Мужское бесплодие представляет собой многофакторный синдром, включающий широкий спектр нарушений, симптомы множества различных патологических состояний, затрагивающих как половую, так и другие системы организма: эндокринную, нервную, кровеносную, иммунную [1]. К факторам риска развития мужского бесплодия относят наличие врожденных патологий, приобретенные патологии (варикоцеле, травмы половых органов, соматическую патологию, хронический простатит и т.д.), вредные производственные факторы, социальные факторы (инфекции, передающиеся половым путем, курение, употребление алкоголя, наркотических веществ, эмоциональные стрессы и т.д.) [3]. В настоящее время часто обсуждаемыми факторами риска мужского бесплодия являются избыточный вес и ожирение, распространенность которых, по данным ВОЗ, составляет среди мужского населения развитых стран в возрасте 18 лет и старше 38 % и 11 % соответственно [2]. Доказано, что ожирение у мужчин способствует развитию гипогонадизма и эректильной дисфункции [7], однако в отношении влияния разных типов ожирения на отдельные параметры спермограммы, особенно на ее специальные показатели, такие как фрагментация ДНК, зрелость сперматозоидов или наличие на сперматозоидах антиспермальных антител (АСАТ), сведений мало, и они противоречивы [6].
Цель исследования: изучить частоту встречаемости АСАТ у мужчин, пациентов ООО «Новосибирский центр репродуктивной медицины», в зависимости от наличия у них разных типов ожирения.
Материалы и методы исследования
На первом этапе был проведен ретроспективный анализ историй болезни 570 мужчин, проживающих в Новосибирске и Новосибирской области, обратившихся в период с 2012 по 2015 годы в Центр с проблемой бесплодия в супружеской паре. Критериями исключения из исследования были: азооспермия, невозможность проведения теста на наличие АСАТ вследствие низкой концентрации сперматозоидов и\или отсутствия достаточного количества подвижных сперматозоидов.
На втором этапе была отобрана группа пациентов из 119 мужчин, не имеющих соматической патологии в стадии обострения, генетических аномалий и инфекций, передаваемых половым путем в стадии обострения, средний возраст – 33,9 года (от 25 до 58 лет), средний стаж бесплодия – 5,03 года (от 1 до 20 лет). Проведен анализ жалоб, анамнеза жизни, анамнеза заболевания, данных антропометрического обследования: роста (см), массы тела (кг), окружности талии (ОТ, см), окружности бедер (ОБ, см); рассчитаны соотношение ОТ/ОБ и индекс массы тела (ИМТ, кг/м2). На основании антропометрического обследования мужчины были распределены на 3 группы. В группу 1 вошли мужчины с избыточной массой тела (ИМТ ≥ 25,0 кг/м2), ожирением (ИМТ ≥ 30,0 кг/м2) и верхним типом распределения жира (ОТ/ОБ ≥ 0,95), что указывает на наличие абдоминального ожирения [8]; в группу 2 – мужчины с избыточной массой тела, ожирением и нижним типом распределения жира (ОТ/ОБ < 0,95), что указывает на наличие равномерного или гиноидного ожирения [8]; в группу 3 – мужчины с нормальной массой тела (ИМТ < 25,0 кг/м2).
Сбор и анализ эякулята проводили в соответствии с критериями ВОЗ 2010 года. Измерение процентного соотношения нормальных активно-подвижных сперматозоидов, покрытых АСАТ, к общему количеству нормальных активно-подвижных сперматозоидов проводили с помощью МАР-теста (MAR-test, MAR-mixed antiglobulin reaction). Использовали набор для определения антиспермальных антител класса IgG «SpermMarIgGTest», «FertiProN.V» (Бельгия), референсный диапазон < 10 %. При выявлении в эякуляте 10 и более % сперматозоидов, покрытых антителами, учитывали случаи наличия АСАТ; при выявлении 40 и более % сперматозоидов, покрытых антителами, учитывали случаи наличия достоверно снижающей вероятность наступления беременности высокой концентрации АСАТ. Статистическую обработку полученных результатов осуществляли с использованием пакета прикладных программ «STATISTICA» v.10.0 (Stat Soft Inc., США). Частоты признаков в группах представлены в %, средние величины – как М ± CD. Сравнительный анализ величин показателей между группами проводили с использованием критерия Крускала-Уоллеса, с последующим множественным (post-hoc) сравнением, корреляционный анализ – коэффициента ранговой корреляции Спирмана. Минимальную вероятность справедливости нулевой гипотезы принимали при р < 0,05.
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ результатов МАР-теста на первом этапе исследования показал, что в общей выборке пациентов (n = 570) частота всех случаев обнаружения АСАТ составила 16,8 %, в том числе частота случаев обнаружения сперматозоидов с высокой концентрацией АСАТ составила 6,7 %. Известно, что наличие АСАТ является признаком иммунологического бесплодия и выявляется у 5–15 % бесплодных мужчин [5].
На втором этапе исследования на основании результатов антропометрического обследования были сформированы три группы мужчин. В группу 1 вошли мужчины (n = 41) с избыточной массой тела, ожирением и верхним типом распределения жира; величины ИМТ и отношения ОТ/ОБ составили 31,6 ± 3,1 кг/м2 и 1,00 ± 0,04 усл. ед. В группу 2 вошли мужчины (n = 41) с избыточной массой тела, ожирением и нижним типом распределения жира; величины ИМТ и отношения ОТ/ОБ составили 28,5 ± 3,4 кг/м2 и 0,90 ± 0,04 усл. ед. В группу 3 вошли мужчины (n = 37) с нормальной массой тела; величины ИМТ и отношения ОТ/ОБ составили 22,8 ± 2,0 кг/м2 и 0,87 ± 0,05 усл. ед. Средние величины ИМТ и отношения ОТ/ОБ статистически значимо различались между всеми тремя группами (р < 0,001).
Результаты определения АСАТ в группах мужчин с нормальной массой тела и разными типами ожирения представлены в таблице. Так, в группе 1 количество мужчин без АСАТ (0 %, то есть отсутствие в эякуляте сперматозоидов, покрытых антителами), было ниже в 2,1 раза по сравнению с группой 2 и в 1,8 раза – с группой 3. Наоборот, количество мужчин с уровнем АСАТ в эякуляте 10 % и более в группе 1 было в 2,6 раза выше, чем в группе 2, и в 2 раза выше, чем в группе 3. Количество мужчин с уровнем АСАТ 40 % и более в группе 1 было в 1,5 раза выше, чем в группе 2, и в 5,4 раза выше, чем в группе 3.
Процентное соотношение нормальных активно-подвижных сперматозоидов, покрытых антиспермальными антителами, к общему количеству нормальных активно-подвижных сперматозоидов в эякуляте мужчин с разными типами ожирения и нормальной массой тела
% сперматозоидов, покрытых антиспермальными антителами, в эякуляте |
Группа 1, n = 41 |
Группа 2, n = 41 |
Группа 3, n = 37 |
n ( %) |
|||
0 |
10 (24,4) |
21 (51,2) |
16 (43,2) |
1–9 |
18 (43,9) |
15 (36,6) |
15 (40,6) |
10–39 |
7 (17,1) |
1 (2,4) |
5 (13,5) |
40 и более |
6 (14,6) |
4 (9,8) |
1 (2,7) |
Примечание. Достоверное отличие между группами 1 и 2 – χ2 = 9,08; р = 0,032.
Среднее значение МАР-теста у мужчин в зависимости от величины отношения ОТ/ОБ: * р 1–3 = 0,0002; # р 2–3 = 0,0151 (1 – первый столбец; 2 – второй столбец; 3 – третий столбец)
Корреляционный анализ величин показателей у всех мужчин, обследованных на втором этапе, выявил достоверные корреляционные связи величины МАР-теста с наличием травм мошонки (rs = 0,22; р = 0,0141) и эпидидимита (rs = 0,26; р = 0,0049); с массой тела и индексом массы тела (rs = 0,24; р = 0,0093 и rs = 0,20; р = 0,0306 соответственно), окружностью талии и величиной отношения ОТ/ОБ (rs = 0,29; р = 0,0013 и rs = 0,34; р = 0,0002 соответственно). Корреляционный анализ величин показателей у мужчин отдельно в группах 1 и 2 также выявил достоверную связь МАР-теста с величиной антропометрического показателя ОТ/ОБ (rs = 0,34; р = 0,0292 и rs = 0,33; р = 0,0370 соответственно).
Результаты анализа зависимости величины МАР-теста от отношения ОТ/ОБ приведены на рисунке. Для анализа использовали результаты, полученные при обследовании всех мужчин на втором этапе исследования. При повышении величины показателя ОТ/ОБ от значений менее 0,9 до значений в интервале 0,9–1,0 величина МАР-теста выросла недостоверно. Но при величине показателя ОТ/ОБ более 1,0 значения МАР-теста увеличились статистически значимо: в 5 раз относительно величины МАР-теста при ОТ/ОБ < 0,9 и в 2,5 раза – при ОТ/ОБ в интервале 0,9–1,0.
Известным механизмом, стимулирующим выработку АСАТ, является нарушение целостности гемато-тестикулярного барьера в связи с травмами и различными патологическими состояниями [3], системные аутоиммунные заболевания [10]. Можно предположить, что при ожирении, особенно при его абдоминальном типе, когда значительно нарастает количество метаболически активного висцерального жира, в качестве пусковых факторов выработки АСАТ могут выступать адипоцитокины, которые синтезируются в жире и могут изменять иммунный статус организма, способствуя развитию хронического воспалительного процесса и аутоиммунных реакций [9]. Еще одним из возможных механизмов стимуляции выработки АСАТ при абдоминальном ожирении может быть повышенная активность образования активированных кислородных метаболитов [4], которые усиливают деструкцию клеточных мембран и также могут способствовать активации аутоиммунных реакций.
Заключение
Полученные результаты доказывают связь между наличием АСАТ и абдоминальным ожирением с верхним типом распределения жира у мужчин с бесплодием. Следует отметить, что ожирение с нижним типом распределения жира не оказывает заметного влияния на процентное соотношение нормальных активно-подвижных сперматозоидов, покрытых АСАТ, к общему количеству нормальных активно-подвижных сперматозоидов, в сравнении с мужчинами с нормальной массой тела. Эти факты позволяют говорить о роли абдоминального ожирения не только в патогенезе сердечно-сосудистых заболеваний, атеросклероза, сахарного диабета 2 типа, неалкогольной жировой болезни печени и других заболеваний [2], но и в механизмах развития иммунологического бесплодия у мужчин.