Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

THE ROLE OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL FACTORS IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL STRESS AT PPP KAZNMU IM. S.D. ASFENDIYAROVA

Alibaeva R.N. 1 Zhakanova T.A. 1 Kozhamzharova K.O. 2
1 KazNMU im. S.D. Asfendiyarova
2 KazGosZhenPU
2608 KB
The article reveals the relevance of the chosen theme authors, which is due to increasing demands from the community to the teaching profession, which has enormous social importance. Capacity for empathy is recognized as one of the most important qualities of a teacher, but the practical role of emotions in professional activities is estimated contradictory. Attention is drawn to the fact that teachers are not ready for the emotional overload, purposefully not form his relevant knowledge and skills necessary to overcome emotional difficulties profession.
burnout syndrome
socio-psychological factors
occupational stress
faculty
psycho-emotional state

Современное состояние казахстанской образовательной системы характеризуется активным внедрением инновационных технологий в педагогический процесс. В условиях активной модернизации педагогической деятельности все более высокие требования предъявляются не только к профессиональным знаниям, умениям и навыкам преподавателя, но и к уровню его личностного саморазвития, его психоэмоциональной устойчивости.

Профессия преподавателя, безусловно, обладает огромной социальной значимостью, так как педагог в вузе не просто передает профессиональный опыт, а формирует будущего специалиста как личность и профессионала. Поэтому психоэмоциональное состояние педагога, его самочувствие является очень важным аспектом профессиональной деятельности, от этого зависит его работоспособность, качество преподавания, качество взаимоотношений со всеми субъектами педагогической деятельности. Способность к сопереживанию (эмпатия), эмоциональная включенность в педагогический процесс признается одним из самых важных свойств преподавателя, однако, этому аспекту подготовки не всегда уделяется должное внимание. Это приводит к тому, что многие преподаватели психологически не готовы к тем эмоциональным перегрузкам, которая предъявляет профессия.

Еще 70-е годы двадцатого века исследователи обратили внимание на довольно часто встречающееся состояние эмоционального истощения у лиц, занимающихся в различных сферах коммуникативной деятельности (педагогов, врачей, работников социальных служб, психологов, менеджеров) [1]. Как правило, такие специалисты на определенном этапе своей деятельности неожиданно начинали терять интерес к ней, формально относиться к своим обязанностям, конфликтовать с коллегами по непринципиальным вопросам. В дальнейшем у них обычно развивались соматические заболевания и невротические расстройства. Наблюдавшиеся изменения, как было обнаружено, вызывались длительным воздействием профессионального стресса. Появился термин «burnout», который в русскоязычной психологической литературе стал переводиться как «выгорание» или «сгорание» [2].

В настоящее время существует единая точка зрения на сущность профессионального выгорания и его структуру. Согласно современным исследованиям, под психическим выгоранием понимается состояние физического, эмоционального, умственного истощения, проявляющееся в профессиях эмоциональной сферы. Синдром профессионального выгорания включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений [3].

Эмоциональное истощение ощущается как эмоциональное перенапряжение, опустошенность, исчерпанность собственных эмоциональных ресурсов. Человек не может отдаваться работе как прежде, чувствует приглушенность, притупленность собственных эмоций, возможны эмоциональные срывы.

Деперсонализация – это тенденция развития негативного, бездушного отношения к раздражителям. Возрастает обезличенность и формальность контактов. Негативные установки, имеющие скрытый характер, могут начать проявляться во внутреннем сдерживаемом раздражении, которое входит со временем наружу в виде вспышек раздражения или конфликтных ситуаций.

Редукция персональных достижений проявляется в снижении чувства компетентности в своей работе, в недовольстве собой, уменьшении ценности своей деятельности, в негативном самовосприятии в профессиональной сфере. Возникновение чувства вины за собственные негативные проявления или чувства, снижение профессиональной и личной самооценки, появление чувства собственной несостоятельности, безразличие к работе.

Педагогическая деятельность – одна из наиболее деформирующих личность человека видов деятельности, а педагоги – наиболее подвержены эмоциональному выгоранию [4]. Сейчас обществом декларируется образ социально успешного человека, это образ уверенного в себе человека, самостоятельного и решительного, достигшего карьерного роста. Поэтому многие люди стараются соответствовать этому образу, чтобы быть востребованными в обществе. Но для поддержания соответствующего имиджа у современного преподавателя требуются дополнительные ресурсы.

Факторы, вызывающие выгорание, мы сгруппировали в два больших блока, выделив организационные факторы и индивидуальные характеристики самих профессионалов. В современных условиях деятельность преподавателя медицинского высшего учебного заведения буквально насыщена факторами, вызывающими профессиональное выгорание. Следует еще раз подчеркнуть, что постоянная включенность педагогического состава КазНМУ имени С.Д. Асфендиярова в инновационные процессы является отличительной чертой современной профессиональной жизни, что особенно выражено в условиях перехода к новым формам социальной и экономической активности на данном этапе развития казахстанского общества. Эти кардинальные организационные изменения во многих случаях приводят к появлению рассогласования между характеристиками новой трудовой ситуации и привычной деятельностью педагога, что в свою очередь детерминирует возникновение выраженных стрессовых состояний. Новая трудовая ситуация, складывающаяся в КазНМУ как организации образования, требует от персонала дополнительных усилий по адаптации к измененной организационной среде, что может закончиться как повышением профессионализма и успешности труда, так и дезорганизацией деятельности и ухудшением здоровья работающих. В том случае, если негативные проявления профессионального стресса у педагогов становятся слишком выраженным, то эффективность организационных изменений в целом может существенно понижаться. Среди множества факторов, вызывающих выгорание, можно отметить большое количество социальных контактов за рабочий день, предельно высокая ответственность, недооценка профессионального вклада и значимости у руководства и коллег, необходимость быть все время в «форме».

В связи с этим представляется особенно важным на примере конкретных исследований выявить, какие факторы трудовой ситуации играют решающую роль в возникновении профессионального выгорания на разных этапах организационных изменений, чем определяется их динамика, а также как это отражается на функциональном состоянии лиц, работающих в организации.

Нами было проведено исследование по определению наиболее значимых организационных, личностных факторов, вызывающих эмоциональное выгорание у преподавателей. Первый этап исследования был посвящен выявлению наиболее значимых организационных факторов, вызывающих профессиональное выгорание у ППС. Исследование проходило на базе Казахского национального медицинского университета, в исследовании принимали участие преподаватели 36 (42 %) кафедр и сотрудники 3-х отделов, в общем количестве охвачено 435 человек, испорчено 89 бланков. Синдром профессионального выгорания тесно связан с тем, что работа может быть многочасовой, не оцениваемой должным образом, имеющей трудноизмеримое содержание, требующей исключительной продуктивности или соответствующей подготовки, также с тем, что характер руководства со стороны вышестоящих не соответствует содержанию работы. Поэтому в анкетах обращалось внимание на удовлетворенность условиями работы. Получены следующие результаты:

● режимом работы удовлетворены –18 %;

● рабочим местом – 18 %;

● обеспечением необходимыми для работы материалами –15 %;

● системой обучения – 16 %;

● системой вознаграждения – 16 %;

● системой управления – 17 %.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что 92 % опрошенных респондентов несут повышенные нагрузки, делают сверхурочную работу, т.е. продолжительность рабочего дня удлиняется. В нашем исследовании системой вознаграждения недовольны 84 %, системой управления 83 % опрошенных, это напрямую приводит к синдрому эмоционального выгорания, так как решающую роль в предотвращении синдрома профессионального выгорания играет социальная поддержка со стороны коллег, администрации вуза. Для ППС при стимулировании важно не абсолютное количество вознаграждения, а его соотнесение с собственным затраченным трудом и трудом своих коллег, что обозначается как справедливость.

Также мы выявили мотивирующие работу факторы преподавателей КазНМУ имени С.Д. Асфендиярова, они расположились следующим образом:

● коллектив, дружеские отношения с коллегами – 23,8 %;

● уверенность в завтрашнем дне –23,5;

● самореализация – 19,4 %;

● материальные стимулы: высокая зарплата, социальный пакет – 12,5 %;

● хорошие условие труда–10,3 %;

● карьерные перспективы – 6,3 %;

● профессиональное развитие –1,9 %;

● интерес к работе –1,3 %;

● азарт, соревновательность –1,0 %.

Изучение мотивации деятельности преподавателей позволило нам выявить три основных фактора, которые влияют на его эмоциональную сферу: коллектив, дружеские отношения с коллегами; уверенность в завтрашнем дне; самореализация. И это еще раз доказывает, что преподавательская деятельность в большей степени подвержена влиянию эмоционального выгорания.


al1_1.tif