Значение координационных способностей для занятий многими видами спорта неоспоримо. По мнению ряда авторов (Лях В.И; Ашмарин Б.А и т.д.) они являются критерием высокого спортивного мастерства. В связи с ранней специализацией, сокращением сроков обучения и усложнением спортивной техники к юным спортсменам предъявляются высокие требования в плане проявления координационных способностей. Это обусловливает необходимость поиска новых путей, с помощью которых можно лучше и быстрее научить детей управлять своими движениями. Возможно, эффективным путём станет оптимизация учебно-тренировочного процесса с учётом свойств нервной системы занимающихся.
В младшем школьном возрасте происходит «закладка фундамента» для развития этих способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. Этот возрастной период называется «золотым возрастом», имея в виду темп развития координационных способностей.
Уровень координационной способности определяется следующими способами индивида:
– быстро реагировать на различные сигналы, в частности, на движущийся объект;
– точно и быстро выполнять двигательные действия за минимальный промежуток времени;
– дифференцировать пространственные временные и силовые параметры движения;
– приспосабливаться к изменяющимся ситуациям, к необычной постановке задачи;
– прогнозировать (предугадывать) положение движущегося предмета в нужный момент времени;
– ориентироваться во времени двигательной задачи координационных способности.
Разнообразные варианты упражнений, необходимые для развития координационных способностей – гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях, обеспечить радость от участия в спортивной деятельности.
Поэтому совершенствование координационных способностей, и других физических качеств в школьном возрасте является актуальной задачей процесса воспитания. Тем более, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным в этом отношении.