Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

KAZAKHSTAN’S OIL INDUSTRY IN THE 19TH CENTURY (115-ANNIVERSARY OF THE FIRST OIL GUSHER IN KAZAKHSTAN)

Berdyguzhin L.B. 1 Mendigereev C.B. 1 Bozahaeva G.K. 1 Mukasheva A. 1
1 Atyrau State University H. Dosmukhamedov
This article discusses the history of the establishment of the oil industry in Kazakhstan and the socio-economic situation on the shores of the Caspian Sea in 1890.
oil industry in Kazakhstan
field Karachungul
Dossor
Makati.

Начало производства продуктов углеводорода комерческим путем, т.е. получение от нефти киросина и употребление его в освещении, в 60-е годы ХIХ века привели к продолжающейся по сей день борьбе крупных нефтедобывающих держав за месторождения и рынки сбыта продукции.

В 1870-е годы добычей и сбытом занимались только две нефтедобывающие страны – Российская империя и США.

По мнению исследователей развитию индустрии США особо повлияла гражданскамя война 1861-1865 гг., что привело 10 января 1870 года к созданию первого предприятия «Стандарт ойл Компания»,что буквально означало «Стандартное качество продукции» [1, с.20].

Развитию российской нефтяной промышленности особенно повлияли появление в 1862 году продукта керосин из Америки в Санкт-Петербурге и доставка первого продукта керосина в Санкт-Петербург в октябре 1876 года компанией «Товарищество бр. Нобель» предпринимателя Людвига Нобеля [2, с. 10].

Известный русский политолог С.Ю. Витте об этом периоде в своих трудах показал: «Бакинский продукт нефти, управляемый Мирзоевыми был всего на несколько миллионов пудов; и то продавалось по оптовой цене. Сейчас нефтяная промышленность составляет крупное состояние России»[3, с34].

В 1886 году в нефтяном районе Баку были зарегистрированы 11 нефтяных фонтанов, 1879-1888 годы было добыто 23 миллиона барреля нефтепродукта. Это было в 3 раза больше продукта, добытого США. Российские предприниматели начали рассматривать пути сбыта продукта на европейские рынки. В 1877 году в результате русско-турецкой войны порт Батум перешел России, и появилась возможность выхода на море. Два крупных предпринимателя – Бунге и Палашковский приступили к строительству железной дороги Баку-Батум. Быстрое всемирное падение цены на нефть вынудило их искать партнеров. В качестве партнера нашелся некий французский барон Альфонс Ротшильд, имеющий нефтеперерабатывающий завод на Адриатикаде. В 1886 году они создали крупную компанию «Каспийско-Черноморское нефтепромышленное общество». Это был первый иностранец, в 1878 году подключивший транспортирующий нефть в Каспийском море танкер «Зороастр» и привлеченный в нефтепромышленность России.

В ответ им Л.Нобель, «Братья Нобель» в 1889 году строит трубопровод Баку-Батум. Вытеснение таким образом с российского рынка компании А. Ротшильда и господство на европейском рынке Д. Рокфеллера послужило для нефтяников поводом для поисков рынка в азиатских странах.

В 1891 году «Нефтяное общесво Каспийско-Черноморское» дало молодому английскому предпринимателю Маркусу Самюелю право на торговлю своей продукцией в странах Азии на 9 лет. Молодая компания называлась «Шелл».

Прибыв в Баку и на берега Каспия, М. Самюель увидел танкер «Зороастр», и в 1892 году, получив построенный по его заказу крупный танкер «Мурекс», перевез на нем 4 000 тонны бакинского киросина в Сингапур через Суэцкий канал. Такая торговля нефтью мирового масштаба создала условия для наплыва иностранных деловых групп в Россию, особенно, в Баку и на берега Каспийского моря. В 1898 году министр финансов России С.Ю. Витте для привлечения английских предпринимателей в целях развития нефтепромышленности и открытия месторождений добился разрешения царя Николая II [4].

Так открылись пути английским промышлинникам к казахстанским землям, входящим в состав Российской империи.

Местному населению было невсилах освоение подземных сокровищ на производственной основе и превращение их в народное достояние. Потому что в Казахстане, пребывавшем в составе Российской империи, образование и наука отставали в развитии. В особенности, можно сказать, что технического образования и образования естествознания казахские дети вовсе не получали. Даже в цивилизованном Западе понятие о нефти и научные исследования полностью не были сформированы вплоть до второй половины Х1Х века. Исследователь В.А. Ацюковский, анализируя труды 1646 года Агриколы, 1763 года М.В. Ломоносова, 1866 года французского химика М. Бертло,1871 года французского химика Г. Биассона, 1877 года Д.И.Менделеева о понятии нефти, ее состава, составляющих, 1889 года В.Д. Соловьева, показывает, что наука о нефти была сформирована в конце ХIХ века [5].

Разведовательные работы на производственной основе казахстанких берегов Каспийского моря, то есть, территорию между реками Эмба–Урал, проводились одновременно с проектом российского правительства строительства железной дороги Оренбург-Ташкент. В 1892 году общество железной дороги Рязань-Уральск и Комитет геологии организовали экспедицию для исследования природного богатства междуречья Эмба-Урал под руководством геолога С.Н. Никитина. Впервые проводив разведовательные работы с помощью ручного бурения, С.Н.Никитин пробурил в Доссоре – 6, Ескене – 1, Карашунгуле – 5 скважин. Глубина скважин составляли 6-9 метров.

Заинтересованный данными разведки юрист-защитник (адвокат Л.Б.) Ю. Лебедев в 1892 году первым делает заказ на разведку месторождения нефти. Проводя разведовательные работы на местностях Донгелексор, Ащыкудук, Мунайлы, Карашунгыл и закончив свои средства, Н.Лебедев, за неимением результатов, свою разрешительную бумагу продает наследникам петербургских предпринимателей Грума-Гржимайло, Депкела-Майера и Леману всего за 15 362 рублей.

В мае 1894 года царская власть земли всех месторождений между реками Эмба-Урал, где проводились разведовательные работы, отдала во владение этой компании. Компания получила разрешение на проведение поисковых работ на территории 6 волостей Гурьевского, одной волости Уральского уездов[6, с. 46].

Компания, названная первым нефтяным товариществом в Казахстане, первоначально была создана в Петербурге под предводительством полковника А.Н. Лемана, и в 1898-1909 годы называлась Гурьевское нефтеперерабатывающее учреждение А.Н. Лемана[7, л. 15].

До 1898 года учреждение прорыло 60 скважин с помощью установок ручного бурения в Доссоре, Ескене, Карачунгуле и Каратоне. В начале 1899 года работой учреждения полностью управалял сам А.Н. Леман, отчего работа заметно погрессировала. В Карачунгуле в одной из скважин глубиной в 38-75м., а именно из скважины №7 в середине ноября 1899 года на 40-метровой глубине был обнаружен нефтяной фонтан. Из скважины, дававшей 22-25 тонн нефти в сутки, было получено 5 тысяч тонн нефти. Это был первый фонтан нефти в Казахстане [8, л. 54].