Начавшаяся в 1990-х гг. прошлого века трансформация российского общества с развитием рыночных отношений значительно изменила сферу здравоохранения и, в частности, способствовала появлению РR-деятельности [1]. РR в сфере здравоохранения включает шесть направлений (РR медицинских услуг, включая оздоровительные мероприятия; реклама лекарственных препаратов; РR медицинской техники; РR медицинских технологий; РR научных идей; РR медицинских учреждений), а основными вариантами РR-сопровождения являются создание РR-отдела в структуре учреждения здравоохранения, что возможно, если оно крупное и действительно нуждается в постоянном РR-сопровождении (например, оказывающие платные и дорогие услуги населению частные клиники) и, более предпочтительная модель, которая получила за рубежом название out-sourcing – привлечение со стороны грамотных специалистов, работающих в организации небольшой период времени, необходимый для выполнения определенного заказа [4].
При этом в самом медицинском сообществе РR часто понимается как рекламно-информационная деятельность в средствах массовой информации (СМИ) с противоречивым отношением к ней отношением: с одной стороны, признаётся необходимость пропаганды здорового образа жизни, а, с другой стороны, отмечается негативное влияние СМИ на здоровье, особенно, нервно-психическое, россиян [2, 3, 5, 7-10]. Однако в доступной литературе практически не рассматривается вопрос о РR-деятельности в самой медицинской среде (т.е. среди врачей и медицинских сестёр) при реализации тех или иных проектов в сфере здравоохранения.
Цель исследования: оценить информированность врачей-педиатров о реализуемом инновационном проекте для определения целесообразности его РR-сопровождения в медицинской среде.
Материалы и методы исследования
Согласно Приказа № 677 от 27.10.2008г. Комитета по образованию администрации г. Волгограда по «Программе профилактики аллергических заболеваний у детей дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных учреждениях» на базе пяти муниципальных дошкольных образовательных учреждений/организаций (ДОО) г.Волгограда была организована экспериментальная площадка по профилактике аллергопатологии у детей и в этих детских садах были созданы специализированные группы с гипоаллергенной средой.
Для изучения информированности педиатров и их мнения об эффективности оздоровительных мероприятий в специализированных группах для детей с аллергопатологией в ДОО г.Волгограда, в 2012 г. было проведено анкетирование 64 педиатров (сплошные гнездовые выборки); со стажем работы до 10 лет было 20 врачей (31,3 %), со стажем 10 лет и более – 44 (68,7 %).
Результаты исследования и их обсуждение
На взгляд большинства (92,2 %) опрошенных специалистов аллергические заболевания у детей дошкольного возраста являются важной и актуальной медико-социальной проблемой, еще 7,8 % сомневались в этом и никто из респондентов не отрицал актуальность и важность данной проблемы. Считали, что дети с аллергией ограничены в общении со сверстниками 28,1 % респондентов, 61,0 % не согласились с этим утверждением, затруднились выразить свое мнение 10,9 %.
76,6 % врачей-педиатров признали целесообразным создания в ДОО специализированных групп для детей с аллергопатологией и отмечают перспективность дальнейшего развития сети подобных групп, поскольку данная практика позволит уменьшить или даже предотвратить развитие аллергических заболеваний в дальнейшем (по мнению 51,6 % специалистов). При этом за участие врача-аллерголога в работе подобных детских садов высказываются 64,1 % врачей-педиатров, 90-92 % – за проведение врачами практических занятий по профилактике аллергических заболеваний с сотрудниками детских садов и родителями детей с аллергопатологией.
О позитивности распространения опыта работы специализированных групп для детей с аллергопатологией на другие ДОО высказались 73,5 % респондентов; 10,9 % сомневались в необходимости этого; по мнению 4,7 % педиатров количество уже имеющихся групп вполне достаточно, 10,9 % не определились с ответом. Целесообразным создание специализированных ДОО или групп для детей с другими распространенными заболеваниями считали 71,9 % опрошенных врачей-педиатров, сомневались в необходимости такой практики 12,6 % респондентов, отрицательно отнеслись 4,6 % опрошенных специалистов, затруднились с ответом 10,9 %.
В тоже время три из четырёх (т.е. 78,0 %) педиатров не знают об организации специализированных групп и реализуемых в них на протяжении более 5-ти лет программах, которые сами же оценивают достаточно высоко.
Полученные результаты свидетельствуют о недостаточной информированности врачей-педиатров о данном проекте. Вышеизложенное предполагает, что для реализации инновационных медико-социальных проектов необходимо использование PR-технологий, адресованных не только населению, но и самим специалистам.
Косвенным подтверждением необходимости PR-деятельности непосредственно в медицинской среде служит и результаты анализа выполненных диссертационных исследований по социологии медицины [6, 7], согласно которому в 70 % работ звучат рекомендации о расширении информирования медицинского персонала о реализуемых социальных проектах в области здравоохранения и новых требований к регулированию этико-правовых аспектов взаимоотношений не только с пациентами и их родственниками, но и с другими представителями помогающих профессий и властными структурам.
Выводы
Оценки специалистами (врачами-педиатрами) инновационного подхода к здоровьесберегающей социализации детей с аллергопатологией в условиях дошкольных образовательных организаций показали, в первую очередь, их низкую информированность о данном проекте, что предполагают усиление PR-сопровождения подобных проектов среди самого медицинского сообщества. Представляется, что ответственными за данную деятельность должны быть представители областных/краевых и городских органов здравоохранения.