электронных изданий от общих библиотечных фондов, а также оснащение библиотек компьютерными залами, внедрение по области и городским округам электронной системы обслуживания библиотек, позволяющей выходить на областные публичные библиотеки с использованием их фондов. Необходимо вести для библиотекарей систему обучающих семинаров для овладения новыми информационными технологиями. Необходимо также обновить базу учебных пособий, учебников для системы среднего профессионального образования в рамках ее реформирования.
Выводы: Из проводимых с читателями анкет опросов было выявлено следующее: Читатели положительно относятся к тенденциям компьютеризации библиотек и использовании электронной информации. Наблюдается самостоятельность читателя в формировании круга чтения, независимо от накопленных старшим поколением шаблонов и стандартов, но многие функции чтения остаются непонятными и невостребованными для современной молодежи. Библиотеки сегодня выполняют роль территории выравнивания социальных возможностей детей. Необходимо создавать информационные сайты союзов творческих деятелей, отдельных авторов, книгоиздателей, книгораспространителей, обеспечить преемственность культурного опыта поколений, библиотеки должны стать центрами толерантности, т.е иметь в своих фондах литературу на разных языках жителей региона и центрами формирования компетенций в профессиональной деятельности, а также иметь фонды по региональной литературе, проводить лекции и обучающие семинары, встречи с писателями и литературно-творческой интеллигенцией, организовывать конкурсы литературного мастерства, выстраивать работу в рамках основных направлений региональной и общероссийской культурной политики.
Результаты деятельности муниципальных музеев и выставочных залов. Количество музеев и выставочных залов в 2010 в 2011 году по городским округам остается стабильным в 2010–2011 году – 16, по муниципальным районам – 31. Всего по области 47. По муниципальным образованиям объем основного фонда единиц хранения увеличился с 400534 до 641466, почти на 241000 экземпляров, число музейных предметов, внесенных в электронный каталог увеличилось со 140260 до 261202 единицы по области, количество выставок проведенными музеями по области увеличилось с 940 – в 2010 до 1006 – в 2011, количество посещений по области – увеличение с 557,82 – в 2010 до 632,33 – в 2011 на одну тысячу человек. Всего по области уровень посещаемости увеличился с 11,9 до 16,5 %.
Выводы: Таким образом, в области действует 47 музеев и выставочных залов. Как показывают результаты работы за год, в области растет интерес к музейному делу, создаются виртуальные музеи в рамках работы экспериментальных площадок. Историко-культурное наследие Челябинской области является одним из значительных потенциальных ресурсов ее развития. На базе достопримечательных мест Аркаим и Игнатьевская пещера создаются историко-культурные заповедники, заповедник Уразаевский создан в Троицком районе. Идет реставрация и восстановление уникальных памятников архитектуры, храмов и церквей. Финансовые ресурсы, направленные на сохранение историко-культурного наследия обеспечивают возможность проведения ремонтно-реставрационных работ на 12–15 объектах культурного наследи областного значения. Есть точки роста связанные с организацией культурного туризма, причем эта деятельность развивается как учреждениями культуры, так и бизнес-структурами. Особенно это характерно для территорий горнозаводского Урала: Аша, Сатка, Златоуст, Миасс, Нагайбакский, Брединский, Чебаркульский район, Магнитогорск – где активно используется в качестве объектов туристического интереса историко-культурное наследие и памятники природы.
Культурно-досуговая сфера области имеет следующие показатели: Охват населения клубными формированиями по области – 2,4 %, количество культурно-массовых мероприятий за 2010 год – 117837, за 2011 год – 115883, т.е наблюдается тенденция к снижению количества мероприятий, число посещений культурно-массовых мероприятий на платной основе тоже сократилось с 1521 (2010) до 1402 (2011), количество клубных формирований за 2010–2011 год уменьшилось с 5741 до 5663. Наблюдается тенденция к снижению культурно-досуговых учреждений с 854 (2010) до 848 (2011). Таким образом, можно сделать выводы, что сеть учреждений культурно-досугового типа нуждается в материально-техническом оснащении, изменении структуры расходов для обеспечения возможности более активного участия конкурсно-фестивальном движении, обучении кадров клубных работников.
Кадровый состав учреждений культуры муниципальных образований по результатам мониторинга Министерства культуры Челябинской области: доля основного персонала специалистов имеющих высшее и среднее профессиональное образование увеличилось в 2010 году их было – 81,5 %, в 2011 году – 84,6 %, меньше всего процент таких специалистов в культурно-досуговых учреждениях области 67,4 % – в 2010 году, 69 % – в 2011 году и библиотеках – 75 % (2010), 74 % (2011), работники музеев имеют высокий процент образованных специалистов – 98 % – в 2010, 93 % – в 2011, самый большой процент специалистов с высшим и средним профессиональным образованием в детских школах искусств 100 % – в 2010, 99 % – в 2011 году.
Совершенствование кадрового потенциала является ключевой задачей любой системы, стремящейся к успеху. Поэтому работа с кадрами, создание многоуровневой образовательной системы, системы непрерывного образования, системы мотивации к творчеству – одна из стратегических задач культурной политики региона.Необходимо: Активизировать возможности учебных заведений по научному сопровождению деятельности учреждений культуры через проведение конференций, совещаний, лабораторий, семинаров по важнейшим проблемам культурной практики, подготовить и принять программы в которых найдут решения вопросы повышения уровня образования и квалификации, создания системы морального и материального стимулирования работников культуры, воспроизводства кадровых ресурсов, создание системы мер поощряющих повышение образовательного уровня.
Если говорить об информатизации учреждений культуры, то 88 библиотек по муниципальным районам имеют выход в интернет, 184 по области из 902 библиотек. Учреждения дополнительного образования выход в интернет – 54 по муниципальным районам, 88 по области, всего по области 133 школы дополнительного образования. Музеи – 28 музеев имеет выход в интернет из 47 по области. Выход в интернет – каждая 5 библиотека, школы дополнительного образования – каждая 2 школа, каждый 2 музеи.
На 2011 году в библиотеках области их 1241 компьютеров (всего библиотек 902 по области), в учреждениях дополнительного образования 713 (всего 133), в музеях – 169 (в 28 музеях), в культурно-досуговых учреждениях – 703 из 848 по области. Таким образом по статистике больше всего компьютеров насчитывается в музеях – 6 компьютеров на 1 музей, на каждую библиотеку области приходится 1,5 компьютера, 1,4, компьютера приходится на каждое учреждение дополнительного образования. В среднем – 1 компьютер на каждое культурно-досуговое учреждение области. Отсюда мы можем сделать выводы, что информатизация учреждений культуры – это большая работа, которая должна будет проделана в ближайшем будущем: необходимо увеличение выхода в интернет в библиотеках, школах дополнительного образования, в музеях, на сегодняшний день существуют такие учреждения доп.образования которые вообще не имеют выхода в интернет. Создание виртуальных музеев, сайтов, веб-страниц, размещение информации в оболочке Moodl просто невозможно с таким материально-техническим оснащением компьютерными ресурсами в области.
Таким образом, мы провели исследование, источником аналитической информации которого, о проблемах и состоянии культуры региона стали материалы научно-практических конференций, посвященных проблемам национальной политики, краеведения, организации художественного образования, состояния традиционной народной культуры, информационно-методические материалы мониторинга Министерства культуры Челябинской области. На основании полученного и проанализированного материала выявлены некоторые особенности и основные тенденции развития культурной жизни региона в последние годы.
В современных условиях в отношении сферы культуры четко вырисовался круг вопросов проблем важнейших вызовов времени, адекватные ответы на которые необходимо учесть уже сегодня при реализации культурной политики региона.
Вызовы времени глобального уровня:
1. Размывание культурного своеобразия стран и регионов является необратимого процесса мировой глобализации. В этой связи национальным и региональным культурам, стремящимся отстоять свою идентичность необходимо укреплять запас собственной прочности. Устойчивая культура способна не только противостоять, но и обогатиться за счет глобализации.
2. Рост информационно-культурный потребностей и расширение информационно-культурного сектора экономики становится магистральной линией эволюции постиндустриального общества и смыслом культурной деятельности. Необходимо обеспечить подход в развитии сферы культуры в русле данной мировой тенденции, которая связана с повышением значимости интеллектуального труда и ценности культурного развития человека.
Вызовы времени общероссийского уровня:
Отечественная культура развивается в сложных условиях, в которых многие старые идеологические догмы утратили свое значение, а новые ценности и социальные установки еще не сформировались. В данной ситуации требуется культурная политика с ясно выраженными и зафиксированными стратегическими целями.
Существенные подвижки последнего времени в направлении структурной, социальной и экономической политики государства определены как передача полномочий от центра в регионы. В Проекте концепции Федеральной целевой программы «Культура России 2006–2010 региональным целевым программам отводится особое место в модернизации культурной жизни страны. Дополняя цели федеральной программы, задача регионов обеспечить эффективное развитие сферы культуры как единого комплекса федеративного государства.
Необходимо утвердить перелом во взглядах на сферу культуры, которая должна рассматривать не только как производитель и хранитель культурных ценностей, но и как сектор экономики, обеспечивающих рост занятости и способствующий развитию других отраслей хозяйства.
Требуется приведение отрасли культуры в соответствие с новым социально-экономическим устройством общества. Приоритет в финансировании отрасли должен отдаваться социальному заказу, исходя из качества и объема оказываемых услуг. Это вызывает к жизни проблему необходимости существенного повышения уровня управленческой компетенции руководителей высшего и среднего звена отрасли.
Вызовы времени регионального уровня:
На современном этапе политически и экономически востребованными стали темы региональной идентичности и специфика. Культура и символические образы территории в прагматическом аспекте выступают как важнейшая составляющая имиджа региона.
Требуют решения назревшие проблемы в нормативно-правовом, материальном обеспечении и финансировании сферы культуры социальному статусу квалифицированного специалиста, приводящее к недостатку и текучести кадров на объектах социально-культурной инфраструктуры, отставание объемов выделяемых бюджетных ассигнований на техническое оснащение от реальных потребностей отрасли в целом.
3. Ощущается недостаточность ярких творческих проектов в деле пропаганды историко-культурных традиций, в индивидуальном воспитании патриотического сознания и гражданственности молодых людей, необходимо усиление деятельности по предотвращению национальной культурной обособленности диаспор, повышение уровня толерантности у жителей региона, в связи с многонациональным населением (120 национальностей), проживающих на данной территории.
Южно-Уральский государственный университет https://susu.ru