Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ПРЕОДОЛЕНИЕ НЕДОСТАТКОВ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Тебенова К.С. 1 Туганбекова К.М 1 Ильясова Б.И. 1 Заркенова Л.С. 1
1 РГП «Карагандинский государственный университет им. академика Е.А. Букетова»
Выявлен уровень сформированности зрительного восприятия у младших дошкольников с задержкой психического развития в условиях кабинета психолого-педагогической коррекции. С целью развития зрительного восприятия разработан и использован комплекс развивающих игр и упражнений. Предложенный комплекс развивающих игр способствовал эффективному и целенаправленному развитию восприятия внешних признаков предметов. Использование развивающих игр и упражнений в процессе психокоррекционной работы позволило сократить латентный период опознания объектов, а также увеличить объем восприятия, повысить способность формирования целостного образа у детей с задержкой психического развития младшего дошкольного возраста.
сенсорное воспитание
дошкольник
задержка психического развития
развивающая игра
1. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя детcкого сада. – М.: Просвещение, 2003. – 183 с.
2. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. – Под ред. С.Г. Шевченко. – М.: АРКТИ, 2001. – 211 с.
3. Метиева Л.А. Развитие зрительного восприятия учащихся начальных классов школ 8 вида // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. – 2006. – № 4. – С. 26–35.
4. Методика оценки и измерения качества освоения и усвоения детьми базового содержания дошкольных образовательных программ. Методические рекомендации. – Алматы: Издательство «Арман-ПВ», 2004. – 215 с.
5. Триггер Р.Д., Цыпина Н.А., Шевченко С.Г. Программы для общеобразовательных учреждений: Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы. – М.: Дрофа, 2000. – 156 с.
6. Развитие восприятия у ребенка: Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. – М.: Школа-Пресс, 2001. – 110 с.
7. Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. – М.: Педагогика, 1999. – 79 с.
8. Ульенкова У.В. Психологические особенности дошкольников с ЗПР и коррекционно-педагогическая работа с ними. – М.: АРКТИ, 2002. – 198 с.
9. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 168 с.

Известно, что формирование образов окружающего мира осуществляется на основе способности ощущать отдельные простейшие свойства предметов и явлений, которые человек получает в форме зрительных, слуховых, двигательных, кожных, вкусовых, обонятельных ощущений и восприятий. Как известно, восприятие – это процесс отражения в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. При этом, ощущение и восприятие являются звеньями единого процесса чувственного познания, наиболее значимыми функциями в познании ребенком окружающего мира, создавая необходимые предпосылки для формирования мыслительной и дальнейшей практической деятельности. Все формы познания – запоминание, мышление, воображение – формируются на основе образов восприятия и являются результатом их переработки. Исследования психологов показали, что значительная часть трудностей, возникающих в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия, в результате чего возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда, трудности в воспроизведении движений на уроках физкультуры и т.д. У детей с задержкой психического развития младшего дошкольного возраста сложности в обучении на начальном образовательном этапе могут быть связаны с нарушением зрительного восприятия, при котором характерно увеличение латентного периода опознания объектов, снижение объема восприятия, недостаточная целенаправленность и дифференцированность, фрагментарность восприятия и низкая способность формирования целостного образа. Как правило, у таких детей зрительные образы обедненные, деформированные и неустойчивые. В процессе узнавания объектов и явлений, знакомых по прошлому опыту, проявляется обобщенное узнавание, имеет место неадекватность представлений об окружающей действительности.

Данные недостатки зрительного восприятия у указанной категории детей свидетельствует о необходимости проведения соответствующей психокоррекционной работы на основе использования комплекса развивающих игр и упражнений, направленной на развитие точности и действенности зрительного восприятия, сохранения зрительного образа в памяти, что, в конечном счете, определит эффективность формирования навыков письма и чтения.

Цель исследования

В рассматриваемом контексте целью нашей работы явилось определение оптимальных условий для преодоления недостатков зрительного восприятия младших дошкольников с задержкой психического развития в процессе психокоррекционной работы на основе разработки и применения комплекса развивающих игр и упражнений для развития зрительного восприятия

Материалы и методы исследования

Выявление особенностей восприятия, развитие зрительного восприятия, в целом изучение проблемы осуществлялось в условиях Кабинета психолого-педагогической коррекции. При этом, исследования проводились с участием 40 детей с задержкой психического развития (ЗПР) младшего дошкольного возраста, которые были разделены на основную и сравнительную контрольную группы по 20 детей в каждой. В данные группы входили дети с ЗПР преимущественно психогенного и соматогенного происхождения. Для выявления уровня сформированности зрительного восприятия были применены следующие диагностические методики: «Что потерялось?» на определение уровня целостного восприятия предметов, «Какие предметы спрятались в рисунке?» на определение целостности восприятия изображения по контуру, «Узнай кто это!» на выявление уровня целостного восприятия и способности ребенка формировать образы, «Эталоны формы» на определение умения соотносить изображенные предметы с эталонами по форме, «Эталоны цвета» на уточнение способности соотносить и дифференцировать цвета, знание названий основных цветов [2, 4].

Результаты исследования и их обсуждение

Как показали результаты диагностических исследований, высокий уровень развития зрительного восприятия у младших дошкольников с ЗПР характеризуется достаточным объёмом зрительного восприятия, незначительным снижением темпа восприятия, недостаточной точностью и полнотой восприятия. Данную группу составили 10 % испытуемых. 40 % дошкольников составили группу со средним уровнем развития процессов зрительного восприятия, для которых свойственны снижение темпа, объёма восприятия, неточность и узость восприятия. Низкий уровень развития зрительного восприятия характеризуется замедленным темпом восприятия, снижением объема восприятия, крайней неточностью восприятия, отсутствием способности формировать образы. В данной группе отнесены 50 % испытуемых. Анализ результатов проведённого исследования позволяют сделать вывод о следующих особенностях восприятия младших дошкольников с задержкой психического развития: недостаточность целенаправленности и дифференцированности восприятия, его фрагментарность; удлинение латентного периода опознания объектов; сниженный объём восприятия; низкая способность формирования целостного образа.

Таким образом, отклонения в развитии зрительного восприятия являются характерными для задержки психического развития, как специфического вида дизонтогенеза. Все вышеперечисленные особенности зрительного восприятия обусловлены такими характерными проявлениями в развитии познавательной деятельности детей с ЗПР, как неустойчивость внимания, повышенная отвлекаемость, недостаточное развитие ощущений, низкая мыслительная активность, недоразвитие речевой деятельности. Особенности зрительного восприятия дошкольников с ЗПР позволяют судить о необходимости поиска эффективных путей коррекции и развития восприятия, создания оптимальных условий в процессе психокоррекционной работы с рассматриваемой категорией детей.

Данные диагностики позволили оптимизировать направление и содержание психокоррекционной работы по сенсорному воспитанию дошкольников с задержкой психического развития и решить следующие задачи (таблица):

1. Стимулировать ориентировочную активность, привлекая внимание детей к предметам и явлениям, обеспечивая положительную мотивацию;

2. Совершенствовать навык фиксации взгляда на объекте, сосредоточения, прослеживания за его перемещением в малом пространстве;

3. Развивать способность к целостному восприятию объектов;

4. Выработать навык идентификации объектов на основе целостного восприятия без анализа признаков и свойств [5].

Содержание психокоррекционной работы по преодолению недостатков восприятия младших дошкольников с задержкой психического развития

Направления психокоррекционной работы

Задачи

1

2

Ознакомление с формой предмета

– формирование умения соотносить объемную и плоскостную формы в практическом действии с предметами;

– формирование умения вычленять форму предметов зрительно, соотносить объемную форму с плоскостной, узнавать предметы в рисунке, используя приемы примеривания и наложения;

– обучение навыкам мысленно по представлению сопоставлять объемную фигуру с плоскостной;

– формирование умения составлять целое из фигур.

Ознакомление с величиной предмета

– обучение практическому выделению величины, соотнесению действий рук с величиной предметов;

– формирование навыка сопоставлять величину предметов зрительно, используя приемы наложения и обведения по контуру;

– обучение детей выбору и соотнесению величины предметов по словесному определению;

– формирование умения удерживать в представлении и мысленно соотносить между собой величины разных предметов, осуществлять выбор по представлению.

Ознакомление с цветом

– обучение умению определять цвет предметов при их непосредственном контакте, т.е. путем наложения и приложения;

– обучение выбору цвета по образцу и слову взрослого;

– обучение соотнесению цвета со словом-названием, формирование умения производить выбор цвета по слову;

– обучение самостоятельному называнию основных цветов.

Как известно, восприятие и выделение формы не происходит само собой. Одним из эффективных способов обучению восприятия и выделения формы являются развивающие игры. В игре создается такая ситуация, в которой целенаправленное восприятие и различение формы предмета становятся важными для ребенка. Играя, дети осваивают рациональные приемы обследования формы глазами и руками, активно применяют данные приемы, совершенствуются в самостоятельном их использовании, что имеет большое значение для умственного и эстетического развития. Действуя с предметами разной формы, дети учатся обследовать их одновременно рукой и глазом – зрительным и осязательным способом. Эти способы неразрывно связаны и взаимодополняют друг друга. Их сочетание необходимо для целостного представления о предмете, без которого трудно решать различные игровые, изобразительные, конструктивные задачи, различать предметы по форме. В играх детей учат согласованным действиям обеими руками и учат развивать координацию руки, глаза [1].

С учетом отмеченного, с целью развития зрительного восприятия был разработан и использован комплекс развивающих, корригирующих игр и упражнений. Так, в рамках ознакомления ребенка с разновидностями формы и развития точности их опознания проводились упражнения по зрительно-осязательному переносу, которые осуществлялись в форме распространенной игры «Чудесный мешочек». Большинство зрительных навыков и умений формируется в играх и упражнениях на группировку предметов по форме, на узнавание знакомых форм на рисунке, на определение формы предметов, расположенных в разных ракурсах и др. [3, 5, 6].

В предлагаемых играх раскрываются условия, необходимые для успешного формирования целенаправленного зрительного восприятия формы предметов у детей с ЗПР с учетом особенностей их познавательной сферы в целом: в играх создается ситуация, в которой возникает необходимость внимательного рассмотрения предметов и выделения его формы; в играх дети обучаются рациональным приемам зрительного обследования формы.

Кроме развивающих игр по направлениям психокоррекционной работы разработан комплекс упражнений для развития зрительного восприятия, направленный на узнавание, выделение, называние геометрических фигур, величин и отношений, цвета. Предлагаемые упражнения развивают предметно-практическую деятельность: узнавание, выделение, называние геометрических фигур; восприятие силуэтных изображений предметов; выкладывание разрезных картинок; закрашивание внутри контура; выбор предмета заданного цвета, раскрашивание в соответствии и заданным цветом; ориентировка в схеме по отношению к изображённому объекту; определение знакомого предмета по одной части; исключение четвёртого лишнего предмета и т.д. Для работы подобран наглядный материал в заполненном, контурном, силуэтном изображении, различный по формообразующему, цветообразующему признаку (черно-белые, гетерохромные рисунки), по степени сложности, плоскостные предметные и сюжетные изображения, а также материал, рассчитанный на тренировку нахождения логических связей, закономерностей [7–9].

Особенностями разработанного комплекса упражнений являлось то, что они были направлены на комплексное решение задач преодоления нарушений зрительного восприятия и применялись на этапе закрепления полученных навыков. Как правило, полноценное зрительное восприятие складывается в процессе обучения и многократного закрепления полученных навыков и усвоенных способов в различных ситуациях и на разных объектах. Вот почему предложенные нами многочисленные примеры дидактических упражнений и развивающих игр следует использовать в разных вариантах (возможно, даже созданных самим педагогом-психологом).

На следующем этапе исследования с целью анализа эффективности реализованной психокоррекционной работы была проведена повторные диагностические и сравнительные исследования, по данным которых, произошли значительные изменения в количественном соотношении между уровнями развития зрительного восприятия. Количество детей, составлявших группу с высоким уровнем развития зрительного восприятия, возросло в 3 раза, что в процентном соотношении составило рост на 20 %. Испытуемые дошкольники с низким уровнем развития восприятия составили 20 % от общего количества испытуемых, снизившись более чем в 2 раза. Указанные результаты свидетельствовали, исходя из количественных показателей, об увеличении объема восприятия у рассматриваемой категории детей, характеризуясь незначительным нарушением целенаправленности, дифференцированности, повышением способности формирования целостного образа.

Сравнительный анализ результатов основной и контрольной групп позволил сделать вывод о том, что использование коррекционно-развивающих игр в процессе психокоррекционной работы создает оптимальные, благоприятные условия для развития зрительного восприятия младших дошкольников с задержкой психического развития.

Заключение

Исследование проблемы показало, что именно использование комплекса развивающих игр и упражнений создает достаточно благоприятные условия для развития зрительного восприятия младших дошкольников с задержкой психического развития. Предлагаемый комплекс развивающих игр способствует эффективному целенаправленному развитию восприятия внешних признаков предметов. Играя, дети учатся различным приемам зрительного, осязательного обследования, помогающим различать и выделять качества предметов, сравнивать их по этим качествам и обозначать соответствующим словом. Так возникают сенсорные эталоны, т.е. общепринятые представления о внешних качествах предметов. Использование развивающих игр и упражнений в процессе психокоррекционной работы позволило сократить латентный период опознания объектов, а также увеличить объем восприятия, повысить способность формирования целостного образа у детей с ЗПР младшего дошкольного возраста. При этом, восприятие характеризуется незначительным нарушением целенаправленности, дифференцированности, развитие сенсорики является чувственной основой для всех способностей ребенка (познавательный, эстетических, творческих и т.д.), для полноценного, осознанного восприятия окружающей действительности.


Библиографическая ссылка

Тебенова К.С., Туганбекова К.М, Ильясова Б.И., Заркенова Л.С. ПРЕОДОЛЕНИЕ НЕДОСТАТКОВ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 1-4. – С. 697-700;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34883 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674