Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

PECULIARITIES OF ORGANIZATION OF TEACHING OUTPATIENT THERAPY IN MODERN CONDITIONS

Romanova M.M. 1 Zuikova A.A. 1
1 «Voronezh state medical University N.N. Burdenko»
The analysis of the identification and justification of a complex of pedagogical conditions of formation of competence of medical students in the learning process outpatient therapy within the FSES of the third generation on the basis of theoretical analysis and generalization of scientific-pedagogical literature, her teaching experience as a teacher in medical school. The study established that the necessary pedagogical conditions are determining the structure of learning objectives outpatient therapy, definition and structuring of learning content into blocks and modules, the use of information and communication technologies to the educational process, including modern innovative educational technologies, distance learning. We have identified pedagogical conditions povyshaut the effective implementation of training programs for outpatient therapy in the framework of the competence approach, including the formation of obsecure cultural and professional competence of medical students.
competence
students
learning
teaching conditions
teaching objectives
innovative teaching technologies.

Введение

Включение России в Болонский процесс и вхождение в Единое Европейское образовательное пространство привели к пересмотру целей и результата обучения в системе высшего профессионального образования, в том числе высшего медицинского образования. Стратегической целью определено формирование общекультурных и профессиональных компетенций. Это обусловливает актуальность исследований, направленных на разработку эффективных технологий формирования у студентов компетенций с учетом содержания предстоящей профессиональной деятельности [1, 5].

Цель исследования – выявление и обоснование комплекса педагогических условий формирования компетенций у студентов медицинских вузов в процессе обучения поликлинической терапии на основе модульно-рейтинговой технологии.

Материалы и методы исследования

Достижение этой цели осуществлялось на основе теоретического анализа и обобщения научно-педагогической литературы, собственного педагогического опыта работы в качестве преподавателя в медицинском ВУЗе.

Результаты исследования и их обсуждение

Вначале была определена структура целей обучения поликлинической терапии с учетом требований ФГОС третьего поколения к сформированности компетенций у выпускников медицинских вузов [2]. В соответствии с требованиями ФГОС третьего поколения к усвоению учебной дисциплины «Поликлиническая терапия» нами сформулирована комплексная дидактическая цель [3, 5].

Студент, изучивший данную дисциплину, должен владеть определенными компетенциями с учетом потенциальной возможности работы в первичном звене здравоохранения в амбулаторно-поликлинических условиях. Формирование каждой из этих компетенций определено нами в качестве интегративных целей обучения данной учебной дисциплине.

В частности, интегративной дидактической целью обучения дисциплине является формирование общекультурных компетенций. Поэтому частная дидактическая цель заключается в том, что в результате изучения материала программы по поликлинической терапии студент должен обладать способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Второй интегративной дидактической целью является формирование профессиональных компетенций в профилактической, диагностической и лечебной деятельности и в экспертизе трудоспособности

Формирование профессиональных компетенций в психолого-педагогической, организационно-управленческой и научно-исследовательской деятельности – третья интегративная дидактическая цель.

Вторым педагогическим условием является определение и структурирование содержания обучения поликлинической терапии на блоки и модули, усвоение которых необходимо и достаточно для формирования соответствующих профессиональных компетенций, в том числе и диагностической, лечебной, экспертной и организационной деятельности. В частности, обладать способностью и готовностью выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические и лечебные мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний. А также обладать способностью и готовностью решать вопросы экспертизы трудоспособности (стойкой и временной) пациентов, оформлять соответствующую медицинскую документацию, определить необходимость направления больного на медико-социальную экспертизу, проводить профилактику инвалидизации среди взрослого населения и подростков [2].

С учетом комплексной, интегративных и частных дидактических целей содержание обучения поликлинической терапии разбито на блоки. В свою очередь содержание каждого из блоков разбито с учетом частных дидактических целей на модули. Трансформация содержания обучения в систему учебных заданий для организации учебно-познавательной деятельности студентов, направленной на его усвоение выступает следующим педагогическим условием. В соответствии с профессиональной направленностью содержание учебной дисциплины поликлиническая терапия структурировано на несколько разделов. Информационное содержание этих разделов представлено в учебных заданиях, выступающих в качестве средства организации учебно-познавательной деятельности студентов.

Еще одним педагогическим условием является использование информационных и коммуникационных технологий для организации учебного процесса, деятельности студентов по выполнению учебных заданий, для оперативного, текущего, промежуточного и итогового рейтингового контроля качества усвоения содержания дидактических единиц, в том числе с применением дистанционного обучения, интернет-технологий.

Для изучения модулей используются в том числе современные инновационные педагогические технологии: «Проблемное обучение», «Технологии критического мышления», «Портфолио», «Проектная технология» [4]. К интерактивным формам обучения относятся: «мозговой штурм», ролевые и деловые игры, case – study (ситуационный анализ, анализ конкретных профессиональных задач) и др. Интерактивные формы обучения подразумевают постоянное взаимодействие, участники которого находятся в режиме диалога.

Заключение

Таким образом, стратегия обучения студентов лечебного факультета по поликлинической терапии строится в соответствии с требованиями ФГОС -3, совершенствованием первичного звена здравоохранения и ориентирована на ряд позиций: современную модель врача, качество структурной составляющей и современные подходы к управлению качеством, направленность на потребности практического здравоохранении.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что выявленные нами педагогические условия повышают эффективность реализации программы обучения по поликлинической терапии в рамках компетентностного подхода, включающего формирование общекультурных и профессиональных компетенций у студентов медицинского вуза.

Целесообразность подготовки студентов лечебных факультетов медицинских ВУЗов на кафедре поликлинической терапии не вызывает сомнения. Это обусловлено прежде всего тем, что поликлиническая терапия из предмета врачебного искусства превратилась в сложную инновационную технологию с множеством специфических педагогических процессов, и что самое главное, при любых перестройках здравоохранения амбулаторно-поликлиническое звено и оптимизация качества подготовки врачей первичного звена медицины останутся ведущими в системе высшего медицинского образования.