Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

1 1
1
2303 KB

Молодежный социолект – это сложная подсистема языка, которая отличается избирательностью семантических полей, сниженным стилем и ограниченностью круга носителей. Наряду с преобладанием эмоционально-оценочной лексики сниженного уровня (что является отступлением от языковой нормы), он включает в себя переосмысленные лексические средства и специфические аффиксальные образования конструкции, а также усеченные единицы. Таким образом, социолект молодежи служит своеобразным унифицирующим звеном между литературной нормой и ненормативными языковыми явлениями, что способствует обогащению общенационального русского языка.

Словообразование в языке молодежи обладает рядом особенностей и выполняет собственно номинативную функцию в сочетании с людической (игровой) и эмоционально-экспрессивной функциями. Например, в русском молодёжном сленге под влиянием осетинского и по аналогии со словом пончик появилось слово фычик, обозначающее «осетинский пирог с мясом», т.е. фыдджын.

Молодежная речь пронизана экспрессивностью и оценочностью. Если в разговорной речи старшего поколения экспрессивная функция является не господствующей, а лишь сопутствующей, то в молодежной речи она доминирует. Молодежная коммуникация является более непринужденной, она имеет высокую степень эмоциональности, стремление к самовыражению, что находит отражение в языке и приводит к появлению новых выразительных средств, нестандартных лексических единиц.

Структурирование и систематизация молодежной лексики на основе семантических критериев проявляется в малочисленности семантических групп. Ограниченное количество данных групп компенсируется их количественной насыщенностью за счет синонимичес- ких рядов.

Использование сниженных элементов молодежного социолекта в языке СМИ способствует демократизации норм языка, что приводит к закреплению данных явлений в литературной норме, тем самым делая её менее строгой.

Таким образом, социолект молодежи служит своеобразным унифицирующим звеном между ненормативными языковыми явлениями и литературной нормой языка.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научного проекта № 14-04-00360 «Эмоции в современной парадигме культурно-языкового взаимодействия».