Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

О ФОРМИРОВАНИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ

Жекибаева Б.А. 1 Сайдулин В.Н. 1
1 КГУ «Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова»
В статье представлены результаты исследования проблемы формирования физкультурно-спортивного интереса, которая продолжает оставаться одной из центральных проблем физического воспитания школьников. Анализ психолого-педагогической литературы, в которой рассматривается структура и содержание физкультурно-спортивного интереса, позволяет выделить четыре ведущих компонента, среди которых: эмоциональный, волевой, когнитивный и поведенческий, а также раскрыть их специфические особенности. Изучение структурных компонентов и содержания физкультурно-спортивного интереса позволили авторам выделить несколько подходов в исследовании данного феномена, в которых физкультурно-спортивный интерес рассматривается и как цель деятельности, и как средство ее достижения, и как ее результат.
физическое воспитание
физкультурно-спортивный интерес
компоненты физкультурно-спортивного интереса
двигательная активность
физическая культура и спорт
1. Арвисто М.А. Мотивация физкультурно-спортивной деятельности // Физкультура и современный образ жизни. – М.: ФиС, 2002. – 169 с
2. Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты) // Теория и практика физической культуры – 2001. – № 7.
3. Джумаев 3. Отношение сельских школьников и их родителей к физической культуре и спорту как условие физкультурного просвещения // Реализация дифференциации подхода в физическом воспитании учащейся молодежи. – Л., 2003. – С. 21–24.
4. Жолдак В.И. Соотношение вербального и реального поведения в спортивной деятельности // Сб. научн. тр., – М., 2002. – Т.2. – С. 160–163.
5. Карповский Г.К. О некоторых особенностях в структуре спортивных интересов учащихся средних школ и ПТУ // Научн. тр. ВНИИФК за 1990. – М., 1991. – Т. 1. – С. 152–154.
6. Петров Б.А. Особенности формирования у школьников интереса к занятиям физической культурой и спортом // Активизация учебно- познавательной деятельности учащихся / Сб. научн. тр., – Л., 2003. – С. 127–132.
7. Соколов В.А. Мотивация занятий физической культурой и спортом у школьников: автореф. дис. канд. – Минск, 2007. – 27 с.
8. Смеловская З.К. Факторы формирования физкультурно-спортивных интересов учащихся общеобразовательных школ // Теория и практика физической культуры. – 2008. – № 10. – С. 46– 8.
9. Фарфелъ В.С. Двигательная способность детей, их развитие и пути изучения //: Развитие двигательной способности у детей / Тезисы симпозиума. – М., 2006. – С. 191– 94.
10. Щербаков Е.П. Исследование интереса к спорту у школьников 4–10 классов и экспериментальное обоснование возможности управления им при спортивной ориентации: автореф. дисс. канд. – М., 2005. – 21 с.

Изучение научных работ М.А. Арвисто, В.К. Бальсевича, З. Джумаева, В.И. Жолдак, Г.К. Карповского, Б.А. Петрова, З.К. Смеловской, В.А. Соколова, В.С. Фарфель, Е.П. Щербакова и других показывает, что проблема формирования физкультурно-спортивного интереса школьников продолжает оставаться одной из центральных проблем физического воспитания школьников. Поскольку исследуемая проблема широка и многопланова, в рамках данной статьи мы представили анализ структурных компонентов физкультурно-спортивного интереса и их содержания [1–10].

Анализ результатов научных работ, касающихся структуры и содержания физкультурно-спортивного интереса позволяет выделить четыре его ведущих компонента, среди которых: эмоциональный, волевой, когнитивный и поведенческий компонент.

Так, эмоциональный компонент придает интересу значение длительно действующего фактора и различается по содержанию, силе и глубине вызываемых чувств. При закреплении интереса учащихся к спорту существенными являются положительные эмоции, вызываемые успехами на уроках физкультуры и, особенно, во внеклассной деятельности.

Формированию и воспитанию волевого компонента должно уделяться, на наш взгляд, наиболее пристальное внимание, Следует помнить, что в силу возрастных особенностей школьников, их эмоциональности, отсутствия жизненного опыта, а значит, легкой внушаемости – формирование волевых качеств – главная задача учителя физкультуры и тренера. Для школьников, имеющих сильную спортивную мотивацию, характерно проявление таких волевых качеств как целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержку, смелость, дисциплинированность. Особенности проявления этих качеств зависят, по мнению большинства исследователей, от многих факторов: типологических особенностей нервной системы, темперамента, характера, а также от возраста и пола, системы доминирующих мотивов школьников [3–4]. Двигательная деятельность на уровне спортивного режима далека от повседневного получения простых спортивных удовольствий, она определяется более отдаленными целями и перспективами, и поэтому связана и с отрицательными эмоциями, преодоление которых закаляет волю занимающихся. Следовательно, формирование глубокого физкультурно-спортивного интереса одновременно означает и воспитание волевых качеств у школьника, поэтому когнитивный компонент составляет его ядро.

Таким образом, физкультурно-спортивный интерес – совокупность неразрывно взаимосвязанных и взаимообуславливающих друг друга интеллектуальных и эмоционально-волевых процессов. Результаты анализа структуры и содержания физкультурно-спортивного интереса позволяет рассматривать его как относительно самостоятельный элемент физического воспитания, имеющий при этом свою специфику.

Необходимо подчеркнуть, что интеллектуальный является важнейшим компонентом физкультурно-спортивного интереса и, как показывают исследования, чаще всего обнаруживается на фоне уже сформированной спортивной мотивации, когда у занимающихся проявляется желание понять значение и смысл физкультурной деятельности, пополнить запас знаний в интересующем виде спорта [5]. Специфика этого компонента такова, что он обнаруживает относительную самостоятельность своего существования. Он напрямую связан со стремлением учащихся заниматься физическими упражнениями, спортом, играми, поэтому необходимо сформировать убежденность в пользе занятий, основанную на знаниях, опыте и признании необходимости спортивных занятий.

Поведенческий компонент, как показывает анализ научной литературы, характеризует степень действенности физкультурно-спортивного интереса, раскрывая его значимость в практической деятельности для качественного разделения интересов: реализованные и нереализованные. Поведенческий компонент характеризуется как предполагаемый способ удовлетворения потребностей, как готовность к деятельности. Однако, как отмечает Б.А. Петров, школьники, имеющие разносторонние и глубокие физкультурно-спортивные интересы, могут оставаться всего лишь спортивными зрителями, пассивными потребителями ценностей физической культуры и спорта [6]. Именно поэтому необходимо повышать двигательную активность детей, потому что всесильны «помощники» гиподинамии – телефутбол, телехоккей, телефигурное катание и т.д.

Результаты исследований свидетельствуют о том, что процесс формирования интереса к занятиям физической культурой и спортом на различных этапах возрастного развития детей и подростков имеет свои характерные особенности [1–10]. В младшем школьном возрасте, когда ярко проявляются врожденные потребности в двигательной активности, создаются благоприятные предпосылки для его возбуждения и развития. При этом эмоциональный аспект учебной деятельности школьников выступает как наиболее предпочтительный. Занятия физическими упражнениями, спортом в соответствии с выявленными способностями ведут к достижению определенного успеха, создают дополнительные предпосылки для углубления и расширения физкультурно-спортивных интересов школьников. Ведущими механизмами на этом этапе являются социально-психологические предпосылки, где особую роль приобретает ближайшее социальное окружение, семья.

Исследования вышеназванных ученых способствовали раскрытию новых возможностей школьников в усвоении более высокого уровня знаний, навыков и умений. Возрастные возможности современных детей значительно шире, чем это считалось раньше, и эти возможности все еще недостаточно используются в учебном процессе, а развитие потенциальных возможностей школьников требует соответствующим образом организованного обучения и воспитания.

По мнению В.С. Фарфеля, именно естественная двигательная активность, генетически предопределенная потребность двигаться, является главным фактором, обеспечивающим реализацию двигательных способностей на протяжении всей жизни [9]. Следовательно, важнейшая задача, которую должна решать современная школа, заключается в создании необходимых условий для оптимального двигательного режима, удовлетворяющего естественную потребность ребенка в движении.

Известно, что школьники не в полной мере удовлетворяют индивидуальные потребности и возможности в движениях, так как в этом возрасте двигательная активность, главным образом, обусловлена предложенным им двигательным режимом, поэтому закономерно в настоящее время все чаще высказывается мнение о необходимости повышения двигательного режима [7]. В целом, в подавляющем количестве исследований подчеркивается эффективность физического воспитания, направленного на развитие двигательных навыков, общей выносливости, формирование способностей координационного движения для реализации имеющейся потребности. Позиции исследователей в данном направлении убеждают, что положительное решение этой сложной проблемы видится в необходимости заложить в основу содержания обучения то главное, что приобретает для ребенка решающее значение в данном возрасте и послужит фундаментом для его дальнейшего физического развития [2–8].

Таким образом, дальнейший анализ научных трудов, связанных с определением структуры и содержания физкультурно-спортивного интереса, позволяет выделить несколько подходов исследователей, которые рассматривают физкультурно-спортивный интерес и как цель деятельности, и как средство ее достижения, и как результат.

Так, например, В.И. Жолдак [4] считает очень важным сочетание выработки поведенческих готовностей к спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности с развитием эмоциональных и когнитивных, рассудочных компонентов социальной установки. Формирование общей направленности интересов личности в сторону физкультурно-спортивной деятельности, в получении ее места и повышения уровня в системе ценностных ориентаций личности, по мнению автора, является главным.

Рассматривая особенности в структуре физкультурно-спортивных интересов учащихся средних школ, Г.К. Карповский подчеркивает, что они изменяются с возрастом, в частности с процессом развития и становления их психики [5]. Школьники 10–12 лет чаще выражают желание заниматься видами спорта, для которых они ни физически, ни психически не подготовлены, и для которых, в данной местности нет необходимых условий. Иначе говоря, в этом возрасте чаще, чем в других возрастных группах, отмечаются случаи недостаточной самокритичности при оценке своих возможностей, а также реальных условий при выборе вида спорта. Это связано, на наш взгляд, с недостаточным личным опытом и неумением оценивать реальность своих желаний и возможностей. Безусловно, одним из факторов влияющих на удовлетворение занятиями спортом, является правильный выбор детьми того или иного вида спорта, который должен соответствовать их антропометрическим и функциональным данным а также психофизиологическим особенностям.

Заключение

Итак, теоретический анализ компонентов физкультурно-спортивного интереса, позволяет сделать нам следующие выводы:

– основой физкультурно-спортивного интереса является потребность – она включается в интерес в виде мотивов, которые несут содержательную характеристику потребностей и являются их субъективным выражением;

– специфическими моментами физкультурно-спортивного интереса, кроме мотива и способа деятельности, являются эмоциональная привлекательность потребности;

– физкультурно-спортивный интерес как важнейший энергетический ресурс физического воспитания школьников, создает условия для его эффективного осуществления;

– в развитии интереса к физической культуре и спорту важную роль играет личность учителя физкультуры, а также взаимодействие учителя и школьников. Главное назначение учителя состоит в том, чтобы способствовать активности и самостоятельности ученика, становлению его как субъекта деятельности.

– интересы и потребности – явления объективно-субъективного порядка. При их изучении необходимо выявить объективные и субъективные условия, факторы и показатели;

Таким образом, на развитие личности школьника, его духовных и физических способностей, культуры и здорового образа жизни, укреплении здоровья в целом и формирование физкультурно-спортивного интереса в частности, оказывают влияние множество факторов, важнейшими из которых являются двигательный опыт, спортивные увлечения школьников и их сверстников, а также влияние социального окружения.


Библиографическая ссылка

Жекибаева Б.А., Сайдулин В.Н. О ФОРМИРОВАНИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 12-1. – С. 159-161;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34505 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674