Современные преобразования в обществе, новые стратегические оринтиры в развитии экономики вызвали изменения в сфере образования стоновится на простая сущность знаний, умение и навыков, а профессинальная компетентность – умение самостоятельно добывать, анализировать и использовать информацию.
В «Концепции развития образования Республики Казахстан до 2015 г.» отмечается, что пред педагогическим сообществом стоит глобальная задача по созданию и внедрению новый модели образования.
В концепции указывается, с ссылкой по мировой опыт, что достижения ового качества образования, возможно только в условиях 12-летней общеобразовательной школы, где отводится большая роль в профильном обучении и полиязычию.
Переход к 12-летнему образованию дает возможность устранить дисбаланс в содержании школьного образования, оптимально перераспределить программный материал по ступеням обучения, более успешному стимулированию обучению учащихся с учетом их интересов.
В старших классах становится обязательной профилная подготовка по ряду направлениям, в том числе и в естественно – научном. Однако они порождают вопросы, связанные с организацией профильных и предпрофильных направлений в учебном процессе. Одним из них является вопрос, связнный с тем по каким критериям определяется профиль школы и с какими профильными знаниями нужны учителя? Будет ли проводиться предпрофильная подготовка учащихся с целью осознанного выбора профиля обучения в школе третьей ступени.
Возникает вопрос и об уровне выпускника, которому предстоит работать в профильной школе: будет ли это учитель-предметник или учитель, имеющий специализацию по работе в профильных классах.
На эти вопросы в концепции и в стандарте к 12-летнему среднему образованию сказно, что педагог обязан обладать высоким уровнем сформированной компетентностей:
• специальная компетентность;
• социальная компетентность;
• образовательная компетентность.
Для выполнения поставленных требований должны выполняться условия по синхронности педагогического образования с прецессом перехода к двенадцатилетнему образованию.
В настоящий момент перед высшей школой стоят задачи по созданию методической базы для реализации бакалаврских программ, которые должны подготовить специалистов новой модели, способных выполнять требования концепции. Коллектив кафедры ТиМПХ в ностоящее время работает над разработкой программ по предпрофильной подготовки учащихся второй ступени в школах, с которыми имеются договоры о струдничестве. Занятия по таким программам, готовят учеников не столько к сдаче экзаменов, сколько к успешному обучению их в профильной школе.
Такие работы могут быть социально-ориентированными к условиям соответствующих школ и могут быть выполнены по условиям договора. Так, в программе раздела до профилной подготовки «Химия в сельской школе» рассматриваются задачи:
1. помочь ученику сформировать представления о химических веществах, необходимых для сельского хозяйства.
2. показать грамотное применение химических занятий в общении с природой , в трудовой и в повседневной жизни.
3. привить навыки работы в химической лаборатории, умение обращаться с лабораторным оборудованием, химической посудой, реактивами и знать их назначении.
Многогранная деятельность преподавателя высшей школы сталкивается с проблемой готовности бакалавров к работе с 12-бальной шкалой оценки уровней учебных достижений учащихся с 3 по 12 классы. В тоже времия в высшей школе, по кредитной форме обучения предусмотрены, такие критерии оценок, как «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно». Мы имеем 5 бальную отмечку, а порой «хорошо», «удовлетворительно» и «отлично». Бакалавру, прошедшему вузовскую подготовку, трудно будет оринтироваться в требованиях школы. Перед кафедрой стоит задача по устранению данных пробелов в период прохождения студентами учебных практик.