Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ABOUT FORMATION OF PHYSICAL-CULTURAL AND SPORTS INTEREST OF SCHOOLCHILDREN

Zhekibaeva B.A. 1 Saidulin B.N. 1
1 Buketov Karaganda State University
2365 KB
In the article are presented the results of problem of the formation of physical-cultural and sports interest, which continues to remain one of the central problems of physical education of schoolchildren. The analysis of psychology and pedagogical literature which deals with the structure and content of sports interest, allows us to select four leading components, among which are emotional, strong-willed, cognitive and behavioral, as well as to reveal their specific features. Studying of structural components and content of physical-cultural and sports interest allows authors to separate out some approaches in the research of this phenomenon, in which physical-cultural and sports interest is considered both as the activity purpose, as means of its achievement, and as result.
physical education
physical-cultural and sports interest
components of physical-cultural and sports interest
motion activity
physical culture and sport

Изучение научных работ М.А. Арвисто, В.К. Бальсевича, З. Джумаева, В.И. Жолдак, Г.К. Карповского, Б.А. Петрова, З.К. Смеловской, В.А. Соколова, В.С. Фарфель, Е.П. Щербакова и других показывает, что проблема формирования физкультурно-спортивного интереса школьников продолжает оставаться одной из центральных проблем физического воспитания школьников. Поскольку исследуемая проблема широка и многопланова, в рамках данной статьи мы представили анализ структурных компонентов физкультурно-спортивного интереса и их содержания [1–10].

Анализ результатов научных работ, касающихся структуры и содержания физкультурно-спортивного интереса позволяет выделить четыре его ведущих компонента, среди которых: эмоциональный, волевой, когнитивный и поведенческий компонент.

Так, эмоциональный компонент придает интересу значение длительно действующего фактора и различается по содержанию, силе и глубине вызываемых чувств. При закреплении интереса учащихся к спорту существенными являются положительные эмоции, вызываемые успехами на уроках физкультуры и, особенно, во внеклассной деятельности.

Формированию и воспитанию волевого компонента должно уделяться, на наш взгляд, наиболее пристальное внимание, Следует помнить, что в силу возрастных особенностей школьников, их эмоциональности, отсутствия жизненного опыта, а значит, легкой внушаемости – формирование волевых качеств – главная задача учителя физкультуры и тренера. Для школьников, имеющих сильную спортивную мотивацию, характерно проявление таких волевых качеств как целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержку, смелость, дисциплинированность. Особенности проявления этих качеств зависят, по мнению большинства исследователей, от многих факторов: типологических особенностей нервной системы, темперамента, характера, а также от возраста и пола, системы доминирующих мотивов школьников [3–4]. Двигательная деятельность на уровне спортивного режима далека от повседневного получения простых спортивных удовольствий, она определяется более отдаленными целями и перспективами, и поэтому связана и с отрицательными эмоциями, преодоление которых закаляет волю занимающихся. Следовательно, формирование глубокого физкультурно-спортивного интереса одновременно означает и воспитание волевых качеств у школьника, поэтому когнитивный компонент составляет его ядро.

Таким образом, физкультурно-спортивный интерес – совокупность неразрывно взаимосвязанных и взаимообуславливающих друг друга интеллектуальных и эмоционально-волевых процессов. Результаты анализа структуры и содержания физкультурно-спортивного интереса позволяет рассматривать его как относительно самостоятельный элемент физического воспитания, имеющий при этом свою специфику.

Необходимо подчеркнуть, что интеллектуальный является важнейшим компонентом физкультурно-спортивного интереса и, как показывают исследования, чаще всего обнаруживается на фоне уже сформированной спортивной мотивации, когда у занимающихся проявляется желание понять значение и смысл физкультурной деятельности, пополнить запас знаний в интересующем виде спорта [5]. Специфика этого компонента такова, что он обнаруживает относительную самостоятельность своего существования. Он напрямую связан со стремлением учащихся заниматься физическими упражнениями, спортом, играми, поэтому необходимо сформировать убежденность в пользе занятий, основанную на знаниях, опыте и признании необходимости спортивных занятий.

Поведенческий компонент, как показывает анализ научной литературы, характеризует степень действенности физкультурно-спортивного интереса, раскрывая его значимость в практической деятельности для качественного разделения интересов: реализованные и нереализованные. Поведенческий компонент характеризуется как предполагаемый способ удовлетворения потребностей, как готовность к деятельности. Однако, как отмечает Б.А. Петров, школьники, имеющие разносторонние и глубокие физкультурно-спортивные интересы, могут оставаться всего лишь спортивными зрителями, пассивными потребителями ценностей физической культуры и спорта [6]. Именно поэтому необходимо повышать двигательную активность детей, потому что всесильны «помощники» гиподинамии – телефутбол, телехоккей, телефигурное катание и т.д.

Результаты исследований свидетельствуют о том, что процесс формирования интереса к занятиям физической культурой и спортом на различных этапах возрастного развития детей и подростков имеет свои характерные особенности [1–10]. В младшем школьном возрасте, когда ярко проявляются врожденные потребности в двигательной активности, создаются благоприятные предпосылки для его возбуждения и развития. При этом эмоциональный аспект учебной деятельности школьников выступает как наиболее предпочтительный. Занятия физическими упражнениями, спортом в соответствии с выявленными способностями ведут к достижению определенного успеха, создают дополнительные предпосылки для углубления и расширения физкультурно-спортивных интересов школьников. Ведущими механизмами на этом этапе являются социально-психологические предпосылки, где особую роль приобретает ближайшее социальное окружение, семья.

Исследования вышеназванных ученых способствовали раскрытию новых возможностей школьников в усвоении более высокого уровня знаний, навыков и умений. Возрастные возможности современных детей значительно шире, чем это считалось раньше, и эти возможности все еще недостаточно используются в учебном процессе, а развитие потенциальных возможностей школьников требует соответствующим образом организованного обучения и воспитания.

По мнению В.С. Фарфеля, именно естественная двигательная активность, генетически предопределенная потребность двигаться, является главным фактором, обеспечивающим реализацию двигательных способностей на протяжении всей жизни [9]. Следовательно, важнейшая задача, которую должна решать современная школа, заключается в создании необходимых условий для оптимального двигательного режима, удовлетворяющего естественную потребность ребенка в движении.

Известно, что школьники не в полной мере удовлетворяют индивидуальные потребности и возможности в движениях, так как в этом возрасте двигательная активность, главным образом, обусловлена предложенным им двигательным режимом, поэтому закономерно в настоящее время все чаще высказывается мнение о необходимости повышения двигательного режима [7]. В целом, в подавляющем количестве исследований подчеркивается эффективность физического воспитания, направленного на развитие двигательных навыков, общей выносливости, формирование способностей координационного движения для реализации имеющейся потребности. Позиции исследователей в данном направлении убеждают, что положительное решение этой сложной проблемы видится в необходимости заложить в основу содержания обучения то главное, что приобретает для ребенка решающее значение в данном возрасте и послужит фундаментом для его дальнейшего физического развития [2–8].

Таким образом, дальнейший анализ научных трудов, связанных с определением структуры и содержания физкультурно-спортивного интереса, позволяет выделить несколько подходов исследователей, которые рассматривают физкультурно-спортивный интерес и как цель деятельности, и как средство ее достижения, и как результат.

Так, например, В.И. Жолдак [4] считает очень важным сочетание выработки поведенческих готовностей к спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности с развитием эмоциональных и когнитивных, рассудочных компонентов социальной установки. Формирование общей направленности интересов личности в сторону физкультурно-спортивной деятельности, в получении ее места и повышения уровня в системе ценностных ориентаций личности, по мнению автора, является главным.

Рассматривая особенности в структуре физкультурно-спортивных интересов учащихся средних школ, Г.К. Карповский подчеркивает, что они изменяются с возрастом, в частности с процессом развития и становления их психики [5]. Школьники 10–12 лет чаще выражают желание заниматься видами спорта, для которых они ни физически, ни психически не подготовлены, и для которых, в данной местности нет необходимых условий. Иначе говоря, в этом возрасте чаще, чем в других возрастных группах, отмечаются случаи недостаточной самокритичности при оценке своих возможностей, а также реальных условий при выборе вида спорта. Это связано, на наш взгляд, с недостаточным личным опытом и неумением оценивать реальность своих желаний и возможностей. Безусловно, одним из факторов влияющих на удовлетворение занятиями спортом, является правильный выбор детьми того или иного вида спорта, который должен соответствовать их антропометрическим и функциональным данным а также психофизиологическим особенностям.

Заключение

Итак, теоретический анализ компонентов физкультурно-спортивного интереса, позволяет сделать нам следующие выводы:

– основой физкультурно-спортивного интереса является потребность – она включается в интерес в виде мотивов, которые несут содержательную характеристику потребностей и являются их субъективным выражением;

– специфическими моментами физкультурно-спортивного интереса, кроме мотива и способа деятельности, являются эмоциональная привлекательность потребности;

– физкультурно-спортивный интерес как важнейший энергетический ресурс физического воспитания школьников, создает условия для его эффективного осуществления;

– в развитии интереса к физической культуре и спорту важную роль играет личность учителя физкультуры, а также взаимодействие учителя и школьников. Главное назначение учителя состоит в том, чтобы способствовать активности и самостоятельности ученика, становлению его как субъекта деятельности.

– интересы и потребности – явления объективно-субъективного порядка. При их изучении необходимо выявить объективные и субъективные условия, факторы и показатели;

Таким образом, на развитие личности школьника, его духовных и физических способностей, культуры и здорового образа жизни, укреплении здоровья в целом и формирование физкультурно-спортивного интереса в частности, оказывают влияние множество факторов, важнейшими из которых являются двигательный опыт, спортивные увлечения школьников и их сверстников, а также влияние социального окружения.