Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

OVERCOMING THE LACK OF VISUAL PERCEPTION BY PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION IN THE PROCESS OF CORRECTIVE WORKS

Tebenova K.S. 1 Tuganbekova K.M. 1 Ilyasova B.I. 1 Zarkenova L.S. 1
1 RSE (Republican State Enterprise) «Karaganda State University named after Y.A. Buketov»
2412 KB
There was identified the level of visual perception formation of primary school children with mental retardation within the conditions of psychologic-pedagogical correction room. The complex of developing games and exercises was worked out in order to develop the visual perception. Suggested complex of developing games facilitated the effective and purposeful development of the perception of objects’ external look. Use of developing games and exercises in the process of psychic-corrective work allowed to reduce the latent period of objects identification, as well as to increase the perception volume, increase the ability to form the whole image by with mental retardation of pre-school age.
sensorial education
pre-school child
late psychic development
developing game

Известно, что формирование образов окружающего мира осуществляется на основе способности ощущать отдельные простейшие свойства предметов и явлений, которые человек получает в форме зрительных, слуховых, двигательных, кожных, вкусовых, обонятельных ощущений и восприятий. Как известно, восприятие – это процесс отражения в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. При этом, ощущение и восприятие являются звеньями единого процесса чувственного познания, наиболее значимыми функциями в познании ребенком окружающего мира, создавая необходимые предпосылки для формирования мыслительной и дальнейшей практической деятельности. Все формы познания – запоминание, мышление, воображение – формируются на основе образов восприятия и являются результатом их переработки. Исследования психологов показали, что значительная часть трудностей, возникающих в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия, в результате чего возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда, трудности в воспроизведении движений на уроках физкультуры и т.д. У детей с задержкой психического развития младшего дошкольного возраста сложности в обучении на начальном образовательном этапе могут быть связаны с нарушением зрительного восприятия, при котором характерно увеличение латентного периода опознания объектов, снижение объема восприятия, недостаточная целенаправленность и дифференцированность, фрагментарность восприятия и низкая способность формирования целостного образа. Как правило, у таких детей зрительные образы обедненные, деформированные и неустойчивые. В процессе узнавания объектов и явлений, знакомых по прошлому опыту, проявляется обобщенное узнавание, имеет место неадекватность представлений об окружающей действительности.

Данные недостатки зрительного восприятия у указанной категории детей свидетельствует о необходимости проведения соответствующей психокоррекционной работы на основе использования комплекса развивающих игр и упражнений, направленной на развитие точности и действенности зрительного восприятия, сохранения зрительного образа в памяти, что, в конечном счете, определит эффективность формирования навыков письма и чтения.

Цель исследования

В рассматриваемом контексте целью нашей работы явилось определение оптимальных условий для преодоления недостатков зрительного восприятия младших дошкольников с задержкой психического развития в процессе психокоррекционной работы на основе разработки и применения комплекса развивающих игр и упражнений для развития зрительного восприятия

Материалы и методы исследования

Выявление особенностей восприятия, развитие зрительного восприятия, в целом изучение проблемы осуществлялось в условиях Кабинета психолого-педагогической коррекции. При этом, исследования проводились с участием 40 детей с задержкой психического развития (ЗПР) младшего дошкольного возраста, которые были разделены на основную и сравнительную контрольную группы по 20 детей в каждой. В данные группы входили дети с ЗПР преимущественно психогенного и соматогенного происхождения. Для выявления уровня сформированности зрительного восприятия были применены следующие диагностические методики: «Что потерялось?» на определение уровня целостного восприятия предметов, «Какие предметы спрятались в рисунке?» на определение целостности восприятия изображения по контуру, «Узнай кто это!» на выявление уровня целостного восприятия и способности ребенка формировать образы, «Эталоны формы» на определение умения соотносить изображенные предметы с эталонами по форме, «Эталоны цвета» на уточнение способности соотносить и дифференцировать цвета, знание названий основных цветов [2, 4].

Результаты исследования и их обсуждение

Как показали результаты диагностических исследований, высокий уровень развития зрительного восприятия у младших дошкольников с ЗПР характеризуется достаточным объёмом зрительного восприятия, незначительным снижением темпа восприятия, недостаточной точностью и полнотой восприятия. Данную группу составили 10 % испытуемых. 40 % дошкольников составили группу со средним уровнем развития процессов зрительного восприятия, для которых свойственны снижение темпа, объёма восприятия, неточность и узость восприятия. Низкий уровень развития зрительного восприятия характеризуется замедленным темпом восприятия, снижением объема восприятия, крайней неточностью восприятия, отсутствием способности формировать образы. В данной группе отнесены 50 % испытуемых. Анализ результатов проведённого исследования позволяют сделать вывод о следующих особенностях восприятия младших дошкольников с задержкой психического развития: недостаточность целенаправленности и дифференцированности восприятия, его фрагментарность; удлинение латентного периода опознания объектов; сниженный объём восприятия; низкая способность формирования целостного образа.

Таким образом, отклонения в развитии зрительного восприятия являются характерными для задержки психического развития, как специфического вида дизонтогенеза. Все вышеперечисленные особенности зрительного восприятия обусловлены такими характерными проявлениями в развитии познавательной деятельности детей с ЗПР, как неустойчивость внимания, повышенная отвлекаемость, недостаточное развитие ощущений, низкая мыслительная активность, недоразвитие речевой деятельности. Особенности зрительного восприятия дошкольников с ЗПР позволяют судить о необходимости поиска эффективных путей коррекции и развития восприятия, создания оптимальных условий в процессе психокоррекционной работы с рассматриваемой категорией детей.

Данные диагностики позволили оптимизировать направление и содержание психокоррекционной работы по сенсорному воспитанию дошкольников с задержкой психического развития и решить следующие задачи (таблица):

1. Стимулировать ориентировочную активность, привлекая внимание детей к предметам и явлениям, обеспечивая положительную мотивацию;

2. Совершенствовать навык фиксации взгляда на объекте, сосредоточения, прослеживания за его перемещением в малом пространстве;

3. Развивать способность к целостному восприятию объектов;

4. Выработать навык идентификации объектов на основе целостного восприятия без анализа признаков и свойств [5].

Содержание психокоррекционной работы по преодолению недостатков восприятия младших дошкольников с задержкой психического развития

Направления психокоррекционной работы

Задачи

1

2

Ознакомление с формой предмета

– формирование умения соотносить объемную и плоскостную формы в практическом действии с предметами;

– формирование умения вычленять форму предметов зрительно, соотносить объемную форму с плоскостной, узнавать предметы в рисунке, используя приемы примеривания и наложения;

– обучение навыкам мысленно по представлению сопоставлять объемную фигуру с плоскостной;

– формирование умения составлять целое из фигур.

Ознакомление с величиной предмета

– обучение практическому выделению величины, соотнесению действий рук с величиной предметов;

– формирование навыка сопоставлять величину предметов зрительно, используя приемы наложения и обведения по контуру;

– обучение детей выбору и соотнесению величины предметов по словесному определению;

– формирование умения удерживать в представлении и мысленно соотносить между собой величины разных предметов, осуществлять выбор по представлению.

Ознакомление с цветом

– обучение умению определять цвет предметов при их непосредственном контакте, т.е. путем наложения и приложения;

– обучение выбору цвета по образцу и слову взрослого;

– обучение соотнесению цвета со словом-названием, формирование умения производить выбор цвета по слову;

– обучение самостоятельному называнию основных цветов.

Как известно, восприятие и выделение формы не происходит само собой. Одним из эффективных способов обучению восприятия и выделения формы являются развивающие игры. В игре создается такая ситуация, в которой целенаправленное восприятие и различение формы предмета становятся важными для ребенка. Играя, дети осваивают рациональные приемы обследования формы глазами и руками, активно применяют данные приемы, совершенствуются в самостоятельном их использовании, что имеет большое значение для умственного и эстетического развития. Действуя с предметами разной формы, дети учатся обследовать их одновременно рукой и глазом – зрительным и осязательным способом. Эти способы неразрывно связаны и взаимодополняют друг друга. Их сочетание необходимо для целостного представления о предмете, без которого трудно решать различные игровые, изобразительные, конструктивные задачи, различать предметы по форме. В играх детей учат согласованным действиям обеими руками и учат развивать координацию руки, глаза [1].

С учетом отмеченного, с целью развития зрительного восприятия был разработан и использован комплекс развивающих, корригирующих игр и упражнений. Так, в рамках ознакомления ребенка с разновидностями формы и развития точности их опознания проводились упражнения по зрительно-осязательному переносу, которые осуществлялись в форме распространенной игры «Чудесный мешочек». Большинство зрительных навыков и умений формируется в играх и упражнениях на группировку предметов по форме, на узнавание знакомых форм на рисунке, на определение формы предметов, расположенных в разных ракурсах и др. [3, 5, 6].

В предлагаемых играх раскрываются условия, необходимые для успешного формирования целенаправленного зрительного восприятия формы предметов у детей с ЗПР с учетом особенностей их познавательной сферы в целом: в играх создается ситуация, в которой возникает необходимость внимательного рассмотрения предметов и выделения его формы; в играх дети обучаются рациональным приемам зрительного обследования формы.

Кроме развивающих игр по направлениям психокоррекционной работы разработан комплекс упражнений для развития зрительного восприятия, направленный на узнавание, выделение, называние геометрических фигур, величин и отношений, цвета. Предлагаемые упражнения развивают предметно-практическую деятельность: узнавание, выделение, называние геометрических фигур; восприятие силуэтных изображений предметов; выкладывание разрезных картинок; закрашивание внутри контура; выбор предмета заданного цвета, раскрашивание в соответствии и заданным цветом; ориентировка в схеме по отношению к изображённому объекту; определение знакомого предмета по одной части; исключение четвёртого лишнего предмета и т.д. Для работы подобран наглядный материал в заполненном, контурном, силуэтном изображении, различный по формообразующему, цветообразующему признаку (черно-белые, гетерохромные рисунки), по степени сложности, плоскостные предметные и сюжетные изображения, а также материал, рассчитанный на тренировку нахождения логических связей, закономерностей [7–9].

Особенностями разработанного комплекса упражнений являлось то, что они были направлены на комплексное решение задач преодоления нарушений зрительного восприятия и применялись на этапе закрепления полученных навыков. Как правило, полноценное зрительное восприятие складывается в процессе обучения и многократного закрепления полученных навыков и усвоенных способов в различных ситуациях и на разных объектах. Вот почему предложенные нами многочисленные примеры дидактических упражнений и развивающих игр следует использовать в разных вариантах (возможно, даже созданных самим педагогом-психологом).

На следующем этапе исследования с целью анализа эффективности реализованной психокоррекционной работы была проведена повторные диагностические и сравнительные исследования, по данным которых, произошли значительные изменения в количественном соотношении между уровнями развития зрительного восприятия. Количество детей, составлявших группу с высоким уровнем развития зрительного восприятия, возросло в 3 раза, что в процентном соотношении составило рост на 20 %. Испытуемые дошкольники с низким уровнем развития восприятия составили 20 % от общего количества испытуемых, снизившись более чем в 2 раза. Указанные результаты свидетельствовали, исходя из количественных показателей, об увеличении объема восприятия у рассматриваемой категории детей, характеризуясь незначительным нарушением целенаправленности, дифференцированности, повышением способности формирования целостного образа.

Сравнительный анализ результатов основной и контрольной групп позволил сделать вывод о том, что использование коррекционно-развивающих игр в процессе психокоррекционной работы создает оптимальные, благоприятные условия для развития зрительного восприятия младших дошкольников с задержкой психического развития.

Заключение

Исследование проблемы показало, что именно использование комплекса развивающих игр и упражнений создает достаточно благоприятные условия для развития зрительного восприятия младших дошкольников с задержкой психического развития. Предлагаемый комплекс развивающих игр способствует эффективному целенаправленному развитию восприятия внешних признаков предметов. Играя, дети учатся различным приемам зрительного, осязательного обследования, помогающим различать и выделять качества предметов, сравнивать их по этим качествам и обозначать соответствующим словом. Так возникают сенсорные эталоны, т.е. общепринятые представления о внешних качествах предметов. Использование развивающих игр и упражнений в процессе психокоррекционной работы позволило сократить латентный период опознания объектов, а также увеличить объем восприятия, повысить способность формирования целостного образа у детей с ЗПР младшего дошкольного возраста. При этом, восприятие характеризуется незначительным нарушением целенаправленности, дифференцированности, развитие сенсорики является чувственной основой для всех способностей ребенка (познавательный, эстетических, творческих и т.д.), для полноценного, осознанного восприятия окружающей действительности.