Изучение научных работ М.А. Арвисто, В.К. Бальсевича, З. Джумаева, В.И. Жолдак, Г.К. Карповского, Б.А. Петрова, З.К. Смеловской, В.А. Соколова, В.С. Фарфель, Е.П. Щербакова и других показывает, что проблема формирования физкультурно-спортивного интереса школьников продолжает оставаться одной из центральных проблем физического воспитания школьников. Поскольку исследуемая проблема широка и многопланова, в рамках данной статьи мы представили анализ структурных компонентов физкультурно-спортивного интереса и их содержания [1–10].
Анализ результатов научных работ, касающихся структуры и содержания физкультурно-спортивного интереса позволяет выделить четыре его ведущих компонента, среди которых: эмоциональный, волевой, когнитивный и поведенческий компонент.
Так, эмоциональный компонент придает интересу значение длительно действующего фактора и различается по содержанию, силе и глубине вызываемых чувств. При закреплении интереса учащихся к спорту существенными являются положительные эмоции, вызываемые успехами на уроках физкультуры и, особенно, во внеклассной деятельности.
Формированию и воспитанию волевого компонента должно уделяться, на наш взгляд, наиболее пристальное внимание, Следует помнить, что в силу возрастных особенностей школьников, их эмоциональности, отсутствия жизненного опыта, а значит, легкой внушаемости – формирование волевых качеств – главная задача учителя физкультуры и тренера. Для школьников, имеющих сильную спортивную мотивацию, характерно проявление таких волевых качеств как целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержку, смелость, дисциплинированность. Особенности проявления этих качеств зависят, по мнению большинства исследователей, от многих факторов: типологических особенностей нервной системы, темперамента, характера, а также от возраста и пола, системы доминирующих мотивов школьников [3–4]. Двигательная деятельность на уровне спортивного режима далека от повседневного получения простых спортивных удовольствий, она определяется более отдаленными целями и перспективами, и поэтому связана и с отрицательными эмоциями, преодоление которых закаляет волю занимающихся. Следовательно, формирование глубокого физкультурно-спортивного интереса одновременно означает и воспитание волевых качеств у школьника, поэтому когнитивный компонент составляет его ядро.
Таким образом, физкультурно-спортивный интерес – совокупность неразрывно взаимосвязанных и взаимообуславливающих друг друга интеллектуальных и эмоционально-волевых процессов. Результаты анализа структуры и содержания физкультурно-спортивного интереса позволяет рассматривать его как относительно самостоятельный элемент физического воспитания, имеющий при этом свою специфику.
Необходимо подчеркнуть, что интеллектуальный является важнейшим компонентом физкультурно-спортивного интереса и, как показывают исследования, чаще всего обнаруживается на фоне уже сформированной спортивной мотивации, когда у занимающихся проявляется желание понять значение и смысл физкультурной деятельности, пополнить запас знаний в интересующем виде спорта [5]. Специфика этого компонента такова, что он обнаруживает относительную самостоятельность своего существования. Он напрямую связан со стремлением учащихся заниматься физическими упражнениями, спортом, играми, поэтому необходимо сформировать убежденность в пользе занятий, основанную на знаниях, опыте и признании необходимости спортивных занятий.
Поведенческий компонент, как показывает анализ научной литературы, характеризует степень действенности физкультурно-спортивного интереса, раскрывая его значимость в практической деятельности для качественного разделения интересов: реализованные и нереализованные. Поведенческий компонент характеризуется как предполагаемый способ удовлетворения потребностей, как готовность к деятельности. Однако, как отмечает Б.А. Петров, школьники, имеющие разносторонние и глубокие физкультурно-спортивные интересы, могут оставаться всего лишь спортивными зрителями, пассивными потребителями ценностей физической культуры и спорта [6]. Именно поэтому необходимо повышать двигательную активность детей, потому что всесильны «помощники» гиподинамии – телефутбол, телехоккей, телефигурное катание и т.д.
Результаты исследований свидетельствуют о том, что процесс формирования интереса к занятиям физической культурой и спортом на различных этапах возрастного развития детей и подростков имеет свои характерные особенности [1–10]. В младшем школьном возрасте, когда ярко проявляются врожденные потребности в двигательной активности, создаются благоприятные предпосылки для его возбуждения и развития. При этом эмоциональный аспект учебной деятельности школьников выступает как наиболее предпочтительный. Занятия физическими упражнениями, спортом в соответствии с выявленными способностями ведут к достижению определенного успеха, создают дополнительные предпосылки для углубления и расширения физкультурно-спортивных интересов школьников. Ведущими механизмами на этом этапе являются социально-психологические предпосылки, где особую роль приобретает ближайшее социальное окружение, семья.
Исследования вышеназванных ученых способствовали раскрытию новых возможностей школьников в усвоении более высокого уровня знаний, навыков и умений. Возрастные возможности современных детей значительно шире, чем это считалось раньше, и эти возможности все еще недостаточно используются в учебном процессе, а развитие потенциальных возможностей школьников требует соответствующим образом организованного обучения и воспитания.
По мнению В.С. Фарфеля, именно естественная двигательная активность, генетически предопределенная потребность двигаться, является главным фактором, обеспечивающим реализацию двигательных способностей на протяжении всей жизни [9]. Следовательно, важнейшая задача, которую должна решать современная школа, заключается в создании необходимых условий для оптимального двигательного режима, удовлетворяющего естественную потребность ребенка в движении.
Известно, что школьники не в полной мере удовлетворяют индивидуальные потребности и возможности в движениях, так как в этом возрасте двигательная активность, главным образом, обусловлена предложенным им двигательным режимом, поэтому закономерно в настоящее время все чаще высказывается мнение о необходимости повышения двигательного режима [7]. В целом, в подавляющем количестве исследований подчеркивается эффективность физического воспитания, направленного на развитие двигательных навыков, общей выносливости, формирование способностей координационного движения для реализации имеющейся потребности. Позиции исследователей в данном направлении убеждают, что положительное решение этой сложной проблемы видится в необходимости заложить в основу содержания обучения то главное, что приобретает для ребенка решающее значение в данном возрасте и послужит фундаментом для его дальнейшего физического развития [2–8].
Таким образом, дальнейший анализ научных трудов, связанных с определением структуры и содержания физкультурно-спортивного интереса, позволяет выделить несколько подходов исследователей, которые рассматривают физкультурно-спортивный интерес и как цель деятельности, и как средство ее достижения, и как результат.
Так, например, В.И. Жолдак [4] считает очень важным сочетание выработки поведенческих готовностей к спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности с развитием эмоциональных и когнитивных, рассудочных компонентов социальной установки. Формирование общей направленности интересов личности в сторону физкультурно-спортивной деятельности, в получении ее места и повышения уровня в системе ценностных ориентаций личности, по мнению автора, является главным.
Рассматривая особенности в структуре физкультурно-спортивных интересов учащихся средних школ, Г.К. Карповский подчеркивает, что они изменяются с возрастом, в частности с процессом развития и становления их психики [5]. Школьники 10–12 лет чаще выражают желание заниматься видами спорта, для которых они ни физически, ни психически не подготовлены, и для которых, в данной местности нет необходимых условий. Иначе говоря, в этом возрасте чаще, чем в других возрастных группах, отмечаются случаи недостаточной самокритичности при оценке своих возможностей, а также реальных условий при выборе вида спорта. Это связано, на наш взгляд, с недостаточным личным опытом и неумением оценивать реальность своих желаний и возможностей. Безусловно, одним из факторов влияющих на удовлетворение занятиями спортом, является правильный выбор детьми того или иного вида спорта, который должен соответствовать их антропометрическим и функциональным данным а также психофизиологическим особенностям.
Заключение
Итак, теоретический анализ компонентов физкультурно-спортивного интереса, позволяет сделать нам следующие выводы:
– основой физкультурно-спортивного интереса является потребность – она включается в интерес в виде мотивов, которые несут содержательную характеристику потребностей и являются их субъективным выражением;
– специфическими моментами физкультурно-спортивного интереса, кроме мотива и способа деятельности, являются эмоциональная привлекательность потребности;
– физкультурно-спортивный интерес как важнейший энергетический ресурс физического воспитания школьников, создает условия для его эффективного осуществления;
– в развитии интереса к физической культуре и спорту важную роль играет личность учителя физкультуры, а также взаимодействие учителя и школьников. Главное назначение учителя состоит в том, чтобы способствовать активности и самостоятельности ученика, становлению его как субъекта деятельности.
– интересы и потребности – явления объективно-субъективного порядка. При их изучении необходимо выявить объективные и субъективные условия, факторы и показатели;
Таким образом, на развитие личности школьника, его духовных и физических способностей, культуры и здорового образа жизни, укреплении здоровья в целом и формирование физкультурно-спортивного интереса в частности, оказывают влияние множество факторов, важнейшими из которых являются двигательный опыт, спортивные увлечения школьников и их сверстников, а также влияние социального окружения.