В настоящее время проводится достаточно много работы по профориентации и профотбору на разные специальности в учреждениях образования, но крайне мало обращается внимания на медицинскую специальность.
Профориентация – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессий, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.
Профотбор – это система мероприятий, позволяющая выявить людей, которые по своим индивидуальным личностным качествам наиболее пригодны к обучению и дальнейшей профессиональной деятельности по определенной специальности. В профотборе профессиональная пригодность может оцениваться по нескольким критериям: по медицинским показателям (состояние нервной системы, слуха, зрения, сердечно-сосудистой и дыхательной систем и т.д.); отбор по данным образовательного ценза, направлен на выделение тех лиц, знания которых обеспечивают успешное овладение или выполнение данных профессиональных обязанностей; психологический отбор предназначен для выявления лиц, которые по своим способностям и индивидуальным психофизиологическим возможностям соответствуют требованиям, предъявляемым спецификой деятельности [1, с. 351].
Правильно и вовремя проведенный профотбор на медицинские специальности может обеспечить успешное овладение профессией врача за время обучения, благоприятную адаптацию к условиям труда, хорошее качество труда и профессиональное долголетие [4, с. 51].
Поэтому очень важно создание нового инструмента отбора для будущих врачей, который позволит снизить отсев обучающихся в учебных заведениях из-за профессиональной неспособности на 30–50 %, увеличить надежность работы систем управления на 10–25 %, сократить аварийность на 40–70 %, уменьшить стоимость подготовки специалистов на 30–40 % [1, с. 244].
Актуальность нашей темы заключается еще в том, что, на данный момент нет определенного инструмента для проведения профессионального отбора на медицинскую специальность, поэтому вдвойне остро стоит вопрос в разработке новой психодиагностической методики.
Задачи
1. Провести литературный обзор отечественных и зарубежных авторов по данной теме.
2. Осуществить подбор методик по определению профессиональной направленности личности.
3. Разработать анкету, направленную на выявление лиц, предрасположенных к медицинской деятельности.
4. Выявить с помощью психодиагностики по подобранным методикам учащихся, имеющих профессиональную направленность на медицинскую специальность.
Объект исследования: учащиеся средней общеобразовательной школы города Алматы в количестве 233 человек.
Предмет исследования: профессиональная направленность личности и ее мотивация.
Материалы и методы исследования
1. Матрица выбора профессии (методика Г.В. Резапкиной);
Данная методика разработана Московским областным центром профориентации молодежи. Автор методики Г.В. Резапкина. Многие испытывают трудности в выборе профессии. Профессии, находящиеся на пересечении «сферы труда» и «вида труда», являются (предположительно) наиболее близкими к интересам и склонностям определенного человека [2].
2. Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана);
Методика может применяться для диагностики мотивации профессиональной деятельности (в том числе – педагогической). В основу методики положена концепция о внутренней и внешней мотивации [3, с. 243].
3. Дифференциально-диагностический опросник (ДДО Е.А. Климова);
Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых [5, с. 37].
4. Предрасположенность к профессии врача (авторский опросник);
Тест состоит из пятнадцати вопросов, способных определить, обладает ли тестируемый необходимыми врачу качествами, такими, как миролюбие, доброжелательность, милосердие, внимательность, сострадание, терпение, честность и многие другие. Способен стать врачом тот человек, у которого склонность к профессии врача будет не ниже 86,6 %.
Рис. 1. Наиболее популярные профессии среди учеников 8–11 классов
Рис. 2. Количество учеников среди 8–11 классов, пожелавших стать врачами
Рис. 3. Оценка мотивации в 8–11 классах
Результаты исследования и их обсуждение
1. По методике «Матрица выбора профессии» были получены следующие результаты: Наиболее популярные профессии (часто выбираемые) среди учащихся 8–11 классов: экономист, аудитор, аналитик, менеджер по персоналу, администратор, маркетолог, диспетчер, статистик (рис. 1).
Необходимо отметить, что из общего количества учеников, принявших участие в анкетировании (233 ученика), выбрали медицинскую специальность 35 учеников (это 15 % от 233 человек), в восьмых классах – 21 ученик ( это 60 % от 35 человек, 20 % от 105 учеников восьмых классов и 9 % от всех 233 человек), в девятых классах – 10 учеников (это 28,5 % от 35 человек, 11 % от 90 учеников девятых классов и 4,3 % от 233 человек), в десятых классах – 3 ученика (это 8,5 % от 35 человек, 11,5 % от 26 учеников десятых классов и 1,3 % от 233 человек), в одиннадцатых классах – 1 ученик (это 2,8 % от 35 человек, 8,3 % от 12 учеников одиннадцатого класса и 0,4 % от 233 человек). Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее заинтересованы в выборе профессии врача восьмые классы (рис. 2).
2. По методике «Мотивация профессиональной деятельности» были получены следующие результаты:
Из 233 учеников мотивированы 107 человек (46 %), не мотивированы 126 человек (54 %). Наиболее мотивированными оказались ученики восьмых классов (54 ученика, или 51 % из 105 учеников восьмых классов) по сравнению с девятыми классами (36 учеников, или 40 % из 90 учеников девятых классов), десятыми классами (12 человек, или 46 % из 26 учеников десятых классов), одиннадцатыми классами (5 человек, или 41 % из 12 учеников одиннадцатых классов) (рис. 3).
Необходимо отметить, что из 35 учеников, выбравших профессию врача, мотивированы 16 человек (45,71 %), не мотивированы 19 человек (54,28 %). Среди 21 ученика восьмых классов, выбравших профессию врача, мотивированы 14 человек (это 67 % из 21 ученика восьмого класса, выбравшего профессию врача, и 40 % из 35 учеников ОШ, выбравших профессию врача). Это три ученика из 8 «А», по четыре ученика из 8 «В» и 8 «Д», один ученик из 8 «Г», два ученика из 8 «Е». Среди 10 учеников 9-х классов, выбравших профессию врача, мотивированы только двое, что составляет 20 % из 10 учеников и 2,2 % из всех 90 учеников девятых классов. Это один ученик из 9 «Б» класса и один ученик из 9 «Г» класса. Отсюда закономерен вывод, что из 35 учеников ОШ, пожелавших стать врачами, наиболее мотивированы ученики восьмых классов (рис. 4).
3. По методике «Дифференциально-диагностический опросник» были получены следующие результаты:
Наиболее популярный тип профессии среди учеников 8–11 классов – «человек-Человек» – выбрали 148 учеников (это 63,5 % из 233 учеников ОШ) по сравнению с типами «человек-Техника» – 71 ученик (30,47 % из 233), «человек-Знаковая система» – 89 учеников (38,17 % из 233), «человек-Художественный образ» – 60 учеников (25,75 % из 233), «человек-Природа» – 47 учеников (20,17 % из 233), 10-ми классами (выбрали 14 человек из 26 учеников десятого класса, или 53,84 %), 11-ми классами (6 человек из 12 учеников одиннадцатого класса – 50 %) (рис. 5).
Рис. 4. Оценка мотивации среди учеников, выбравших профессию врача
Рис. 5. Количество учеников среди 8–11 классов, выбравших тип профессии «человек-Человек»
Рис. 6. Склонность к типу «человек-Человек» у будущих врачей
Исследование показало, что из 35 человек только 22 ученика (62,85 %) склонны к типу профессии «человек-Человек». Из 21 ученика восьмого класса , пожелавшего стать врачом, выбрали тип профессии «человек-Человек» 12 учеников, что составило 57 % из 21 ученика. Это 3 ученика 8 «А» класса, по 2 ученика в 8 «В» и в 8 «Г» классах и 5 учеников в 8 «Д» классе. Среди 10 учеников девятых классов, выбравших профессию врача, выбрали тип профессии «человек-Человек» семь человек, или 70 % из 10, точнее по одному ученику из 9 «А», 9 «Б» и 9 «Д» классов, по два ученика из 9 «В» и 9 «Г» классов. Из трех учеников десятого класса, выбравших профессию врача, двое выбрали тип профессии «человек-Человек». Это 67 % из трех учеников десятого класса, пожелавших стать врачами (рис. 6).
4. По авторской методике «Предрасположенность к профессии врача» были получены следующие результаты: из 35 человек, пожелавших стать врачами, предрасположенность к профессии врача имеют только 20 человек (57,14 %), причем предрасположенность должна быть не менее 86,6 %. Из восьмых классов предрасположенность к врачебной деятельности имеют 12 человек, или 34 % от 35 человек, пожелавших стать врачами. Из девятых классов предрасположенность имеют 5 человек, или 14 % из 35. Из десятых классов 2 человека, или 5,7 % из 35. Из одиннадцатых классов 1 человек предрасположен к профессии врача, или 2,8 % из 35. Следовательно, наиболее предрасположены к профессии врача восьмые классы (рис. 7).
Результаты комплексного профотбора, проведенного в 8–11 классах, учитывающего все четыре вышеперечисленные методики:
1. Учащийся выбрал профессию врача по результатам «Матрицы выбора профессии» по методике Г.В. Резапкиной;
2. Учащийся, прошедший 1 пункт, имеет положительную мотивацию по результатам опросника по методике К. Замфир в модификации А. Реана;
3. Учащийся, прошедший 1 и 2 пункт, выбрал тип профессии «человек-Человек» по методике «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А. Климова;
4. Учащийся, прошедший 1, 2 и 3 пункт, имеет предрасположенность к профессии врача не ниже 86 %.
Из 233 учеников ОШ прошли профотбор, направленный на медицинскую специальность, только 7 человек, это 6 человек из восьмых классов и 1 ученик девятого класса. Из чего следует, что только 20 % из 35 учеников, выбравших профессию врача, и 3 % из всех 233 учеников средней ОШ способны стать врачами (рис. 8).
Рис. 7. Предрасположенность к профессии врача у пожелавших стать врачами
Комплексный профотбор будущих врачей в 8 «Д» классе, учитывающий все 4 вышеуказанные методики
Учащиеся, выбравшие профессию врача |
Учащиеся с оптимальной мотивацией |
Учащиеся со склонностью к типу профессии «Человек-Человек» |
Учащиеся с предрасположенностью к профессии врача |
N1 |
да |
да |
да |
N2 |
нет |
да |
нет |
N3 |
нет |
нет |
нет |
N4 |
да |
да |
да |
N5 |
нет |
нет |
нет |
N6 |
да |
да |
да |
N7 |
да |
да |
нет |
Рис. 8. Результаты комплексного профотбора
Заключение
На сегодняшний день остро стоит вопрос о профессиональном отборе на медицинскую специальность. В Казахстане на уровне вузов с 2009 года было проведено несколько исследовательских работ, направленных на профориентацию и дальнейшее психологическое сопровождение студентов первых курсов. В данной работе исследовалась личностная сфера студентов. В сентябре 2014 года был запущен пилотный проект в медицинских вузах Казахстана по определению уровня компетенции студентов первого курса. Необходимо учесть, что данное мероприятие должно проводиться на довузовском этапе. По результатам нашего исследования полученные данные подтверждают:
1. Профотбор на медицинскую специальность необходимо проводить на уровне школы.
2. Будущий врач должен быть высокомотивированным к врачебной деятельности и обладать определенными личностными и коммуникативными качествами.
3. Разработанный инструмент для отбора учащихся на медицинскую специальность позволит проводить профориентационную работу, направленную на медицинскую специальность.