Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

TEACHING EXPERIENCE AS A FACTOR OF PSYCHOLOGICAL READINESS FOR THE ACTIVITY IN INNOVATION ENVIRONMENT

Sabirova R.S. 1 Abilkasimova G. 1
1 Acad. E.A. Buketov Karaganda State University
The present study aims to study the structural elements of psychological readiness for professional work of the teacher in the innovation environment, one of which acts as teaching experience. For this purpose, the authors have used psychological techniques such as interviewing (career counseling) of N.V. Klyuyeva and questionaire «Factors affecting the development and self-development of teachers». The authors refer to a consistent coverage of theoretical material on the subject, and then – to the processing of empirical data. Study sample were members of the teaching staff of secondary school № 15 of 60 people. As a result of the study, we concluded that there is some relationship between the experience of professional work of the teacher and his psychological readiness for work in terms of innovative educational environment. Of course, these data are not of a general nature, common to all members of the teaching profession. However, a private picture of the situation is often an objective reflection of the universal laws. For this reason, the trends in this article contribute to a clarification of promising areas of psychological development-oriented research of the factors contributing to an adequate level of psychological readiness for innovative educational environment.
pedagogical activity
psychological readiness
innovative environment
educational environment
pedagogical staff
1. Bozadzhiev V.L. K voprosu o psihologicheskoj gotovnosti k professionalnoj dejatelnosti // Mezhdunarodnyj zhurnal jeksperimentalnogo obrazovanija. 2010. no. 7 рр. 98–99.
2. Rajgorodskij D.Ja. (redaktor-sostavitel). Prakticheskaja psihodiagnostika. Metodiki i testy. Uchebnoe posobie. Samara: ID «Bahrah-M», 2011. 672 р.
3. Soloduhina O.A. Klassifikacija innovacionnyh processov v obrazovanii // Srednee professionalnoe obrazovanie. no. 10. 2011. рр. 12–13.
4. Tomilina Ja.V. Process formirovanija innovacionnoj sredy organizacii // Fundamentalnye issledovanija. 2014. no. 6–2. рр. 335–339: sajt. URL: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=10003428 (data obrashhenija: 13.04.2015).
5. Barbro Berg, Bertil Ostergren. Innovation processes in higher education // Studies in Higher Education. 2006. Vol. 4. Issue 2. рр. 261–268.
6. Prakash Nair Early Praise for 30 Strategies for Education Innovation. 2003/2008 DesignShare, the USA. 26 p.

Современные реалии являют перед деятелями сферы образования необходимость адаптации к трудовой деятельности в условиях инновационных нововведений в образовательной среде. Особую актуальность поле исследований психологической готовности к инновациям в сфере образования представляет в связи с развитием глобализационных процессов в инновационной среде. Создание приемлемых условий развития инновационных технологий в сфере образования, коснувшееся всех его ступеней, тем не менее не является залогом активной деятельности педагога апо адаптации к инновационной образовательной среде. Данное положение вещей обусловлено человеческим фактором, предполагающим в связи с этим необходимость исследования психологических особенностей педагогических кадров [1, c. 5].

Педагог, будучи центральной фигурой процесса образования, подвергается проявлениям различного рода профессиональной деятельности в психологическом плане. Педагогической деятельности сопутствуют определенные личностные трансформации, затрагивающие интенсификацию проявлений профессионально необходимых качеств, с одной стороны, разрушение структур, участвующих в этом процессе, с другой. В этом контексте актуальной задачей психолога выступает предупреждение потенциально возможных негативных изменений в профессиональной структуре деятельности педагога, поскольку последней обусловлен характер его воздействия как на педагогический, так и на ученический коллектив.

Прежде, чем перейти к освещению результатов экспериментальной части исследования, обратимся к краткому изложению категориального аппарата, к которому мы обращены в рамках статьи.

Инновационной средой называется особая система отношений между деятельностью и управлением ею, базирующимися на социальной структуре, подразумевающей взаимодействие культуры труда и инструментов, применение которых предполагает создание нового подхода к научному знанию, процессу и его продуктам [2, с. 335].

Психологическая готовность к профессиональной деятельности подразумевает триединство нескольких аспектов. С одной стороны, она выступает как субъективное состояние личности, которая характеризует себя наличием способности и стремления к деятельности в той или иной профессиональной области. С другой стороны это показатель результативности профессионального обучения личности. С третьей – двуплановое образование, подразумевающее элементы операционального (системная совокупность основных знаний и умений, необходимых для профессиональной деятельности) и личностного планов (направленность на труд, установка, мотивы к трудовой деятельности, эмоционально-волевые особенности личности, а также ее профессионально весомые качества) [1, с. 98].

В контексте вышеприведенных определений отметим, что инновационная педагогическая деятельность представляет собой целенаправленную педагогическую деятельность, базирующуюся на осознании и обобщении педагогом своего педагогического опыта посредством сопоставления качества учебно-воспитательного процесса, ориентированную на достижение высоких показателей, обретения новых знаний, введения новшеств в свою педагогическую практику, что, в конечном счете, приводит к повышению качества образовательного процесса [3, с. 12].

Теперь постараемся дать свое определение инновационной педагогической деятельности. Под данным термином мы понимаем систему качеств личности педагога, предполагающих психологическую установку на оптимизацию и всестороннее улучшение собственной профессиональной деятельности в сфере образования, а также способности к определению и решению существующих трудностей учащихся [5, c. 262].

Одним из ключевых факторов, оказывающих заметное влияние на профессиональное становление педагога и успешность его адаптации к деятельности в инновационной образовательной среде, выступает педагогический стаж.

Настоящее исследование, таким образом, нацелено на изучение структурных элементов психологической готовности к профессиональной деятельности педагога в инновационной среде, одним из которых выступает педагогический стаж. С этой целью авторами были использованы такие методики психологической диагностики, как интервьюирование (карьерное консультирование) Н.В. Клюевой и анкетирование «Факторы, влияющие на развитие и саморазвитие педагогов» [4].

Выборку исследования составили члены педагогического коллектива средней школы № 15 в количестве 60 человек.

В результате предварительной выборки весь состав исследуемого педагогического коллектива был классифицирован на молодых специалистов, педагогов со стажем работы от 6 до 10 лет, 11–15 лет, 16–22, 21–25, более 25 лет. Итак, в данном коллективе насчитывается 4 молодых учителя (7 % от общего коллектива), стаж работы которых менее пяти лет. Данные, полученные в ходе применения методики, позволили выявить начальную сформированность специфических профессиональных качеств, сосредоточенность на создании положительного образа себя в коллективе коллег и учеников, склонность к личностным изменениям. В структуре ценностей преобладает направленность на такие категории ценности, как семья, близкие люди, друзья. Касаясь поведения в ученическом коллективе, можно отметить использование ими дисциплинарных методов воздействия, предполагающих приказной тон в обращении к учащимся.

Количество испытуемых второй группы, педагогический стаж которых колеблется от 6 до 10 лет, составляет 15 человек (25 % от общей численности коллектива). Наличие такого стажа предполагает сформированность у педагога профессиональной позиции, совершенствование методического опыта, уменьшение уровня конфликтности, обусловленной стремлением педагога к самоутверждению в коллективе коллег и учеников.

Большая часть учителей – 19 человек (30 %), характеризуются стажем работы 11–15 лет. Деятельность педагогов этой группы характеризуется периодом «педагогического кризиса», обусловленного несоответствием желания введения новых методов и стиля работы объективно существующим возможностям. Тем не менее, с профессиональной точки зрения, они характеризуются интересом к успехам учащихся, умением построения оптимальных отношений с ними, редкостью применения угроз наказания.

Профессиональная деятельность педагогов со стажем 16–20 лет, количество которых составило 9 человек (15 %), характеризуется высоким уровнем профессионализма, ростом интереса к своей деятельности.

Наибольшей эффективностью отличается деятельность педагогов, стаж работы которых составляет 21–25 лет. Эта группа составляет 8 человек – 13 % коллектива. Они характеризуются наиболее высоким показателем уровня сформированности профессиональных качеств.

Педагоги, стаж которых составляет более 25 лет, насчитывают 6 человек (10 %). Они отличаются болезненным восприятием аттестации, связывая ее проведение с постановкой под сомнение их профессионализма.

На втором этапе исследования было проведено анкетирование, направленное на определение факторов, способствующих и препятствующих педагогической деятельности в инновационной среде. Анализ полученных данных показал, что в рассматриваемом коллективе трудятся педагоги, уровень готовности к инновационной педагогической деятельности которые соответствует трем показателям из четырех, выделяемых Н.В. Клюевой. Уровень психологической готовности к педагогической деятельности в инновационной среде у подавляющего числа учителей, составившего 55 % от общего количества испытуемых, соответствует третьему (33–44 балла), у них отмечено стремление к саморазвитию в профессиональном плане. При этом в эту группу вошли педагоги, чей стаж составляет 21–25 лет и 16–20 лет, а также 13 человек (из 18) со стажем 11–15 лет, 5 учителей со стажем более 25 лет. Педагогов, исследуемые параметры которых условно относятся ко второму уровню (27–33 балла), соответствующему неяркой выраженности стремления к профессиональной деятельности в инновационной среде, насчитывается 33 % (20 человек). Рассмотрим состав этой группы испытуемых: 1 учитель со стажем более 25 лет, 3 – со стажем 11–15 лет, двое молодых преподавателей, 11 – со стажем 6–10 лет. Число учителей, уровень психологической готовности к инновационной среде которых соответствует первому (11–27 баллов), составило 7 человек (12 %): они характеризуются отсутствием выраженности потребности в своем профессиональном развитии. Это в основном учителя, чей стаж находится в полярных значениях (2 – молодые специалисты, 4 – со стажем от 6 до 10 лет, 1 человек – со стажем 11–15 лет).

Таким образом, в результате проведения исследования, мы пришли к выводу, что существует определенная взаимосвязь между стажем профессиональной деятельности педагога и его психологической готовности к деятельности в инновационной образовательной среде. Конечно, полученные данные не носят общего характера, присущего всем представителям педагогической профессии. Однако, частная картина положения вещей зачастую является объективным отражением всеобщей закономерности. По этой причине, тенденции, прослеживаемые в этой статье, содействуют внесению ясности в перспективные направления психологических разработок, ориентированных на исследование факторов, обусловливающих адекватный уровень психологической готовности к деятельности в инновационной образовательной среде.