Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

TO THE QUESTION ON THE WAYS OF FOREIGN LANGUAGE SPEECH SKILLS FORMATION OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION STUDENTS

Frolova N.A. 1 Aleshchanova I.V. 1
1 Kamyshin technological institute branch of Volgograd State Technical University
2731 KB
This article examines the main ways of foreign language speech skills formation of the higher professional education students. The authors interpret speech mastering within the educational process as acquiring elementary communicative competence by the students. Intensification of the whole educational process stimulates at large the stated goal achievement. Thereby exercises for speech skills formation are indicated as the basic material means of educational and teaching activities organization. The authors specify typology of exercises, their systemacy. The conducted research results in building of hierarchical model of system of exercises in foreign language teaching practice.
communicative competence
speech
speech activities
speech skills
exercise
system of exercises
communicative goal

Согласно новым ФГОС основным назначением дисциплины «Иностранный язык» является формирование у будущего специалиста коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное, межкультурное и профессиональное общение с носителями языка. Отсюда следует, что обучение говорению является одним из важнейших направлений преподавания.

Предметом исследования в данной работе выступает процесс развития навыка говорения, осуществляемый в условиях коммуникативно-направленного обучения. Целью работы является типологизация упражнений направленных на формирование навыка говорения на иностранном языке у студентов экономических направлений подготовки ВПО. В ходе работы используются методы критического анализа учебных пособий, научной и методической литературы по проблеме; методы прогнозирования и моделирования. Теоретической основой стали зарубежные и отечественные исследования последних лет в области методики-дидактики преподавания иностранного языка (ИЯ).

Говорение – чрезвычайно многоаспектное и сложное явление. Во-первых, оно выполняет в жизни человека функцию средства общения. Во-вторых, говорение – это деятельность, точнее, один из видов человеческой деятельности. В-третьих, в результате деятельности говорения возникает его продукт – высказывание [8]. Обучать говорению, не обучая общению нельзя. Конечные цели образовательного процесса, дифференцируясь в виде конкретных поэтапных задач, решаются нами на протяжении всего курса ИЯ.

Овладение говорением на достаточном уровне означает, прежде всего, достижение элементарной коммуникативной компетенции [1]. Это обеспечивает студенту умение, в наиболее типичных ситуациях повседневного общения, устанавливать и поддерживать контакт в разговоре; сообщать и запрашивать информацию; побуждать партнера к неречевым и речевым действиям; выражать свое мнение и побуждать собеседника к ответной реакции; обосновывать мнение и предлагать собеседнику высказывать свою точку зрения; выражать чувства (отношение к предмету речи, ситуации и др.) и побуждать собеседника к выражению своих чувств (отношений).

В ходе планирования практических занятий по ИЯ мы придерживаемся всех перечисленных принципов [2], а также соблюдаем условия, необходимые для формирования навыков говорения у обучающихся. Это – постоянная речевая практика студентов; ориентирование в той или иной степени всех упражнений на РД; использование коммуникативного ценного материала; постоянная активизация речемыслительной активности студентов; речевой характер занятия.

Исходным моментом любой деятельности, а, следовательно, и речевой, является мотив, который побуждает к деятельности и направляет ее [4]. В условиях удалённости от страны изучаемого языка бывает трудно мотивировать студентов к говорению. За 2 года изучения дисциплины «Иностранный язык» (2 часа в неделю) при благоприятных условиях студенты говорят на ИЯ 3,5 часа, вернее пытаются разговаривать. При этом доля участия преподавателя в 90-минутной учебной единице (паре) должна составлять максимум 45 минут. Но исследование реальной практики учебного процесса показывает, что доля педагога на практическом занятии составляет 55-60 минут. При количестве студентов в подгруппе 12 человек каждому отводится лишь 1,5-2 минуты на говорение, если время не увеличивается или не уменьшается за счёт коллективной (групповой) работы.

В этой связи успешному формированию навыков говорения должна способствовать интенсификация всего учебного процесса [5]. Пути интенсификации обучения, как правило, выбираются исходя из конкретных условий работы. Одним из таких путей является рациональный подбор и использование эффективных приемов проработки языковых средств. При этом учебное пособие как основное средство обучения ИЯ, требует грамотного использования и более глубокого понимания его функций, особенностей его содержания и структуры, понимания значимости упражнений, умение ориентироваться в них [6]. В частности, следует знать, что ни один материальный компонент содержания учебника не может иметь сам по себе методической значимости, если он не соотнесён с теми действиями, которые на его основе должны формироваться.

Таким образом, упражнения становятся основным непосредственным материальным средством организации деятельности обучающихся и преподавателя, обучающихся друг с другом или обучающегося и учебника при самостоятельной работе. Поэтому определение статуса упражнений, их структуры и функций, их типология – одна из важнейших задач методики [8].

Упражнение – трактуется нами как малый сценарий акта общения, в котором задана программа действий говорящего и слушающего, а также читающего. Мы выделяем 3 основные группы упражнений, которые подготавливают устную коммуникацию; строят и структурируют коммуникационный процесс; моделируют коммуникацию.

Все упражнения, в свою очередь, следует разделить на две большие группы: упражнения для формирования навыков и упражнения для развития речевого умения. Такими упражнениями соответственно являются условно речевые и речевые. Каждый тип должен быть адекватен той цели, который он служит. Это значит, что качества упражнений каждой категории должны соотноситься с содержанием намеченной цели.

Разные качества упражнений по-разному важны для их адекватности, ибо наличие или отсутствие каких-либо качеств определяет разную меру дискурсивности упражнения. Дискурсивность мы определяем главным образом по четырём параметрам: 1) наличие речевой задачи; 2) наличие ситуативной отнесённости фраз; 3) заданность РД; 4) наличие опор различного характера. Каждый из параметров по своему характеру может быть различен, а упражнение – обладать разным набором параметров.

Следовательно, подобранная система упражнений для развития каждого вида РД должна быть направлена на реализацию всех указанных функций общения, если цели, зафиксированные в программе, не вносят в них ограничение. В нашем понимании система упражнений на развитие речевых навыков и умений – это такая организация учебных действий, которая предполагает определённую последовательность упражнений с учётом нарастания языковых и операционных трудностей. Мы выдвигаем следующие требования к системе упражнений: выполнение действия должно быть целесообразным (соответствовать и заданным целям, и природе явления); последовательность должна соответствовать стадиям становления навыков и умений (от имитативных упражнений – к самостоятельному продуцированию).

То есть, система упражнений должна представлять собой совокупность необходимых типов, видов и разновидностей упражнений, выполняемых в такой последовательности и в таком количестве, которое учит закономерности формирования умений и навыков в различных видах РД. В зависимости от целей выполнения упражнений, выстраивается следующая иерархическая последовательность: система упражнений → подсистема: упражнения для формирования коммуникативных умений → комплекс упражнений: для обучения частным умениям (монологу и диалогу) → серия упражнений: обучение речевым и техническим навыкам (лексическим, фонетическим, грамматическим) → цикл упражнений: для обучения конкретным навыкам (артикуляционным, ритмико-интонационным, морфологическим, синтаксическим) → группа упражнений: обучение конкретным языковым явлениям.

Таким образом, чтобы развить у студентов навыки говорения на ИЯ преподавателю в первую очередь необходимо создать предпосылки к активному образовательному процессу, подготовить учебно-дидактическую базу, в том числе, подобрать оптимальные учебно-методические материалы, содержащие необходимый комплекс упражнений, осознав их типологию и полноту и содержания. Вместе с тем активное применение инновационных технологий позволит значительно интенсифицировать учебный процесс, повысить уровень языковой компетенции студентов, а также расширить диапазон методических средств в обучении.