Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

THE PRIORITIES OF MONETARY POLICY IN RAW MATERIALS EXPORT ECONOMY

Pykhteev Y.N. 1 Voronina A.S. 1 Burova A.A. 1
1 Nizhny Novgorod State University N.I. Lobachevsky
2446 KB
This article presents the analysis of monetary policy execution principles according to the strategy of raw materials economy model and the brief description of raw materials export model in Russian economy. The article shows the export income influence monetary policy in modern Russia. In the circumstances of world oil price, export income and GDP growth the main target of monetary policy is to accumulate funds and monetary supply and when there is a decrease in order to stabilize the national currency rate Central Bank of Russia has to withdraw liquidity and to reduce funds. The analysis results in conclusion about the pro-cyclical nature of the Central Russian Bank monetary policy that is because of the raw export model of economy development particularity.
monetary policy
Central Bank
key interest rate
monetary supply
international funds
currency rate
export
raw materials export economy

Денежно-кредитная политика служит важнейшим элементом макроэкономической стабилизационной политики, активно применяемой современными государствами. В развитых странах, как правило, она носит конртциклический характер и состоит в минимизации отклонений от существующего тренда экономического роста путем поддержания совокупного спроса на уровне, соответствующем производственному потенциалу экономики.

Иные приоритеты имеет денежно-кредитная политика в странах с развивающимися рынками, где значительную угрозу для макроэкономической стабильности представляют высокая инфляция, резкие изменения курса национальной валюты и международных потоков капитала. В России эти проблемы усугубляются экспортно-сырьевой ориентацией экономики, что оказывает принципиальное влияние на характер денежно-кредитной политики Центробанка, которая приобретает ярко выраженной проциклический характер.

Реализация экспортно-сырьевой модели развития в российской экономике

Экспортно-сырьевая модель развития, ключевым элементом которой является экспорт минеральных продуктов, сформировалась в российской экономике под влиянием стремительного повышения мировых цен на нефть. На протяжении 2000-х гг. рост доходов от сырьевого экспорта, перераспределяемых внутри экономики путем их трансформации в заработную плату, валовую прибыль и налоговые поступления в государственный бюджет, выполнял функцию основного катализатора внутреннего спроса [10], стимулируя производство и обеспечивая высокие темпы экономического роста (табл. 1).

Таблица 1

Основные макроэкономические показатели российской экономики

Показатель

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

ВВП в пост. ценах,

млрд. руб.

13208

17027

21610

26917

33248

41277

38807

46309

55800

62599

66689

ВВП в пост. ценах,

% к пред. году

7,3

7,2

6,4

8,2

8,5

5,2

-7,8

4,5

4,3

3,4

1,3

Пром. производство,

% к пред. году

8,9

8,0

5,1

6,3

6,8

0,6

-9,3

7,3

5,0

3,4

0,4

Инвестиции,

% к пред. году

13,7

10,9

10,9

16,7

22,7

9,9

-15,7

6,0

10,8

6,6

-0,2

Реальные доходы насел., % к пред. году

15,0

10,4

12,4

13,5

12,1

2,4

3,0

5,9

0,5

4,6

3,2

Инфляция,

% к пред.году

12,0

11,7

10,9

9,0

11,9

13,3

8,8

8,8

6,1

6,6

6,5

Федеральный бюджет

Доходы,

млрд. руб.

2586

3429

5127

6279

7781

9276

7338

8305

11368

12854

13020

профицит/дефицит,

млрд. руб.

228

730

1613

1994

1795

1705

-2322

-1812

442

-37

-323

Цена нефти Urals,

долл./барр.

27,3

34,2

50,0

61,1

68,9

94,8

60,4

77,9

109,0

110,4

107,7

Экспорт,

млрд. долл.

135,9

183,2

243,8

303,6

354,4

471,6

303,4

392,7

515,4

527,4

523,3

Импорт,

млрд. долл.

76,1

97,4

125,4

164,3

223,5

291,9

191,8

245,7

318,6

335,8

341,3

Внешний долг РФ,

млрд. долл.

186,0

213,5

257,2

313,2

463,9

480,5

467,2

488,9

538,9

636,4

728,9

Источники: Росстат, Минфин, Банк России.

Это позволяло успешно решать многие социальные, экономические и политические задачи. Реальный ВВП России с 1998 г. по 2013 г. вырос в 2 с лишним раза. Рост реальных доходов и потребления домашних хозяйств, возрастание инвестиций в основной капитал способствовали ускорению роста ВВП, стимулируя развитие экономического потенциала России и ее регионов [7, 8]. Увеличение бюджетных доходов от налогообложения производства и экспорта минеральных продуктов позволило расширить финансовые возможности органов государственной власти и качественно изменило структуру бюджета, обеспечивая устойчиво растущий бюджетный профицит [1]. Благодаря этому удалось значительно сократить государственный внешний долг РФ (до 55,8 млрд. долл. в 2013 г.) и сформировать в 2004 г. Стабилизационный фонд, позднее разделенный на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

Рост потребительских расходов и частных инвестиций получил дополнительное финансирование благодаря интенсивному развитию финансового рынка. Дефицитность капитала обеспечивала высокую доходность инвестиций, а крупный приток иностранного капитала, растущие мировые цены на сырье и укрепление финансовых рынков обеспечивали инвесторов необходимым финансированием [4]. Это способствовало вовлечению российского банковского сектора и нефинансовых предприятий в наращивание внешнего долга, благодаря чему внешний долг российского частного сектора начал расти высокими темпами и к концу 2013 г. достиг рекордной суммы 674,1 млрд. руб.

Основным негативным последствием реализации экспортно-сырьевой модели является ослабление конкурентоспособности отечественной обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства вследствие повышения курса национальной валюты. Приток валютной выручки от экспорта нефтегазовых ресурсов способствует укреплению рубля, в связи с чем импортная продукция становится более доступной, и возрастающий внутренний спрос в значительной степени удовлетворяется за счет импорта. Это ухудшает положение некоторых отраслей обрабатывающего сектора и сельского хозяйства, подрывает стимулы к инновациям [2] и приводит к возникновению так называемой «голландской болезни» [9]. Поэтому стабилизация валютного курса становится важным элементом макроэкономической политики.

Денежно-кредитная политика в условиях экспортно-сырьевой модели развития

Реализация экспортно-сырьевой модели экономического развития приводит к необходимости определения приоритетов денежно-кредитной политики. Чтобы сдерживать укрепление рубля в условиях значительного притока на внутренний рынок экспортной выручки, Центральный банк должен приобретать иностранную валюту, пополняя свои международный резервы и увеличивая тем самым предложение денег в стране [3]. А в случае неблагоприятного изменения внешней конъюнктуры, падения мировых цен на минеральное сырье и сокращения валютной выручки экспортеров ЦБ для стабилизации валютного курса вынужден прибегать к валютным интервенциям путем частичной продажи золотовалютных резервов.

На протяжении 2000-х годов отмечается очевидная корреляция между ценой нефти, курсом рубля и накоплением золотовалютных резервов (табл. 2). В 1999 г. золотовалютные резервы Банка России составляли приблизительно 12,5 млрд. долл., но по мере роста мировых цен на нефть, притока валюты от экспорта нефти и активных валютных интервенций они возросли до рекордного значения, достигнув в августе 2008 г. уровня 598,1 млрд. долл. [5]. Это позволило существенно ограничить реальное укрепление рубля. Осенью 2008 г. Банк России был вынужден прибегнуть к продаже иностранной валюты для предотвращения ослабления курса рубля на фоне разрастающегося кризиса, и золотовалютные резервы несколько сократились. В 2010-2013 гг. высокие мировые цены на нефть позволили Центральному банку продолжить консервативную политику накопления резервов. Наращивание резервов означает соответствующий прирост объема денежной массы: в период с 1999 г. по 2013 г. в России денежный агрегат М2 увеличился в 38 раз.

Таблица 2

Монетарные показатели российской экономики

Показатель

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Золотовалютные резервы, млрд. долл.

76,9

124,5

182,2

303,7

478,8

427,1

439,0

479,4

498,6

537,6

509,6

Денежная масса M2,

% к пред. году

50,4

36,1

38,6

48,8

43,1

0,8

17,7

31,1

22,3

11,9

14,6

Обменный курс (средний за год), руб./долл.

30,7

28,8

28,3

27,2

25,6

24,8

31,7

30,4

29,4

31,1

31,8

Реальный курс руб. к долл., % к пред. году

18,9

14,0

3,9

17,0

15,0

-0,2

-0,4

4,0

1,0

7,2

-1,4

Ставка рефинансирования Банка России, %

16,0

14,0

13,0

11,5

10,0

13,0

8,75

7,75

8,0

8,25

8,25

Источник: Банк России.

Политика валютной поддержки курса рубля усиливалась проциклической политикой применения денежно-кредитных инструментов. На этапе экономического роста при благоприятной внешней конъюнктуре 2000-х годов Банк России последовательно понижал ставку рефинансирования, которая сократилась от 55 % в 1999 г. до 10 % в 2007 г. Во время кризиса 2008 г. ЦБ был вынужден повысить ее до 13 %, а на этапе послекризисного оживления она снова была понижена до 8 %. Далее, в 2011-2014 гг., несмотря на явное замедление темпов экономического роста и необходимость в макроэкономическом стимулировании, ставка рефинансирования удерживалась на уровне 8-8,25 %.

Такая политика Банка России принципиально отличается от денежно-кредитной политики развитых стран, где она носит контрциклический характер. Современный мировой кризис вынудил экономически развитые страны предпринять серьезные макроэкономические меры по поддержке и стимулированию производственной активности, а монетарная политика приобрела ярко выраженную направленность на предоставление ликвидности и понижение процентных ставок. По мере развития кризиса начиная с 2008 г. ФРС США трижды вводила программу количественного смягчения (QE-1, QE-2, QE-3), а ключевая процентная ставка ФРС с июня 2007 г. по декабрь 2008 г. сократилась с 5,25 % до 0,25 % и остается на этом уровне до сих пор. В Еврозоне ключевая ставка ЕЦБ в 2008 г. была понижена с 4 % до 2,5 %, далее до 1 % в 2009 г. и позднее поэтапно достигла рекордно низкого значения 0,05 % в 2014 г. Аналогичные действия были предприняты центральными банками большинства развитых стран (Великобритания, Австралия, Япония, Канада, Швейцария и другие). Таким образом, переход к стимулирующей кредитно-денежной политике на этапе экономического спада для развитых стран является нормой, отодвигая проблему стабилизации валютного курса на второй план.

Иными являются приоритеты монетарной политики в странах с экспортно-сырьевой экономикой, где колебания валютного курса могут оказаться весьма значительными без соответствующей поддержки со стороны Центрального банка. Поэтому денежно-кредитная политика приобретает процикличекий характер, обеспечивая рост денежного предложения на этапах подъема и его ограничение в периоды экономического спада.

Проциклическая стратегия Банка России неоднократно подвергалась критике со стороны международных экспертов. На этапе экономического подъема она способствует инфляции, а во время спада не обеспечивает необходимого для экономики стимулирования. В 2002 г. Дж. Стиглиц отметил, что подобная политика разрушает экономику. На встрече министров финансов и управляющих центральными банками стран G20 в Москве в 2003 г. было заявлено о целесообразности изменения этой стратегии: «Мы подтверждаем свою приверженность более быстрому движению в направлении рыночных систем обменных курсов и гибкому обменному курсу, которые отражали бы фундаментальные экономические показатели, позволяли избегать постоянной несбалансированности обменных курсов...» [6].

Учитывая эти аргументы, Банк России в настоящее время сокращает свое прямое вмешательство в механизм курсообразования, создавая условия для перехода к режиму плавающего валютного курса. Впоследствии планируется практически отказаться от интервенций на валютном рынке, что означает принципиальную переориентацию денежно-кредитной политики.

Смена приоритетов денежно-кредитной политики в долгосрочном периоде должна пойти на благо экономике, но в условиях современного кризиса она заключает в себе серьезные макроэкономические риски. Проциклическая денежно-кредитная политика способствует усугублению кризисных процессов, но в краткосрочном периоде это может стать меньшим из двух зол, обеспечивая стабильность валютного курса. Без поддержки Банка России колебания валютного курса будут значительно больше, а их последствия станут менее предсказуемы. Очевидным подтверждением этому служит стремительное падение рубля на фоне понижения цен на нефть в течение последних месяцев 2014 г. Девальвация рубля подстегивает потребительскую инфляцию, обесценивает российские активы, усугубляет бремя внешнего долга, номинированного в долларах США, создает социальную напряженность и ряд других проблем.

Выводы

Таким образом, проциклический характер денежно-кредитной политики Центрального банка обусловлен спецификой экспортно-сырьевой модели экономического развития, сформировавшейся в России в 2000-е годы. Проблема смены приоритетов денежно-кредитной политики, со всей остротой стоящая сейчас перед экономикой России, сопряжена со значительными макроэкономическими рисками.