Введение
Включение России в Болонский процесс и вхождение в Единое Европейское образовательное пространство привели к пересмотру целей и результата обучения в системе высшего профессионального образования, в том числе высшего медицинского образования. Стратегической целью определено формирование общекультурных и профессиональных компетенций. Это обусловливает актуальность исследований, направленных на разработку эффективных технологий формирования у студентов компетенций с учетом содержания предстоящей профессиональной деятельности [1, 5].
Цель исследования – выявление и обоснование комплекса педагогических условий формирования компетенций у студентов медицинских вузов в процессе обучения поликлинической терапии на основе модульно-рейтинговой технологии.
Материалы и методы исследования
Достижение этой цели осуществлялось на основе теоретического анализа и обобщения научно-педагогической литературы, собственного педагогического опыта работы в качестве преподавателя в медицинском ВУЗе.
Результаты исследования и их обсуждение
Вначале была определена структура целей обучения поликлинической терапии с учетом требований ФГОС третьего поколения к сформированности компетенций у выпускников медицинских вузов [2]. В соответствии с требованиями ФГОС третьего поколения к усвоению учебной дисциплины «Поликлиническая терапия» нами сформулирована комплексная дидактическая цель [3, 5].
Студент, изучивший данную дисциплину, должен владеть определенными компетенциями с учетом потенциальной возможности работы в первичном звене здравоохранения в амбулаторно-поликлинических условиях. Формирование каждой из этих компетенций определено нами в качестве интегративных целей обучения данной учебной дисциплине.
В частности, интегративной дидактической целью обучения дисциплине является формирование общекультурных компетенций. Поэтому частная дидактическая цель заключается в том, что в результате изучения материала программы по поликлинической терапии студент должен обладать способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Второй интегративной дидактической целью является формирование профессиональных компетенций в профилактической, диагностической и лечебной деятельности и в экспертизе трудоспособности
Формирование профессиональных компетенций в психолого-педагогической, организационно-управленческой и научно-исследовательской деятельности – третья интегративная дидактическая цель.
Вторым педагогическим условием является определение и структурирование содержания обучения поликлинической терапии на блоки и модули, усвоение которых необходимо и достаточно для формирования соответствующих профессиональных компетенций, в том числе и диагностической, лечебной, экспертной и организационной деятельности. В частности, обладать способностью и готовностью выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические и лечебные мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний. А также обладать способностью и готовностью решать вопросы экспертизы трудоспособности (стойкой и временной) пациентов, оформлять соответствующую медицинскую документацию, определить необходимость направления больного на медико-социальную экспертизу, проводить профилактику инвалидизации среди взрослого населения и подростков [2].
С учетом комплексной, интегративных и частных дидактических целей содержание обучения поликлинической терапии разбито на блоки. В свою очередь содержание каждого из блоков разбито с учетом частных дидактических целей на модули. Трансформация содержания обучения в систему учебных заданий для организации учебно-познавательной деятельности студентов, направленной на его усвоение выступает следующим педагогическим условием. В соответствии с профессиональной направленностью содержание учебной дисциплины поликлиническая терапия структурировано на несколько разделов. Информационное содержание этих разделов представлено в учебных заданиях, выступающих в качестве средства организации учебно-познавательной деятельности студентов.
Еще одним педагогическим условием является использование информационных и коммуникационных технологий для организации учебного процесса, деятельности студентов по выполнению учебных заданий, для оперативного, текущего, промежуточного и итогового рейтингового контроля качества усвоения содержания дидактических единиц, в том числе с применением дистанционного обучения, интернет-технологий.
Для изучения модулей используются в том числе современные инновационные педагогические технологии: «Проблемное обучение», «Технологии критического мышления», «Портфолио», «Проектная технология» [4]. К интерактивным формам обучения относятся: «мозговой штурм», ролевые и деловые игры, case – study (ситуационный анализ, анализ конкретных профессиональных задач) и др. Интерактивные формы обучения подразумевают постоянное взаимодействие, участники которого находятся в режиме диалога.
Заключение
Таким образом, стратегия обучения студентов лечебного факультета по поликлинической терапии строится в соответствии с требованиями ФГОС -3, совершенствованием первичного звена здравоохранения и ориентирована на ряд позиций: современную модель врача, качество структурной составляющей и современные подходы к управлению качеством, направленность на потребности практического здравоохранении.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что выявленные нами педагогические условия повышают эффективность реализации программы обучения по поликлинической терапии в рамках компетентностного подхода, включающего формирование общекультурных и профессиональных компетенций у студентов медицинского вуза.
Целесообразность подготовки студентов лечебных факультетов медицинских ВУЗов на кафедре поликлинической терапии не вызывает сомнения. Это обусловлено прежде всего тем, что поликлиническая терапия из предмета врачебного искусства превратилась в сложную инновационную технологию с множеством специфических педагогических процессов, и что самое главное, при любых перестройках здравоохранения амбулаторно-поликлиническое звено и оптимизация качества подготовки врачей первичного звена медицины останутся ведущими в системе высшего медицинского образования.