Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

THE IMPLEMENTATION OF COMPETENCE-BASED APPROACH IN THE PROCESS OF PREPARATION OF THE DOCTOR-INTERN IN «OBSTETRICS AND GYNECOLOGY»

Novichkov D.A. 1 Khvorostukhina N.F. 1 Stepanova N.N. 1
1 Saratov State Medical University n.a. V.I. Razumovsky
The paper reflects new approaches for improving the efficiency of the teaching process in higher educational institutions from the point of view of studying the elements of communicative competency, forming the skills of person-oriented, interactive, project forms of teaching considering the normative model of requirements, reflecting professional pedagogical competency The purpose of this paper is to estimate the efficiency of work of the center of practical skills in developing the competences by interns of the faculty of pediatrics in the course of «Obstetrics and Gynecology». The undertaken analysis showed a rather high level of formed competences of the interns. With the help of the center of practical skills we have managed to reach individualization of education, continuous improvement of quality of information, methodical and technical support of educational process.
competence
lifelong learning
practical skills
1. Bajdenko V.I. Bolonskij process: strukturnaja reforma vysshego obrazovanija Evropy. 3-e izd., ispr. i dop. M.: Rossijskij novyj universitet, 2003. 128 р.
2. Okulovskij O.I. Kompetencii i kompetentnostnyj podhod v obuchenii // Molodoj uchenyj. 2012. no. 12. рр. 499–500.
3. Sarkulova S.M., Samchenko I.A., Dosybaeva G.N. i dr. Innovacionnye metody optimizacii uchebnogo processa v vuze // Vestnik JuKGMA. 2005. no. 5.
4. Hvorostuhina N.F., Novichkov D.A. Simuljacionnyj kurs «akusherstvo i ginekologija» kak realizacija kompetentnostnogo podhoda v ramkah modernizacii nauchno-obrazovatelnoj dejatelnosti // Fundamentalnye issledovanija. 2014. no. 4–2. рр. 379–381.
5. Shestakova E.V. Ispolzovanie innovacionnyh obuchajushhih tehnologij v processe prepodavanija akusherstva i ginekologii (srednee professionalnoe obrazovanie) // Mezhdunarodnyj zhurnal jeksperimentalnogo obrazovanija. 2014. no. 10. рр. 377–378.

Дискуссия последних лет о компетентностном подходе зачастую сводится к спору о словах – по поводу дефиниций терминов «компетентность» и «компетенция». Вместе с тем это можно рассматривать и как одно из следствий тотальной семиотизации современного мира. Явление полисемии приводит к тому, что человек вкладывает в интерпретацию терминов личностный смысл, который опосредует его отношение к деятельности, которой он занят. Именно в этом видятся основания напряженности вышеупомянутой дискуссии [1].

Поскольку одной из областей наших интересов является роль дополнительного профессионального образования, мы трактуем компетентность в качестве одной из значимых характеристик соответствия человека занимаемой должности. Наличие компетентности является необходимым условием успешного выполнения профессиональной деятельности. Можно согласиться с тем, что компетентностный подход является реакцией профессионального образования на изменившиеся социально-экономические условия, на процессы, появившиеся вместе с рыночной экономикой [2]. Рынок предъявляет к современному специалисту специфические с точки зрения системы образования требования.

Компетентностный подход предполагает разработку профилей компетенций – наборов парциальных компетенций для разных направлений деятельности. Общие правила составления профилей: каждая парциальная компетенция должна быть сформулирована предельно конкретно, в профиле должны быть четко расставлены приоритеты, каждая компетенция, указанная в профиле, должна иметь свой «эталон» и быть достижимой и диагностичной.

Развитие медицинской науки, углубление наших знаний о природе женщины, появление новых методов диагностики и лечения требует от нас и от практикующих докторов всё большей работы мысли: анализа и синтеза [5]. И наша задача сделать так, чтобы будущие врачи не просто шли в ногу со временем, но и были на шаг впереди. Именно прогресс диктует необходимость пересмотра и модернизации стандартов медицинского образования, расширения программы преподавания акушерства и гинекологии, включения в неё дополнительных знаний и навыков, внедрения новых высокотехнологичных методов обучения.

Личностно ориентированное обучение подразумевает индивидуальный подход к каждому слушателю с учетом как уровня его способностей и интеллекта, так и подготовки по междисциплинарным курсам и профессиональным модулям. Все плюсы личностно ориентированных технологий ярко проявляются при решении ситуационных задач в форме ролевых игр, с обязательным групповым дискуссионным обсуждением.

Акушерско гинекологический курс интегрирован в различные профессиональные модули и изучается параллельно с другими дисциплинами. Это позволяет проводить ролевые игры по диагностике, дифференциальной диагностике, оказанию неотложной помощи пациенткам акушерско гинекологического профиля, что имеет большое значение для самостоятельной работы врача-интерна. При наличии симуляторов и тренажеров, ролевая задача может быть дополнена заданием на выполнение различных манипуляций, соответствующих данной клинической ситуации. Это придает занятию большую наглядность и позволяет закрепить навыки выполнения диагностических и лечебных манипуляций, необходимых в дальнейшей работе по специальности [4].

По своему методическому потенциалу высшая школа обучает, главным образом, знаниям, тогда как практическими умениями на должном уровне обладает далеко не каждый выпускник вуза. В связи с этим в последние годы система высшего образования уделяет большое внимание проблеме качества. Качество выпускника вуза зависит от многих факторов. Это профессионализм преподавателей, условия и обеспеченность учебного процесса, состав элементов в образовательном процессе, мотивация обучаемого, современные технологии обучения, системы контроля знаний, мотивация педагогического труда и многое другое. Решать проблему повышения качества образования можно путем систематического, непрерывного обучения и приближения учебного процесса к запросам практического здравоохранения [3].

Компетентностный подход в корне изменил систему подготовки врача акушера-гинеколога. Главная цель обучения – владение врачебными манипуляциями в совершенстве, что достигается регулярным повторением манипуляции. Обучение практическим навыкам врачей-интернов проходит в Центре практических навыков кафедры, оснащенном современными муляжами и тренажерами, тем самым обучающимся предоставляется возможность формирования клинической компетентности.

На сегодняшний день важно освоение компетенций на «пирамидальном уровне», когда выпускник в конце интернатуры находится на самом пике этой пирамиды. Поэтому обучение проходит через освоение компетенций интерном в течение всего процесса обучения в интернатуре [3]. Повышает мотивацию обучения постоянное оценивание уровня усвоения навыка. Компетенции ежегодно добавляются согласно происходящему изменению в программах, с учетом современного уровня медицинской практики. Также для лучшего усвоения компетенций силами преподавателей симулируется какая-либо клиническая ситуация, где необходимо применить конкретный практический навык, который демонстрируется самим преподавателем. Проводятся групповые занятия в Центре практических навыков на основе сценариев, когда одна группа готовит самостоятельно клиническую ситуацию с использованием определенной компетенции, а 2-я группа выступает в качестве экспертов. Оценивание происходит через конструктивную критику по методу обратной связи с использованием правил Пендельтона. Это позволяет не только улучшить качество подготовки, но и преподавателям дает видение, какие слабые стороны в освоении компетенций у каждого слушателя.

Внедрение компетентностного подхода позволило повысить качество подготовки врача-интерна по специальности «Акушерство и гинекология», что подтверждено более высокими баллами, полученными слушателями на итоговом аттестационном экзамене (3,8 – в 2013 году, 4,3 – в 2014 году).

Будущий врач акушер-гинеколог, имея перед собой алгоритм проведения манипуляции, повторяет его многократно, доводя эту способность до автоматизма. Алгоритмы пошаговой методики составляются сотрудниками кафедры с использованием доказательной базы, единых подходов мирового уровня, как, например, протокол ведения преждевременных родов или протокол «Акушерские кровотечения».

Отличие компетентного врача от квалифицированного в том, что первый обладает не только знаниями, умениями, навыками определенного уровня, но и способностью и готовностью реализовать их в работе. Компетентность предполагает наличие у индивида внутренней мотивации к качественному осуществлению своей профессиональной деятельности. Компетентный врач должен быть способен выходить за рамки предмета своей профессии, а также должен обладать творческим потенциалом для саморазвития. В данном случае специалист – это универсальный врач, который должен, используя свои знания, умения и навыки, приобретенные в процессе обучения, применять их в процессе трудовой деятельности.