Современное состояние казахстанской образовательной системы характеризуется активным внедрением инновационных технологий в педагогический процесс. В условиях активной модернизации педагогической деятельности все более высокие требования предъявляются не только к профессиональным знаниям, умениям и навыкам преподавателя, но и к уровню его личностного саморазвития, его психоэмоциональной устойчивости.
Профессия преподавателя, безусловно, обладает огромной социальной значимостью, так как педагог в вузе не просто передает профессиональный опыт, а формирует будущего специалиста как личность и профессионала. Поэтому психоэмоциональное состояние педагога, его самочувствие является очень важным аспектом профессиональной деятельности, от этого зависит его работоспособность, качество преподавания, качество взаимоотношений со всеми субъектами педагогической деятельности. Способность к сопереживанию (эмпатия), эмоциональная включенность в педагогический процесс признается одним из самых важных свойств преподавателя, однако, этому аспекту подготовки не всегда уделяется должное внимание. Это приводит к тому, что многие преподаватели психологически не готовы к тем эмоциональным перегрузкам, которая предъявляет профессия.
Еще 70-е годы двадцатого века исследователи обратили внимание на довольно часто встречающееся состояние эмоционального истощения у лиц, занимающихся в различных сферах коммуникативной деятельности (педагогов, врачей, работников социальных служб, психологов, менеджеров) [1]. Как правило, такие специалисты на определенном этапе своей деятельности неожиданно начинали терять интерес к ней, формально относиться к своим обязанностям, конфликтовать с коллегами по непринципиальным вопросам. В дальнейшем у них обычно развивались соматические заболевания и невротические расстройства. Наблюдавшиеся изменения, как было обнаружено, вызывались длительным воздействием профессионального стресса. Появился термин «burnout», который в русскоязычной психологической литературе стал переводиться как «выгорание» или «сгорание» [2].
В настоящее время существует единая точка зрения на сущность профессионального выгорания и его структуру. Согласно современным исследованиям, под психическим выгоранием понимается состояние физического, эмоционального, умственного истощения, проявляющееся в профессиях эмоциональной сферы. Синдром профессионального выгорания включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений [3].
Эмоциональное истощение ощущается как эмоциональное перенапряжение, опустошенность, исчерпанность собственных эмоциональных ресурсов. Человек не может отдаваться работе как прежде, чувствует приглушенность, притупленность собственных эмоций, возможны эмоциональные срывы.
Деперсонализация – это тенденция развития негативного, бездушного отношения к раздражителям. Возрастает обезличенность и формальность контактов. Негативные установки, имеющие скрытый характер, могут начать проявляться во внутреннем сдерживаемом раздражении, которое входит со временем наружу в виде вспышек раздражения или конфликтных ситуаций.
Редукция персональных достижений проявляется в снижении чувства компетентности в своей работе, в недовольстве собой, уменьшении ценности своей деятельности, в негативном самовосприятии в профессиональной сфере. Возникновение чувства вины за собственные негативные проявления или чувства, снижение профессиональной и личной самооценки, появление чувства собственной несостоятельности, безразличие к работе.
Педагогическая деятельность – одна из наиболее деформирующих личность человека видов деятельности, а педагоги – наиболее подвержены эмоциональному выгоранию [4]. Сейчас обществом декларируется образ социально успешного человека, это образ уверенного в себе человека, самостоятельного и решительного, достигшего карьерного роста. Поэтому многие люди стараются соответствовать этому образу, чтобы быть востребованными в обществе. Но для поддержания соответствующего имиджа у современного преподавателя требуются дополнительные ресурсы.
Факторы, вызывающие выгорание, мы сгруппировали в два больших блока, выделив организационные факторы и индивидуальные характеристики самих профессионалов. В современных условиях деятельность преподавателя медицинского высшего учебного заведения буквально насыщена факторами, вызывающими профессиональное выгорание. Следует еще раз подчеркнуть, что постоянная включенность педагогического состава КазНМУ имени С.Д. Асфендиярова в инновационные процессы является отличительной чертой современной профессиональной жизни, что особенно выражено в условиях перехода к новым формам социальной и экономической активности на данном этапе развития казахстанского общества. Эти кардинальные организационные изменения во многих случаях приводят к появлению рассогласования между характеристиками новой трудовой ситуации и привычной деятельностью педагога, что в свою очередь детерминирует возникновение выраженных стрессовых состояний. Новая трудовая ситуация, складывающаяся в КазНМУ как организации образования, требует от персонала дополнительных усилий по адаптации к измененной организационной среде, что может закончиться как повышением профессионализма и успешности труда, так и дезорганизацией деятельности и ухудшением здоровья работающих. В том случае, если негативные проявления профессионального стресса у педагогов становятся слишком выраженным, то эффективность организационных изменений в целом может существенно понижаться. Среди множества факторов, вызывающих выгорание, можно отметить большое количество социальных контактов за рабочий день, предельно высокая ответственность, недооценка профессионального вклада и значимости у руководства и коллег, необходимость быть все время в «форме».
В связи с этим представляется особенно важным на примере конкретных исследований выявить, какие факторы трудовой ситуации играют решающую роль в возникновении профессионального выгорания на разных этапах организационных изменений, чем определяется их динамика, а также как это отражается на функциональном состоянии лиц, работающих в организации.
Нами было проведено исследование по определению наиболее значимых организационных, личностных факторов, вызывающих эмоциональное выгорание у преподавателей. Первый этап исследования был посвящен выявлению наиболее значимых организационных факторов, вызывающих профессиональное выгорание у ППС. Исследование проходило на базе Казахского национального медицинского университета, в исследовании принимали участие преподаватели 36 (42 %) кафедр и сотрудники 3-х отделов, в общем количестве охвачено 435 человек, испорчено 89 бланков. Синдром профессионального выгорания тесно связан с тем, что работа может быть многочасовой, не оцениваемой должным образом, имеющей трудноизмеримое содержание, требующей исключительной продуктивности или соответствующей подготовки, также с тем, что характер руководства со стороны вышестоящих не соответствует содержанию работы. Поэтому в анкетах обращалось внимание на удовлетворенность условиями работы. Получены следующие результаты:
● режимом работы удовлетворены –18 %;
● рабочим местом – 18 %;
● обеспечением необходимыми для работы материалами –15 %;
● системой обучения – 16 %;
● системой вознаграждения – 16 %;
● системой управления – 17 %.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что 92 % опрошенных респондентов несут повышенные нагрузки, делают сверхурочную работу, т.е. продолжительность рабочего дня удлиняется. В нашем исследовании системой вознаграждения недовольны 84 %, системой управления 83 % опрошенных, это напрямую приводит к синдрому эмоционального выгорания, так как решающую роль в предотвращении синдрома профессионального выгорания играет социальная поддержка со стороны коллег, администрации вуза. Для ППС при стимулировании важно не абсолютное количество вознаграждения, а его соотнесение с собственным затраченным трудом и трудом своих коллег, что обозначается как справедливость.
Также мы выявили мотивирующие работу факторы преподавателей КазНМУ имени С.Д. Асфендиярова, они расположились следующим образом:
● коллектив, дружеские отношения с коллегами – 23,8 %;
● уверенность в завтрашнем дне –23,5;
● самореализация – 19,4 %;
● материальные стимулы: высокая зарплата, социальный пакет – 12,5 %;
● хорошие условие труда–10,3 %;
● карьерные перспективы – 6,3 %;
● профессиональное развитие –1,9 %;
● интерес к работе –1,3 %;
● азарт, соревновательность –1,0 %.
Изучение мотивации деятельности преподавателей позволило нам выявить три основных фактора, которые влияют на его эмоциональную сферу: коллектив, дружеские отношения с коллегами; уверенность в завтрашнем дне; самореализация. И это еще раз доказывает, что преподавательская деятельность в большей степени подвержена влиянию эмоционального выгорания.
Библиографическая ссылка
Алибаева Р.Н., Жаканова Т.А., Кожамжарова К.О. РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА У ППС КАЗНМУ ИМ. С.Д. АСФЕНДИЯРОВА // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 1-4. – С. 705-707;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34885 (дата обращения: 23.11.2024).