Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МЕДИЦИНСКОЙ СРЕДЕ КАК СОВРЕМЕННОЕ ТРЕБОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ ПРОЕКТОВ

Хвастунова Е.П. 1 Деларю Н.В. 1 Вершинин Е.Г. 1 Кондратьев Г.В. 1
1 БГОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава РФ
Анкетирование 64 врачей-педиатров г.Волгограда относительно реализуемой более 5-ти лет в городе инновационной практики по созданию гипоаллергенной среды в детских образовательных организациях показало, что 78,0 % не знают о данном проекте (хотя и оценивают его достаточно позитивно). Вышеизложенное предполагает, что для реализации инновационных медико-социальных проектов необходимо использование PR-технологий, адресованных не только населению, но и самим специалистам.
РR-деятельность
анкетирование врачей-педиатров
реализация медицинских проектов
1. Андриянова Е.А., Тихонова С.В., Иорина И.Г. Институциональный анализ PR-медицины в современной России // Социология медицины. – 2008.- № 1 (12). – С.14-17.
2. Волчанский М.Е., Деларю В.В., Болучевская В.В. Психосоматические заболевания: решенные и нерешенные вопросы // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. – 2012. – Вып.2 (42). – С.3-5.
3. Гальцев С.С. PR-деятельность по пропаганде здорового образа жизни как ресурс эффективного управления (на примере ГБУЗ АО ГП № 8 им. Пирогова) // Астраханский медицинский журнал. – 2012. – Т.7, № 3. – С.121-126.
4. Гальцев С.С. Здоровый образ жизни в общественном мнении населения (по материалам г.Астрахань): Автореф. дис. канд.мед.наук. – Волгоград, 2013. – 24 с.
5. Деларю В.В., Мартиросян А.В. Современные средства массовой информации как фактор риска в развитии неврозов // Социология медицины. – 2004. – № 1 (4). – С. 55-59.
6. Деларю В.В. Диссертации по социологии медицины // Социологические исследования. – 2010. – № 5. – С.150-151.
7. Деларю В.В. Вопросы психиатрии, наркологии и неврологии в диссертационных исследованиях по социологии медицины // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М.Бехтерева. – 2013. – № 3. – С.78-80.
8. Столяров С.А. Проблема сочетания медицинской этики и рекламы // Здравоохранение РФ. – 2005. – № 5. – С.52-55.
9. Шаповалова О.А. Средства массовой информации как механизм формирования ценностного отношения населения к своему здоровью: теоретико-методологические основы анализа // Социология медицины. – 2008. – № 2 (13). – С.15-19.
10. Ястребов В.С., Трушелёв С.А. Социальные образы психиатрии // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Кор­сакова. – 2009. – Т.109, № 6. – С.65-68.

Начавшаяся в 1990-х гг. прошлого века трансформация российского общества с развитием рыночных отношений значительно изменила сферу здравоохранения и, в частности, способствовала появлению РR-деятельности [1]. РR в сфере здравоохранения включает шесть направлений (РR медицинских услуг, включая оздоровительные мероприятия; реклама лекарственных препаратов; РR медицинской техники; РR медицинских технологий; РR научных идей; РR медицинских учреждений), а основными вариантами РR-сопровождения являются создание РR-отдела в структуре учреждения здравоохранения, что возможно, если оно крупное и действительно нуждается в постоянном РR-сопровождении (например, оказывающие платные и дорогие услуги населению частные клиники) и, более предпочтительная модель, которая получила за рубежом название out-sourcing – привлечение со стороны грамотных специалистов, работающих в организации небольшой период времени, необходимый для выполнения определенного заказа [4].

При этом в самом медицинском сообществе РR часто понимается как рекламно-информационная деятельность в средствах массовой информации (СМИ) с противоречивым отношением к ней отношением: с одной стороны, признаётся необходимость пропаганды здорового образа жизни, а, с другой стороны, отмечается негативное влияние СМИ на здоровье, особенно, нервно-психическое, россиян [2, 3, 5, 7-10]. Однако в доступной литературе практически не рассматривается вопрос о РR-деятельности в самой медицинской среде (т.е. среди врачей и медицинских сестёр) при реализации тех или иных проектов в сфере здравоохранения.

Цель исследования: оценить информированность врачей-педиатров о реализуемом инновационном проекте для определения целесообразности его РR-сопровождения в медицинской среде.

Материалы и методы исследования

Согласно Приказа № 677 от 27.10.2008г. Комитета по образованию администрации г. Волгограда по «Программе профилактики аллергических заболеваний у детей дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных учреждениях» на базе пяти муниципальных дошкольных образовательных учреждений/организаций (ДОО) г.Волгограда была организована экспериментальная площадка по профилактике аллергопатологии у детей и в этих детских садах были созданы специализированные группы с гипоаллергенной средой.

Для изучения информированности педиатров и их мнения об эффективности оздоровительных мероприятий в специализированных группах для детей с аллергопатологией в ДОО г.Волгограда, в 2012 г. было проведено анкетирование 64 педиатров (сплошные гнездовые выборки); со стажем работы до 10 лет было 20 врачей (31,3 %), со стажем 10 лет и более – 44 (68,7 %).

Результаты исследования и их обсуждение

На взгляд большинства (92,2 %) опрошенных специалистов аллергические заболевания у детей дошкольного возраста являются важной и актуальной медико-социальной проблемой, еще 7,8 % сомневались в этом и никто из респондентов не отрицал актуальность и важность данной проблемы. Считали, что дети с аллергией ограничены в общении со сверстниками 28,1 % респондентов, 61,0 % не согласились с этим утверждением, затруднились выразить свое мнение 10,9 %.

76,6 % врачей-педиатров признали целесообразным создания в ДОО специализированных групп для детей с аллергопатологией и отмечают перспективность дальнейшего развития сети подобных групп, поскольку данная практика позволит уменьшить или даже предотвратить развитие аллергических заболеваний в дальнейшем (по мнению 51,6 % специалистов). При этом за участие врача-аллерголога в работе подобных детских садов высказываются 64,1 % врачей-педиатров, 90-92 % – за проведение врачами практических занятий по профилактике аллергических заболеваний с сотрудниками детских садов и родителями детей с аллергопатологией.

О позитивности распространения опыта работы специализированных групп для детей с аллергопатологией на другие ДОО высказались 73,5 % респондентов; 10,9 % сомневались в необходимости этого; по мнению 4,7 % педиатров количество уже имеющихся групп вполне достаточно, 10,9 % не определились с ответом. Целесообразным создание специализированных ДОО или групп для детей с другими распространенными заболеваниями считали 71,9 % опрошенных врачей-педиатров, сомневались в необходимости такой практики 12,6 % респондентов, отрицательно отнеслись 4,6 % опрошенных специалистов, затруднились с ответом 10,9 %.

В тоже время три из четырёх (т.е. 78,0 %) педиатров не знают об организации специализированных групп и реализуемых в них на протяжении более 5-ти лет программах, которые сами же оценивают достаточно высоко.

Полученные результаты свидетельствуют о недостаточной информированности врачей-педиатров о данном проекте. Вышеизложенное предполагает, что для реализации инновационных медико-социальных проектов необходимо использование PR-технологий, адресованных не только населению, но и самим специалистам.

Косвенным подтверждением необходимости PR-деятельности непосредственно в медицинской среде служит и результаты анализа выполненных диссертационных исследований по социологии медицины [6, 7], согласно которому в 70 % работ звучат рекомендации о расширении информирования медицинского персонала о реализуемых социальных проектах в области здравоохранения и новых требований к регулированию этико-правовых аспектов взаимоотношений не только с пациентами и их родственниками, но и с другими представителями помогающих профессий и властными структурам.

Выводы

Оценки специалистами (врачами-педиатрами) инновационного подхода к здоровьесберегающей социализации детей с аллергопатологией в условиях дошкольных образовательных организаций показали, в первую очередь, их низкую информированность о данном проекте, что предполагают усиление PR-сопровождения подобных проектов среди самого медицинского сообщества. Представляется, что ответственными за данную деятельность должны быть представители областных/краевых и городских органов здравоохранения.


Библиографическая ссылка

Хвастунова Е.П., Деларю Н.В., Вершинин Е.Г., Кондратьев Г.В. PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МЕДИЦИНСКОЙ СРЕДЕ КАК СОВРЕМЕННОЕ ТРЕБОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ ПРОЕКТОВ // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 3. – С. 41-42;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=33253 (дата обращения: 01.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674