Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,736

THE VALIDITY OF EYE TRACKING AS THE INSTRUMENT OF PERSONOLOGICAL PSYCHODIAGNOSIS

OgnevA.S. 1 LikhachevaE.V. 2
1 Institute of management in Education of RAE
2 Sholokhov Moscow State University for the Humanities
В статье раскрываются возможности использования айтрекера как средства инструментальной диагностики для персонологической психодиагностики и валидизации других психодиагностических методик. Демонстрируется валидность айтрекинга как инструмента персонологической психодиагностики.
The article considers the possibility of using Eye Tracking as a means of instrumental diagnostics for personological psychodiagnosis validation and other diagnostics instruments. Demonstrates the validity of Eye Tracking as the instrument of personological psychodiagnosis.
eye tracking
validity of Eye Tracking
personological psychological testing
subjectivity
visual-verbal subject-genetic differential
psychosemantics.

Введение

Уже более полувека айтрекинг – регистрация параметров взора человека – активно используется как одна из инструментальных составляющих экспериментальной психологии. Если на первых порах айтрекинг не отличался высокой точностью и был чрезвычайно трудоемким, то сегодня он входит в число удобных и надежных инструментов как фундаментальных, так и прикладных исследований. В последние годы айтрекинг стал широко применяться не только в нейро-когнитивных науках, но и в маркетинге, эргономике, спорте, образовании и дизайне [1-10].

Как и во многих сферах нашей жизнедеятельности, стремительный прогресс в применении айтрекинга связан с качественным изменением аппаратной базы в результате широкомасштабного внедрения цифровых технологий. Высокочастотные средства регистрации различных геометрических параметров глаза и его местоположения в пространстве, мощные компьютерные средства обработки таких данных радикальным образом изменили исследовательский потенциал айтрекинга. Надо также учесть, что производство необходимого для айтрекинга оборудования в последнее время приобретает массовый характер. Высокий уровень автоматизации обработки данных уже позволяет справиться с ролью оператора айтрекера практически любому владельцу персонального компьютера. Тем не менее, изучение возможностей этого метода и последствий его применения все еще носит фрагментарный характер. Из-за этого исследователи зачастую не в состоянии распорядиться имеющимися ресурсами, а лишенные научно-методического фундамента практики вынуждены ориентироваться на интуициюи жизненный опыт.

С учетом наметившихся тенденций можно предположить, что в ближайшие годы одним из направлений массового использования айтрекеров может стать психодиагностика. Об этом свидетельствует успешное применение айтрекинга в качестве инструментального средства изучения психологических процессов и состояний человека, а также активное патентование методов регистрации глазо-двигательных реакций как составляющей комплексной оценки личности в качестве субъекта различных видов активности [1-10].

Однако в связи с этим возникает естественный вопрос: в какой степени полученные с помощью айтрекинга результаты тестирования характеристик личности соотносятся с данными традиционных психодиагностических методик?

Материалы и методы исследования

Для проведения сопоставительного анализа в качестве традиционных тестовых опросников нами была использована батарея методик, в отношении которых многократно получено подтверждение их содержательной, конструктной и критериальной валидности как средств оценки субъектных характеристик личности, ее способности и готовности к детерминации собственной активности. В эту батарею вошли такие методики, как шкала для определения общей самоэффективности Р. Шварца и Р. Ерусалема в адаптации В. Ромека; тест жизнестойкости С. Мадди (переработанная и адаптированная версия методики Д.А. Леонтьевым и Е.И. Рассказовой); тест Маддукс-Шеер для дифференцированной оценки самоэффективности в деятельности и в общении (СЭФ); тест для оценки уровня субъективного контроля Е.Ф. Бажина и Е.А. Голынкина (УСК). Батарея была дополнена бланковым вариантом вербального семантического дифференциала, в качестве полярных шкал которого были использованы те же характеристики, что и при подборе указанных ранее визуальных стимулов. Тестирование с помощью указанных методик проводилось согласно стандартным процедурам по единым для всех испытуемых инструкциям.

Для изучения диагностических возможностей айтрекинга была использована высокочастотная система SMIHi-Speed 1250. Анализ перемещения взора проводился по штатным протоколам программы BeGaze™. С ее помощью выделялись области фиксации взгляда, строились «тепловые» карты, отражающие локализации внимания испытуемых. Кроме того, нами проводился параметрический анализ выделенных «зон повышенного интереса» в предусмотренном программой режимеAOI с оценкой суммарного времени сосредоточения внимания испытуемых и общего числа возвратов взгляда к каждой из таких зон (указанные величины определялись согласно заложенным в программе BeGaze™ протоколам «DwellTime» и «FixationCount» соответственно). В нашем случае в качестве таких зон были выбраны отдельные изображения, иллюстрирующие полюса описанного выше семантического дифференциала.

Ключевыми особенностями проведенного исследования были:

- анализ параметров взора при одновременном предъявлении нескольких визуальных стимулов;

- многократно повторяющееся одновременное предъявление стимулов с изменением их взаимного расположения на экране;

- выведение на экран айтрекера вместе с визуально-вербальными иллюстрациями полюсов семантического дифференциала (универсальная для всех тестируемых часть стимулов) собственной фотографии тестируемого (индивидуальная часть стимулов).

Во всех описанных тестовых процедурах в общей сложности приняло участие 132 человека (студенты, магистранты, аспиранты и преподаватели московских вузов) в возрасте от 17 до 56 лет. Статистическая обработка полученных данных проводилась с помощью стандартного пакета SPSS. Основные результаты этой обработки представлены в таблице.

Результаты исследования и их обсуждение

В таблице приведены коэффициенты корреляции по Пирсону, позволяющие оценить характер связей между установленными с помощью айтрекера параметрами взгляда и результатами психодиагностических опросников.

Кроме того, в результате корреляционного анализа статистически значимые положительные связи были установлены между общим показателем жизнестойкости по тесту С. Мадди (переработанная и адаптированная версия методики Д.А. Леонтьевым и Е.И. Рассказовой) и самоэффективностью, определявшейся по шкале Р. Шварца и Р. Ерусалема в адаптации В. Ромека (коэффициент корреляции по Пирсонуr = 0,58**, при р ≤ 0,01), самоэффективностью по тесту Маддукс-Шеер (r = 0,43**, при р ≤ 0,01), общим уровнем субъективного контроля по тесту УСК(r = 0,47**, при р ≤ 0,01). Корреляция по Пирсону между показателями самоэффективности по шкале Р. Шварца и Р. Ерусалема в адаптации В. Ромека и по тесту Маддукс-Шеер составила 0,49**, что, как и во всех предыдущих случаях, значительно превышает уровень статистической значимости 0,01. Значения коэффициентов корреляции по Пирсону между показателями с одной стороны, самоэффективности по шкале Р. Шварца и Р. Ерусалема, а также по тесту Маддукс-Шеер, и с другой – по тесту УСК составили величины 0,34** и 0,25** соответственно, при уровне статистической значимости р ≤ 0,01.Для структурной классификации взаимосвязей между полученными результатами и выявления обобщающих переменных был использован факторный анализ с последующим Варимакс вращением и дальнейшей минимизацией факторов по критерию Кайзера.

Как видно из представленной таблицы, наиболее тесные положительные связи образуют результаты опросников и временные параметры взгляда. В наших работах была показана возможность выявления с помощью айтрекера ассоциативных связей между вербальными и визуальными стимулами. Так, если на экране сохранять неизменным изображение какого-либо объекта, но при этом через равные интервалы времени менять возможные краткие словесные характеристики таких объектов, то более длительная фиксация взора на объекте возникает в периоды демонстрации наиболее подходящих для его описания слов.

Например, на экране одновременно демонстрируются дружелюбные и враждебные персонажи – люди и животные. В те периоды, когда на экране (мониторе) вместе с такими изображениями присутствует слово «враждебный», наибольшее время занимает фиксация взора на изображениях агрессивного поведения. Смена слова «враждебный» на слово «дружелюбный» приводит к статистически значимой переориентации внимания. В этом случае айтрекер регистрирует более длительную фиксацию внимания на изображениях дружелюбного характера.

Аналогичная закономерность наблюдается и тогда, когда к числу изображений добавляется фотография самого испытуемого. Результаты описываемых исследований показывают, что наибольшую длительность фиксация взгляда на собственном изображении достигает в период присутствия на экране наиболее подходящей характеристики. Как видно из таблицы, длительность и число таких фиксаций имеет статистически значимые корреляции с результатами оценки аналогичных характеристик с помощью указанных выше психодиагностических методик.

Корреляционные связи результатов бланковых опросников и параметров трекинга глаз при использовании визуально-вербального субъектогенетического дифференциала (ВВСД)

Шкалы ВВСД

Тест

Мадди

Шкала

Ромека

СЭФ

УСК

ответсвенный

бланк

0.17 *

0,16

0,18 **

0,12

фиксации взгляда

0,44 **

0,50 **

0,39 **

0,29 **

время рассматривания

0,45 **

0,45 **

0,37 **

0,28 **

оптимист

бланк

0,40 **

0,39 **

0,30 **

0,38 **

фиксации взгляда

0,41 **

0,39 **

0,36 **

0,28 **

время рассматривания

0,37 **

0,31 **

0,34 **

0,32 **

дружелюбный

бланк

0,25 **

0,29 **

0,20 *

0,25 **

фиксации взгляда

0,15

0,20 *

0,26 **

0,46 **

время рассматривания

0,23 **

026, **

0,24 **

0,14

победитель

бланк

0,42 **

0,36 **

0,47 **

0,31 **

фиксации взгляда

0,42 **

0,33 **

0,41 **

0,21 **

время рассматривания

0,57 **

0,48 **

0,47 **

0,32 **

привлекательный

бланк

0,12

0,22 **

0,20 *

0,16

фиксации взгляда

0,17 *

0,36 **

0,26 *

0,16

время рассматривания

0,23 **

0,39 **

0,25 **

0,09

успешный

бланк

0,23 **

0,39 **

0,21 **

0,04

фиксации взгляда

0,33 **

0,25 **

0,27 **

0,22 **

время рассматривания

0,36 **

0,29 **

0,34 **

0,31 **

счастливый

бланк

0,05

0,03*

0,01

0,14

фиксации взгляда

0,21 **

0,26 **

0,14

0,11

время рассматривания

0,34 **

0,33 **

0,19 *

0,18 *

целеустремленный

бланк

0,14

0,24 **

0,67 **

0,11

фиксации взгляда

0,25 **

0,30 **

0,40 **

0,29 **

время рассматривания

0,28 **

0,30 **

0,49 **

0,30 **

жизнестойкий

бланк

0,52 **

0,36 **

0,39 **

0,30 **

фиксации взгляда

0,48 **

0,42 **

0,37 **

0,31 **

время рассматривания

0,57 **

0,53 **

0,38 **

0,37 **

организованный

бланк

0,26 **

0,23 **

0,65 **

0,21 **

фиксации взгляда

0,32 **

0,22 **

0,24 **

0,23 **

время рассматривания

0,32 **

0,28 **

0,23 **

0,19 *

сильный

бланк

0,32 **

0,24 **

0,12

0,21 **

фиксации взгляда

0,29 **

0,28 **

0,23 **

0,26 **

время рассматривания

0,41 **

0,39 **

0,27 **

0,26 **

Примечание: коэффициенты линейной корреляции Пирсона, представленные в виде 0,17*, соответствуют р ≤ 0,05, представленные в виде 0,21 ** соответствуют р ≤ 0,01.

Как видно из таблицы, параметры взгляда, измеренные в период демонстрации испытуемым их фотографий вместе со словом «жизнестойкий» имеют статистически значимую корреляцию с показателями по тесту жизнестойкости С. Мадди. Подобные корреляции с результатами теста жизнестойкости имеют параметры взгляда, полученные в периоды демонстрации таких словесных стимулов, как «победитель», «сильный», «ответственный» и «целеустремленный». Аналогичные корреляционные связи выявлены между параметрами взгляда испытуемых и их результатами по шкале самоэффективности, тесту Маддукс-Шеер и методике УСК. Как известно, подобные связи входят в число показателей конструктной валидности психодиагностических тестов.

Заключение

Обобщая полученные результаты, прежде всего, отметим, что в данной публикации впервые представлены результаты оценки валидности психодиагностических процедур, выполненных с помощью айтрекера. На материале персонологической психодиагностики показана принципиальная возможность и высокая продуктивность использования для валидизации айтрекинговых вариантов тестирования приемов и методов, широко применяющихся для оценки валидности опросников.

Полученные результаты также позволяют утверждать, что использование айтрекинга как средства инструментальной психодиагностики существенно расширяет возможности для валидизации других психодиагностических методик. Индивидуальное тестирование с использованием айтрекера – процедура чрезвычайно оперативная (общая продолжительность тестирования вместе с индивидуальной калибровкой прибора и протоколирование эксперимента занимает около 10 минут). Имеющиеся в стандартной комплектации программные средства позволяют в считанные минуты обрабатывать полученные данные и представлять итоговые результаты в очень наглядной форме. Использование благодаря интернету практически безграничного числа визуальных стимулов позволяет без особого труда в предельно сжатые сроки создавать и легко модернизировать необходимые наборы визуальных стимулов.

В заключении следует еще раз подчеркнуть, что открывающиеся благодаря использованию айтрекеров в персональной диагностике возможности трудно переоценить. Дело в том, что существенная особенность выполняемых с их помощью процедур – наличие всех тех условий, которые требуются для проведения полноценных экспериментов без необходимости использовать так часто встречающуюся в научных работах по психологии приставки «квази».

Другой важной особенностью такой валидизации и диагностики является использование в производимых измерениях шкал отношений с характерными для них объективно существующими фиксированными нулевыми значениями и равномерным изменением измеряемых величин. Соответственно существенно расширяются возможности для математической обработки экспериментальных данных. Все это позволяет психологам расширить области применения данных методов исследования в рамках своей науки, а самой психологии дает возможность встать в один ряд с такими науками, как химия, биология и физика.