Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Романова М.М. 1 Зуйкова А.А. 1
1 ГБОУ ВПО «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко»
Проведен анализ выявления и обоснования комплекса педагогических условий формирования компетенций у студентов медицинских вузов в процессе обучения поликлинической терапии в рамках ФГОС третьего поколения на основе теоретического анализа и обобщения научно-педагогической литературы, собственного педагогического опыта работы в качестве преподавателя в медицинском ВУЗе. В ходе исследования установлено, что необходимыми педагогическими условиями являются определение структуры целей обучения поликлинической терапии, определение и структурирование содержания обучения на блоки и модули, использование информационных и коммуникационных технологий для организации учебного процесса, в том числе современные инновационные педагогические технологии, дистанционное обучение. Выявленные нами педагогические условия повышают эффективность реализации программы обучения по поликлинической терапии в рамках компетентностного подхода, включающего формирование общекультурных и профессиональных компетенций у студентов медицинского ВУЗа.
компетенции
студенты
обучение
педагогические условия
дидактические цели
инновационные педагогические технологии.
1. Есауленко И.Э. Теория и методика обучения в высшей медицинской школе: учебное пособие / И.Э. Есауленко, А.Н. Пашков, И.Е. Плотникова. – Воронеж: Воронежская гос. мед. акад. им. Н.Н. Бурденко, 2011. – 384 с.
2.  Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 060101 «Лечебное дело». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 ноября 2010 г. № 1118.
3. Никитина Е.Г. Педагогические условия развития иноязычной компетентности студентов экономических специальностей средствами модульного обучения // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2011. – № 1 (69). – Ч. 1. – С. 151-154.
4. Романова М.М. Особенности внедрения инновационных педагогических технологией на кафедре поликлинической терапии // Проблемы и перспективы развития высшего профессионального образования России в контексте современных социально-экономических условий: материалы II межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. – Воронеж: «Научная книга», 2011. – С. 82-83.
5. Романова М.М., Зуйкова А.А. Кафедры поликлинической терапии: история и перспективы // Организационные и методические основы учебно-воспитательной работы в медицинском ВУЗе: сборник научных статей. Выпуск 5. – Воронеж: «Наука-Энипресс», 2012. – С. 185-187.

Введение

Включение России в Болонский процесс и вхождение в Единое Европейское образовательное пространство привели к пересмотру целей и результата обучения в системе высшего профессионального образования, в том числе высшего медицинского образования. Стратегической целью определено формирование общекультурных и профессиональных компетенций. Это обусловливает актуальность исследований, направленных на разработку эффективных технологий формирования у студентов компетенций с учетом содержания предстоящей профессиональной деятельности [1, 5].

Цель исследования – выявление и обоснование комплекса педагогических условий формирования компетенций у студентов медицинских вузов в процессе обучения поликлинической терапии на основе модульно-рейтинговой технологии.

Материалы и методы исследования

Достижение этой цели осуществлялось на основе теоретического анализа и обобщения научно-педагогической литературы, собственного педагогического опыта работы в качестве преподавателя в медицинском ВУЗе.

Результаты исследования и их обсуждение

Вначале была определена структура целей обучения поликлинической терапии с учетом требований ФГОС третьего поколения к сформированности компетенций у выпускников медицинских вузов [2]. В соответствии с требованиями ФГОС третьего поколения к усвоению учебной дисциплины «Поликлиническая терапия» нами сформулирована комплексная дидактическая цель [3, 5].

Студент, изучивший данную дисциплину, должен владеть определенными компетенциями с учетом потенциальной возможности работы в первичном звене здравоохранения в амбулаторно-поликлинических условиях. Формирование каждой из этих компетенций определено нами в качестве интегративных целей обучения данной учебной дисциплине.

В частности, интегративной дидактической целью обучения дисциплине является формирование общекультурных компетенций. Поэтому частная дидактическая цель заключается в том, что в результате изучения материала программы по поликлинической терапии студент должен обладать способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Второй интегративной дидактической целью является формирование профессиональных компетенций в профилактической, диагностической и лечебной деятельности и в экспертизе трудоспособности

Формирование профессиональных компетенций в психолого-педагогической, организационно-управленческой и научно-исследовательской деятельности – третья интегративная дидактическая цель.

Вторым педагогическим условием является определение и структурирование содержания обучения поликлинической терапии на блоки и модули, усвоение которых необходимо и достаточно для формирования соответствующих профессиональных компетенций, в том числе и диагностической, лечебной, экспертной и организационной деятельности. В частности, обладать способностью и готовностью выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические и лечебные мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний. А также обладать способностью и готовностью решать вопросы экспертизы трудоспособности (стойкой и временной) пациентов, оформлять соответствующую медицинскую документацию, определить необходимость направления больного на медико-социальную экспертизу, проводить профилактику инвалидизации среди взрослого населения и подростков [2].

С учетом комплексной, интегративных и частных дидактических целей содержание обучения поликлинической терапии разбито на блоки. В свою очередь содержание каждого из блоков разбито с учетом частных дидактических целей на модули. Трансформация содержания обучения в систему учебных заданий для организации учебно-познавательной деятельности студентов, направленной на его усвоение выступает следующим педагогическим условием. В соответствии с профессиональной направленностью содержание учебной дисциплины поликлиническая терапия структурировано на несколько разделов. Информационное содержание этих разделов представлено в учебных заданиях, выступающих в качестве средства организации учебно-познавательной деятельности студентов.

Еще одним педагогическим условием является использование информационных и коммуникационных технологий для организации учебного процесса, деятельности студентов по выполнению учебных заданий, для оперативного, текущего, промежуточного и итогового рейтингового контроля качества усвоения содержания дидактических единиц, в том числе с применением дистанционного обучения, интернет-технологий.

Для изучения модулей используются в том числе современные инновационные педагогические технологии: «Проблемное обучение», «Технологии критического мышления», «Портфолио», «Проектная технология» [4]. К интерактивным формам обучения относятся: «мозговой штурм», ролевые и деловые игры, case – study (ситуационный анализ, анализ конкретных профессиональных задач) и др. Интерактивные формы обучения подразумевают постоянное взаимодействие, участники которого находятся в режиме диалога.

Заключение

Таким образом, стратегия обучения студентов лечебного факультета по поликлинической терапии строится в соответствии с требованиями ФГОС -3, совершенствованием первичного звена здравоохранения и ориентирована на ряд позиций: современную модель врача, качество структурной составляющей и современные подходы к управлению качеством, направленность на потребности практического здравоохранении.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что выявленные нами педагогические условия повышают эффективность реализации программы обучения по поликлинической терапии в рамках компетентностного подхода, включающего формирование общекультурных и профессиональных компетенций у студентов медицинского вуза.

Целесообразность подготовки студентов лечебных факультетов медицинских ВУЗов на кафедре поликлинической терапии не вызывает сомнения. Это обусловлено прежде всего тем, что поликлиническая терапия из предмета врачебного искусства превратилась в сложную инновационную технологию с множеством специфических педагогических процессов, и что самое главное, при любых перестройках здравоохранения амбулаторно-поликлиническое звено и оптимизация качества подготовки врачей первичного звена медицины останутся ведущими в системе высшего медицинского образования.


Библиографическая ссылка

Романова М.М., Зуйкова А.А. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 1-8. – С. 1308-1310;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=35388 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674