Одним из стратегических направлений мирового образования является преодоление традиционного стиля обучения и переход к новой, развивающей, конструктивной модели образования, обеспечивающей познавательную активность и самостоятельность мышления учащихся. Возрастает роль и значение системы образования, человеческих ресурсов как критериев уровня общественного развития, экономической мощи и национальной безопасности страны.
Изменения в системе общественных отношений оказывают влияние на образование, требуя от него мобильности, адекватного ответа на реалии нового исторического этапа и соответствия потребностям развития экономики. Учащиеся должны не просто овладеть суммой знаний, умений и навыков, но и умением самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества.
Мировой опыт свидетельствует о необходимости опережающих темпов развития среднего образования, обеспечивающего подготовку выпускников для успешного участия в экономической и общественной жизни с учетом постоянного изменения мира. Важно усиление роли школьного образования в реализации задач личностного развития ученика, его социализации, психического и физического здоровьесбережения.
В Казахстане за последние годы сделаны значительные шаги по обновлению системы образования, разработаны и внедрены государственные общеобязательные стандарты образования, внедрено вариативное образование, начата работа по подготовке к внедрению 12-летнего образования.
Для эффективного управления системой 12-летнего образования и обеспечения качества обучения необходимо четкое распределение функций школы, местного сообщества, социальных партнеров и государственных органов управления.
В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих исследователей, что управление реально и необходимо не только в области технических, производственных процессов, но и в сфере сложных социальных систем, в том числе педагогических.
Слово «менеджмент» было заимствовано из английского языка (англ. «management») и дословно переводится как «управление». Однако корни данного термина уходят далеко в прошлое. Английское слово «manage» произошло от латинского «manus», что означает «рука». Первоначально «manage» означало «объезжать лошадей», затем – «владеть оружием», «управлять колесницей» и лишь позже – «управлять людьми» [1].
На сегодняшний день, как указывает С.А. Езопова, менеджмент рассматривается как деятельность, направленная на создание организаций, управление ими путем определения целей и способов их достижения. При этом следует помнить, что организации состоят из людей, которые обладают индивидуальными уникальными характеристиками, обусловливающими различия в их поведении. Поэтому зачастую менеджмент рассматривается как искусство управления, которое заключается в умении руководителя оценить неповторимость ситуации и, исходя из этого, определить путь развития организации, учитывая ее человеческий потенциал. Определение менеджмента как деятельности и искусства позволяет говорить о существовании в обществе многовековой управленческой практики [1].
Для эффективного управления деятельностью системы 12-летнего образования надо иметь четкое представление о закономерностях и особенностях ее функционирования, факторах, определяющих ее развитие.
Следовательно, начинать подготовку к управленческой деятельности в системе 12-летнего образования необходимо уже в высших учебных заведениях.
Проблема формирования готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности все чаще привлекает внимание исследователей. Выделяют несколько направлений этой проблемы: определено содержание и показатели готовности к педагогическому труду (В.А. Сластенин, Г.Б. Зборовский и др.); разработаны теоретические основы психологической готовности (Л.Г. Ахтариева и др.); идейно-нравственной (З.К. Бакшеева и др.); готовности к отдельным видам педагогической деятельности (А.И. Андарало, Т.Ф. Садчинова и др.), а также нравственно-деятельностного подхода (Л.В. Кондрашова) [2], раскрыты теоретические основы совершенствования подготовки учителя к управлению педагогическим процессом в малокомплектной школе (Г.З. Адильгазинов) [3], изучено формирование основ готовности будущих учителей к управлению педагогическим процессом (Н.Н. Рябуха) [4].
По мнению Г.З. Адильгазинова, при формировании понятия «готовность» исходным должен быть личностно-деятельностный подход, в основе которого лежит ведущий принцип психологии, подходить к изучению человека через анализ его деятельности и общественных отношений (С.Л. Рубинштейн, Л.Н. Леонтьев) [3].
Готовность – это первичное, фундаментальное условие выполнения любой деятельности. В исследованиях по социальной, возрастной, педагогической психологии можно встретить трактовки понятия «готовность» как состояния и как качества личности. М.И. Дьяченко и А.А. Кандыбович понимают готовность, прежде всего, как активно-деятельностное состояние личности, отражающее содержание стоящей перед ней задачи и условия предстоящего его выполнения. При этом они не противопоставляют готовность как психическое состояние и как качество личности, считая, что и в том и в другом случае готовность есть психологическая предпосылка эффективности деятельности.
В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова понятие «готовность» определяется как состояние, при котором все сделано, все готово для чего-нибудь [5]. Следовательно, можно предположить, что и результат, достигнутый в процессе целенаправленной подготовки педагога к осуществлению управленческой деятельности в системе образования выразится аналогично как состояние готовности, а более конкретно – готовности к управлению педагогическим процессом.
Философский словарь дает такое определение данному понятию: «… это элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности…» [6].
Готовность является предметом изучения в исследованиях как педагогических, так и психологических. Ученые-педагоги сосредотачивают внимание на выявлении факторов и условий, дидактических и воспитательных средств, благодаря которым становится возможным осуществление процесса становления и развития данного качества. Психологи в своих работах акцентируют внимание на установлении характера связей, зависимостей между состоянием готовности и эффективной деятельности.
Несмотря на то что существует немало различий в оценке готовности, большинство авторов рассматривает ее как определенное психическое состояние.
Для понимания сущности готовности к деятельности важное значение имеют исследования установки, поэтому один из часто встречающихся подходов в рассмотрении психологической готовности связан с феноменом установки. Наиболее разработанной в психологии является теория установки Д.Н. Узнадзе и его учеников. Согласно этой концепции, установка является готовностью к активности в определенном направлении, возникновение которой зависит от наличия следующих условий: от потребности, действующей в данном организме, и от объективной ситуации удовлетворения этой потребности. Установка, по мнению автора, является самым важным компонентом в деятельности человека и представляет собой целостное образование, характеризующее такое состояние активности субъекта, на основе которого возникает деятельность определенного характера и направленности.
Так, установка – это готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый, целенаправленный характер протекания деятельности по сравнению с данным объектом [7].
Педагогическая деятельность – деятельность социальная, поскольку основными ее участниками являются люди. Поэтому необходимо обратить внимание на трактовку феномена установки в социальной психологии. Американские психологи У. Томас и Ф. Знанецкий под социальной установкой (аттитюдом) понимают психологический процесс, взятый в отношении к социальному миру и в связи с социальными ценностями. Г. Олпорт, обобщив опыт по исследованию аттитюда, указывает, что установка есть состояние психологической готовности, складывающееся на основе предшествующего опыта и оказывающее направленное влияние на реакции индивида относительно всех объектов или ситуаций, с которыми он связан. Таким образом, установка есть состояние человека, обеспечивающее эффективную готовность его к деятельности [1].
Таким образом, необходима специальная работа по приобретению этого состояния, так как оно складывается лишь на основе опыта.
Ш. Надирашвили рассматривает социальные установки личности, отражающие субъективные ориентации индивидов как членов группы (или общества) на те, или иные ценности, предписывающие индивидам определенные, социально принятые способы поведения. Аттитюды – фиксированные социальные установки, этим подчеркивается устойчивый, длительный характер этих специфических психических состояний [2].
Социальная установка личности или ее устойчивая готовность к деятельности обусловлена наличием трех взаимосвязанных компонентов: когнитивного (познавательного), эмоционального и поведенческого. Следовательно, можно предположить, что установка побуждается, с одной стороны, характером отношения к объекту, с другой знаниями о нем. Кроме того, и в первом и во втором случае решающее значение в формировании готовности к деятельности принадлежит опыту.
Таким образом, вышеизложенное позволяет сделать вывод о сложности, полиструктурности установок вообще и готовности как установки к той или иной деятельности, в частности. А в целом проведенный анализ подходов к определению понятия «готовность», подтверждает, что в психологии готовность понимается и как состояние личности, и как качество личности, и как установка на ту или иную деятельность.
Понятие профессиональной готовности вводится в педагогику в семидесятые годы. Как отмечает К.М. Дурай-Новакова, это понятие происходит от понятия «психологическая готовность». К.М. Дурай-Новакова считает, что профессиональная готовность представляет личностную предпосылку эффективности педагогической деятельности. При этом психическое состояние может переходить в процессе деятельности в свойство, в систему интегрированных свойств, в качество будущего учителя [2]. Таким образом, на основании анализа психолого-педагогической литературы, профессиональная готовность педагога может быть интерпретирована как установка на педагогическую деятельность.
Опираясь на исследования М.И. Дьяченко и А.А. Кандыбович, К.М. Дурай-Новаковой, Н.В. Кузьминой, Н.Д. Хмель, под профессиональной готовностью мы понимаем интегральное образование, формирующееся в результате специальной подготовки и практического опыта работы, содержащее в единстве профессионально-личностный, содержательный и процессуальный компоненты [2].
Возникновение готовности к деятельности, по мнению авторов, начинается с постановки цели на основе потребностей и мотивов. Далее идет разработка плана, установок, моделей, схем предстоящих действий, и, наконец, завершающей стадией является претворение появившейся готовности в предметных действиях, применение определенных средств и способов деятельности и сопоставление полученных результатов с поставленными целями деятельности.
Авторы также предлагают различать ситуативную и длительную готовность. Ситуативная готовность характеризуется относительной устойчивостью и подвержена влиянию многих факторов, имеющих место в каждой конкретной ситуации. Длительная же готовность формируется заранее, в результате специально организованной деятельности, в том числе и педагогической. В отличие от ситуативной готовности, она действует и проявляется постоянно и представляет важнейшую предпосылку успешной деятельности.
В педагогическом аспекте наибольший интерес представляет именно длительная готовность. Во-первых, потому что данное состояние может быть заранее сформировано и способно развиваться при определенных условиях. Во-вторых, потому что, обладая устойчивостью, длительная готовность позволит достигнуть стабильных результатов в деятельности.
В состоянии длительной готовности, по мнению М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович, наиболее важными компонентами готовности является мотивационный, ориентационный, операционный, волевой, оценочный [2].
Мотивационный выражается в наличии потребности успешно выполнять поставленную задачу, интереса к объекту деятельности, так и способам ее осуществления, стремления к успеху.
Ориентационный компонент готовности включает знания и представления об особенностях и условиях деятельности; операционный – владение способами и приемами деятельности, необходимыми знаниями, умениями, навыками; волевой – характеризует внутреннюю потребность в управлении действиями, из которых складывается выполнение обязанностей; и оценочный предполагает самооценку своей подготовленности и соответствия процесса решения профессиональных задач поставленным образцам.
Необходимо остановиться на рассмотрении готовности к управленческой деятельности в системе образования, а именно в системе 12-летнего образования, поскольку управление педагогическим процессом есть разновидность педагогической деятельности.
В.А. Якунин отмечает, что обучение и воспитание есть целенаправленная система воздействий, обеспечивающих усвоение человеком общественного опыта. Считая организатора усвоения этого опыта, педагог делает вывод о том, что обучать и воспитывать людей – это значит управлять ими [2].
Таким образом, в содержание основ готовности будущих педагогов к управленческой деятельности в системе 12-летнего образования можно включить такие компоненты, как мотивы выбора профессии, педагогическая направленность (положительное отношение к педагогической профессии, установка на педагогическую деятельность), профессионально значимые качества личности; широкий объем знаний, умений и навыков; эмоциональные и волевые свойства будущего педагога, его состояния.