Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

РЕФЛЕКСИВНО-СМЫСЛОВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ СОСТОЯНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ У ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Кузнецова А.А. 1
1 Курский государственный медицинский университет
1. Кузнецова А.А. Структурно-феноменологические проявления состояния выгорания у преподавателей высшей школы // Известия Юго-западного государственного университета. – Курск, 2012 №3-2, – С. 145-152.
2. Кузнецова А.А. Рефлексивные механизмы регуляции состояния выгорания у преподавателей высшей школы // Известия Юго-западного государственного университета, 2012. №4-3 (43), С. 214-218.
3. Кузнецова А.А. Факторный анализ рефлексивно-смысловых механизмов регуляции состояния выгорания в условиях педагогической деятельности //Научно-технические ведомости Санкт – Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки, 2012. Т. 3. № 155, С.56-61.
4. Кузнецова А.А. Особенности состояния выгорания у преподавателей высшей школы с учетом профессионально-должностного статуса // Современные наукоемкие технологии. 2012. № 7. С. 17-18.

Современная система высшей школы предъявляет требования не только к студенту, но и к личности преподавателя. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформаций. В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья преподавателя является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования.

Целью работы явилось выявление способов и методов рефлексивно-смысловой регуляции состояния психического выгорания у преподавателей высшей школы. В логике поставленной цели было осуществлено комплексное исследование. Общий объем выборки составил 256 человек в возрасте от 24 до 55 лет. Первоначально были исследованы структурно-феноменологические особенности состояния выгорания [1,4]. Исследованы критерии оценки влияния состояния выгорания на педагогическую деятельность, рефлексивные и смысловые механизмы регуляции [2]. Затем, через процедуры факторного, регрессионного и кластерного анализа – выявлены рефлексивно-смысловые механизмы регуляции состояния выгорания [3]. Основная факторная нагрузка приходится на структурные компоненты психического выгорания. Однако второй и третий факторы характеризуются регулирующими функциями, проявляющимися в параметрах саморегуляции, рефлексивности и смысложизненных ориентациях. Кластерным анализом выявлено, что в первый кластер с высокой степенью близости вошли как показатели рефлексивности, осмысленности жизни и индекс психического выгорания, что может свидетельствовать о том, что указанные параметры системы регуляции могут редуцировать психическое выгорание; второй кластер включает в себя парамеры самореруляции; в третий кластер вошли показатели смыложизненных ориентаций и структурные компоненты состояния психического выгорания. Регрессионным анализом выявлено, что на величину индекса психического выгорания оказывает значимое влияние общий уровень саморегуляции (p-value =0,04962, b=-0,2180). Развитие и повышение уровня саморегуляции может способствовать снижению психического выгорания. На личностное отдаление оказывает значимое влияние осмысленность жизни (p-value = 0,042579, b= -0,12516), также выявлена обратная зависимость, т.е. для снижения личностного отдаления необходимо развивать осмысленность жизни и ее составляющие. На профессиональную мотивацию с одинаковой степенью но разной направленностью влияют общий уровень саморегуляции и рефлексия (p-value = 0,056190, b= -0,32276; p-value = 0,059289, b=-0,11450), саморегуляция повышает профессиональную мотивацию.

Выявленные закономерности и механизм регуляции состояния выгорания заложены в основу построения тренинговой программы. Программа ориентирована на разрешение конкретных задач: работа с ресурсами личности; развитие умений и навыков рефлексии; работа с жизненными целями и планами, формирование стремления к личностному росту и профессиональной самореализации; оптимизация стилей саморегуляции; формирование ценности профессиональных достижений, трансформация пространства достигнутых и ожидаемых достижений. В ходе реализации тренинговой программы достигнут следующий результат (анализ значимости различий между показателями до /после воздействия по показателю эмоционального истощения U꞊45,00000, U꞊63,00000 в первой и второй группах соответственно; личностного отдаления U꞊45,00000, U꞊51,50000; проф. мотивации U꞊41,00000, U꞊54,00000; по показателю индекс выгорания U꞊13,50000, U꞊22,50000) оптимизированы структурные компоненты состояния выгорания через осмысленность жизни, формирование стремления к профессиональной самореализации, развитие умений и навыков саморегуляции.


Библиографическая ссылка

Кузнецова А.А. РЕФЛЕКСИВНО-СМЫСЛОВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ СОСТОЯНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ У ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 11-1. – С. 136-137;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34338 (дата обращения: 04.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674