Известно, что формирование образов окружающего мира осуществляется на основе способности ощущать отдельные простейшие свойства предметов и явлений, которые человек получает в форме зрительных, слуховых, двигательных, кожных, вкусовых, обонятельных ощущений и восприятий. Как известно, восприятие – это процесс отражения в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. При этом, ощущение и восприятие являются звеньями единого процесса чувственного познания, наиболее значимыми функциями в познании ребенком окружающего мира, создавая необходимые предпосылки для формирования мыслительной и дальнейшей практической деятельности. Все формы познания – запоминание, мышление, воображение – формируются на основе образов восприятия и являются результатом их переработки. Исследования психологов показали, что значительная часть трудностей, возникающих в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия, в результате чего возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда, трудности в воспроизведении движений на уроках физкультуры и т.д. У детей с задержкой психического развития младшего дошкольного возраста сложности в обучении на начальном образовательном этапе могут быть связаны с нарушением зрительного восприятия, при котором характерно увеличение латентного периода опознания объектов, снижение объема восприятия, недостаточная целенаправленность и дифференцированность, фрагментарность восприятия и низкая способность формирования целостного образа. Как правило, у таких детей зрительные образы обедненные, деформированные и неустойчивые. В процессе узнавания объектов и явлений, знакомых по прошлому опыту, проявляется обобщенное узнавание, имеет место неадекватность представлений об окружающей действительности.
Данные недостатки зрительного восприятия у указанной категории детей свидетельствует о необходимости проведения соответствующей психокоррекционной работы на основе использования комплекса развивающих игр и упражнений, направленной на развитие точности и действенности зрительного восприятия, сохранения зрительного образа в памяти, что, в конечном счете, определит эффективность формирования навыков письма и чтения.
Цель исследования
В рассматриваемом контексте целью нашей работы явилось определение оптимальных условий для преодоления недостатков зрительного восприятия младших дошкольников с задержкой психического развития в процессе психокоррекционной работы на основе разработки и применения комплекса развивающих игр и упражнений для развития зрительного восприятия
Материалы и методы исследования
Выявление особенностей восприятия, развитие зрительного восприятия, в целом изучение проблемы осуществлялось в условиях Кабинета психолого-педагогической коррекции. При этом, исследования проводились с участием 40 детей с задержкой психического развития (ЗПР) младшего дошкольного возраста, которые были разделены на основную и сравнительную контрольную группы по 20 детей в каждой. В данные группы входили дети с ЗПР преимущественно психогенного и соматогенного происхождения. Для выявления уровня сформированности зрительного восприятия были применены следующие диагностические методики: «Что потерялось?» на определение уровня целостного восприятия предметов, «Какие предметы спрятались в рисунке?» на определение целостности восприятия изображения по контуру, «Узнай кто это!» на выявление уровня целостного восприятия и способности ребенка формировать образы, «Эталоны формы» на определение умения соотносить изображенные предметы с эталонами по форме, «Эталоны цвета» на уточнение способности соотносить и дифференцировать цвета, знание названий основных цветов [2, 4].
Результаты исследования и их обсуждение
Как показали результаты диагностических исследований, высокий уровень развития зрительного восприятия у младших дошкольников с ЗПР характеризуется достаточным объёмом зрительного восприятия, незначительным снижением темпа восприятия, недостаточной точностью и полнотой восприятия. Данную группу составили 10 % испытуемых. 40 % дошкольников составили группу со средним уровнем развития процессов зрительного восприятия, для которых свойственны снижение темпа, объёма восприятия, неточность и узость восприятия. Низкий уровень развития зрительного восприятия характеризуется замедленным темпом восприятия, снижением объема восприятия, крайней неточностью восприятия, отсутствием способности формировать образы. В данной группе отнесены 50 % испытуемых. Анализ результатов проведённого исследования позволяют сделать вывод о следующих особенностях восприятия младших дошкольников с задержкой психического развития: недостаточность целенаправленности и дифференцированности восприятия, его фрагментарность; удлинение латентного периода опознания объектов; сниженный объём восприятия; низкая способность формирования целостного образа.
Таким образом, отклонения в развитии зрительного восприятия являются характерными для задержки психического развития, как специфического вида дизонтогенеза. Все вышеперечисленные особенности зрительного восприятия обусловлены такими характерными проявлениями в развитии познавательной деятельности детей с ЗПР, как неустойчивость внимания, повышенная отвлекаемость, недостаточное развитие ощущений, низкая мыслительная активность, недоразвитие речевой деятельности. Особенности зрительного восприятия дошкольников с ЗПР позволяют судить о необходимости поиска эффективных путей коррекции и развития восприятия, создания оптимальных условий в процессе психокоррекционной работы с рассматриваемой категорией детей.
Данные диагностики позволили оптимизировать направление и содержание психокоррекционной работы по сенсорному воспитанию дошкольников с задержкой психического развития и решить следующие задачи (таблица):
1. Стимулировать ориентировочную активность, привлекая внимание детей к предметам и явлениям, обеспечивая положительную мотивацию;
2. Совершенствовать навык фиксации взгляда на объекте, сосредоточения, прослеживания за его перемещением в малом пространстве;
3. Развивать способность к целостному восприятию объектов;
4. Выработать навык идентификации объектов на основе целостного восприятия без анализа признаков и свойств [5].
Содержание психокоррекционной работы по преодолению недостатков восприятия младших дошкольников с задержкой психического развития
Направления психокоррекционной работы |
Задачи |
1 |
2 |
Ознакомление с формой предмета |
– формирование умения соотносить объемную и плоскостную формы в практическом действии с предметами; – формирование умения вычленять форму предметов зрительно, соотносить объемную форму с плоскостной, узнавать предметы в рисунке, используя приемы примеривания и наложения; – обучение навыкам мысленно по представлению сопоставлять объемную фигуру с плоскостной; – формирование умения составлять целое из фигур. |
Ознакомление с величиной предмета |
– обучение практическому выделению величины, соотнесению действий рук с величиной предметов; – формирование навыка сопоставлять величину предметов зрительно, используя приемы наложения и обведения по контуру; – обучение детей выбору и соотнесению величины предметов по словесному определению; – формирование умения удерживать в представлении и мысленно соотносить между собой величины разных предметов, осуществлять выбор по представлению. |
Ознакомление с цветом |
– обучение умению определять цвет предметов при их непосредственном контакте, т.е. путем наложения и приложения; – обучение выбору цвета по образцу и слову взрослого; – обучение соотнесению цвета со словом-названием, формирование умения производить выбор цвета по слову; – обучение самостоятельному называнию основных цветов. |
Как известно, восприятие и выделение формы не происходит само собой. Одним из эффективных способов обучению восприятия и выделения формы являются развивающие игры. В игре создается такая ситуация, в которой целенаправленное восприятие и различение формы предмета становятся важными для ребенка. Играя, дети осваивают рациональные приемы обследования формы глазами и руками, активно применяют данные приемы, совершенствуются в самостоятельном их использовании, что имеет большое значение для умственного и эстетического развития. Действуя с предметами разной формы, дети учатся обследовать их одновременно рукой и глазом – зрительным и осязательным способом. Эти способы неразрывно связаны и взаимодополняют друг друга. Их сочетание необходимо для целостного представления о предмете, без которого трудно решать различные игровые, изобразительные, конструктивные задачи, различать предметы по форме. В играх детей учат согласованным действиям обеими руками и учат развивать координацию руки, глаза [1].
С учетом отмеченного, с целью развития зрительного восприятия был разработан и использован комплекс развивающих, корригирующих игр и упражнений. Так, в рамках ознакомления ребенка с разновидностями формы и развития точности их опознания проводились упражнения по зрительно-осязательному переносу, которые осуществлялись в форме распространенной игры «Чудесный мешочек». Большинство зрительных навыков и умений формируется в играх и упражнениях на группировку предметов по форме, на узнавание знакомых форм на рисунке, на определение формы предметов, расположенных в разных ракурсах и др. [3, 5, 6].
В предлагаемых играх раскрываются условия, необходимые для успешного формирования целенаправленного зрительного восприятия формы предметов у детей с ЗПР с учетом особенностей их познавательной сферы в целом: в играх создается ситуация, в которой возникает необходимость внимательного рассмотрения предметов и выделения его формы; в играх дети обучаются рациональным приемам зрительного обследования формы.
Кроме развивающих игр по направлениям психокоррекционной работы разработан комплекс упражнений для развития зрительного восприятия, направленный на узнавание, выделение, называние геометрических фигур, величин и отношений, цвета. Предлагаемые упражнения развивают предметно-практическую деятельность: узнавание, выделение, называние геометрических фигур; восприятие силуэтных изображений предметов; выкладывание разрезных картинок; закрашивание внутри контура; выбор предмета заданного цвета, раскрашивание в соответствии и заданным цветом; ориентировка в схеме по отношению к изображённому объекту; определение знакомого предмета по одной части; исключение четвёртого лишнего предмета и т.д. Для работы подобран наглядный материал в заполненном, контурном, силуэтном изображении, различный по формообразующему, цветообразующему признаку (черно-белые, гетерохромные рисунки), по степени сложности, плоскостные предметные и сюжетные изображения, а также материал, рассчитанный на тренировку нахождения логических связей, закономерностей [7–9].
Особенностями разработанного комплекса упражнений являлось то, что они были направлены на комплексное решение задач преодоления нарушений зрительного восприятия и применялись на этапе закрепления полученных навыков. Как правило, полноценное зрительное восприятие складывается в процессе обучения и многократного закрепления полученных навыков и усвоенных способов в различных ситуациях и на разных объектах. Вот почему предложенные нами многочисленные примеры дидактических упражнений и развивающих игр следует использовать в разных вариантах (возможно, даже созданных самим педагогом-психологом).
На следующем этапе исследования с целью анализа эффективности реализованной психокоррекционной работы была проведена повторные диагностические и сравнительные исследования, по данным которых, произошли значительные изменения в количественном соотношении между уровнями развития зрительного восприятия. Количество детей, составлявших группу с высоким уровнем развития зрительного восприятия, возросло в 3 раза, что в процентном соотношении составило рост на 20 %. Испытуемые дошкольники с низким уровнем развития восприятия составили 20 % от общего количества испытуемых, снизившись более чем в 2 раза. Указанные результаты свидетельствовали, исходя из количественных показателей, об увеличении объема восприятия у рассматриваемой категории детей, характеризуясь незначительным нарушением целенаправленности, дифференцированности, повышением способности формирования целостного образа.
Сравнительный анализ результатов основной и контрольной групп позволил сделать вывод о том, что использование коррекционно-развивающих игр в процессе психокоррекционной работы создает оптимальные, благоприятные условия для развития зрительного восприятия младших дошкольников с задержкой психического развития.
Заключение
Исследование проблемы показало, что именно использование комплекса развивающих игр и упражнений создает достаточно благоприятные условия для развития зрительного восприятия младших дошкольников с задержкой психического развития. Предлагаемый комплекс развивающих игр способствует эффективному целенаправленному развитию восприятия внешних признаков предметов. Играя, дети учатся различным приемам зрительного, осязательного обследования, помогающим различать и выделять качества предметов, сравнивать их по этим качествам и обозначать соответствующим словом. Так возникают сенсорные эталоны, т.е. общепринятые представления о внешних качествах предметов. Использование развивающих игр и упражнений в процессе психокоррекционной работы позволило сократить латентный период опознания объектов, а также увеличить объем восприятия, повысить способность формирования целостного образа у детей с ЗПР младшего дошкольного возраста. При этом, восприятие характеризуется незначительным нарушением целенаправленности, дифференцированности, развитие сенсорики является чувственной основой для всех способностей ребенка (познавательный, эстетических, творческих и т.д.), для полноценного, осознанного восприятия окружающей действительности.