Современная система высшей школы предъявляет требования не только к студенту, но и к личности преподавателя. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформаций. В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья преподавателя является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования.
Целью работы явилось выявление способов и методов рефлексивно-смысловой регуляции состояния психического выгорания у преподавателей высшей школы. В логике поставленной цели было осуществлено комплексное исследование. Общий объем выборки составил 256 человек в возрасте от 24 до 55 лет. Первоначально были исследованы структурно-феноменологические особенности состояния выгорания [1,4]. Исследованы критерии оценки влияния состояния выгорания на педагогическую деятельность, рефлексивные и смысловые механизмы регуляции [2]. Затем, через процедуры факторного, регрессионного и кластерного анализа – выявлены рефлексивно-смысловые механизмы регуляции состояния выгорания [3]. Основная факторная нагрузка приходится на структурные компоненты психического выгорания. Однако второй и третий факторы характеризуются регулирующими функциями, проявляющимися в параметрах саморегуляции, рефлексивности и смысложизненных ориентациях. Кластерным анализом выявлено, что в первый кластер с высокой степенью близости вошли как показатели рефлексивности, осмысленности жизни и индекс психического выгорания, что может свидетельствовать о том, что указанные параметры системы регуляции могут редуцировать психическое выгорание; второй кластер включает в себя парамеры самореруляции; в третий кластер вошли показатели смыложизненных ориентаций и структурные компоненты состояния психического выгорания. Регрессионным анализом выявлено, что на величину индекса психического выгорания оказывает значимое влияние общий уровень саморегуляции (p-value =0,04962, b=-0,2180). Развитие и повышение уровня саморегуляции может способствовать снижению психического выгорания. На личностное отдаление оказывает значимое влияние осмысленность жизни (p-value = 0,042579, b= -0,12516), также выявлена обратная зависимость, т.е. для снижения личностного отдаления необходимо развивать осмысленность жизни и ее составляющие. На профессиональную мотивацию с одинаковой степенью но разной направленностью влияют общий уровень саморегуляции и рефлексия (p-value = 0,056190, b= -0,32276; p-value = 0,059289, b=-0,11450), саморегуляция повышает профессиональную мотивацию.
Выявленные закономерности и механизм регуляции состояния выгорания заложены в основу построения тренинговой программы. Программа ориентирована на разрешение конкретных задач: работа с ресурсами личности; развитие умений и навыков рефлексии; работа с жизненными целями и планами, формирование стремления к личностному росту и профессиональной самореализации; оптимизация стилей саморегуляции; формирование ценности профессиональных достижений, трансформация пространства достигнутых и ожидаемых достижений. В ходе реализации тренинговой программы достигнут следующий результат (анализ значимости различий между показателями до /после воздействия по показателю эмоционального истощения U꞊45,00000, U꞊63,00000 в первой и второй группах соответственно; личностного отдаления U꞊45,00000, U꞊51,50000; проф. мотивации U꞊41,00000, U꞊54,00000; по показателю индекс выгорания U꞊13,50000, U꞊22,50000) оптимизированы структурные компоненты состояния выгорания через осмысленность жизни, формирование стремления к профессиональной самореализации, развитие умений и навыков саморегуляции.