Введение
К психологическим факторам, формирующим здоровье человека, относится когнитивный фактор – его отношение к своему здоровью. Согласно теории В.Н. Мясищева психологические отношения человека представляют «целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности» [2, с. 7]. Отношения человека к окружающему миру выражаются в его суждениях, действиях и поступках. Понятие «отношение к здоровью» определяется исследователем этой проблемы Р.А. Березовской как «система индивидуальных, избирательных связей личности с явлениями окружающей действительности, способствующими или, наоборот, угрожающими здоровью людей» [1, с. 90]. Отношение к своему здоровью проявляется в суждениях, действиях и поступках человека относительно факторов, влияющих на его физическое, психическое и социальное благополучие.
Отношение к своему здоровью может быть адекватным (тождественным реальности) или неадекватным. Как показывает теоретический анализ литературы [2], критериями степени адекватности отношения человека к своему здоровью могут служить:
– на когнитивном уровне: степень осведомленности в сфере здоровья, знание основных факторов риска, понимание роли здоровья в обеспечении активной и продолжительной жизни;
– на поведенческом уровне: степень соответствия действий и поступков требованиям здорового образа жизни;
– на эмоциональном уровне: оптимальный уровень тревожности по отношению к здоровью, умение наслаждаться состоянием здоровья;
– на ценностно-мотивационном уровне: высокая значимость здоровья в индивидуальной иерархии ценностей, наличие мотивации на сохранение и укрепление здоровья.
Возникшее у человека отношение к своему здоровью не остается неизменным на протяжении жизни, оно изменяется с приобретением нового опыта. Формирование отношения человека к здоровью – сложный, противоречивый процесс, который обусловлен двумя группами факторов:
– внешними факторами, к которым относятся характеристики окружающей среды, в том числе особенности социальной среды, в которой находится человек, его окружения;
– внутренними факторами, которые представляют собой индивидуальные психофизиологические и психологические особенности человека, а также состояние его здоровья.
Необходимо подчеркнуть, что отношение к своему здоровью выступает внутренним механизмом саморегуляции поведения и деятельности человека в области здорьесбережения – активности, направленной на улучшение и сохранение собственного здоровья. Адекватное отношение к своему здоровью особенно важно для специалистов, условия профессиональной деятельности которых отличаются высокой степенью стрессогенности. К числу таких специалистов относятся врачи. Отсюда важной задачей высшего медицинского образования является формирование у будущих врачей адекватного отношения не только к чужому, но и своему здоровью.
Поэтому целью исследования было выбрано определение эффективности использования методов обучения психологии для формирования адекватного отношения к своему здоровью у студентов медицинского вуза.
Гипотеза исследования состояла в двух предположениях: 1) студенты медицинского вуза, относящиеся к своему здоровью как ценности, составляют незначительную по числу группу; 2) решение задачи формирования у студентов медицинского вуза адекватного отношения к своему здоровью возможно посредством методов развивающего обучения психологии.
Следует подчеркнуть, что курс психологии, которая изучает закономерности функционирования и развития психики человека, входит в программы медицинского образования по всем специальностям.
Реализация поставленной цели и проверка сформулированной гипотезы потребовала решения следующих задач:
1) определить отношение студентов медицинского вуза к своему здоровью;
2) осуществить отбор методов обучения психологии, способствующих формированию адекватного отношения к своему здоровью, и апробировать их в опытно-экспериментальной работе (на аудиторных занятиях по психологии);
3) выявить динамику отношения студентов медицинского вуза к своему здоровью после проведения опытно-экспериментальной работы.
Материал и методы исследования
В качестве методики исследования отношения студентов медицинского вуза к своему здоровью был использован опросник «Отношение к здоровью» Р.А. Березовской [1]. В исследовании приняло участие 58 студентов 2 курса педиатрического, медико-профилактического и стоматологического факультетов Омской государственной медицинской академии.
Результаты исследования и их обсуждение
Поэтому нами было проведено эмпирическое исследование отношения студентов медицинского вуза к своему здоровью.
Качественный анализ результатов опроса свидетельствует, что в ответах испытуемых наиболее выражена эмоциональная составляющая отношения к здоровью. Так, у студентов преобладают ответы «Я спокоен, доволен, счастлив, когда со здоровьем у меня все благополучно» и, соответственно, «Я встревожен, чувствую себя подавленно, раздражен, расстроен, когда узнаю об ухудшении своего здоровья».
Степень осведомленности студентов медицинского вуза о своем здоровье, представляющая когнитивную составляющую отношения к здоровью, является достаточно высокой. Так, большая часть опрошенных понимает роль здоровья в обеспечении активной и продолжительной жизни, признает здоровье важным фактором достижения успеха в жизни, считает, что субъективные факторы оказывают наиболее существенное влияние на состояние здоровья.
Данные анализа определений понятия «здоровья» показывают, что наиболее часто (около 40% случаев) оно описывается студентами медицинского вуза как хорошее самочувствие (ощущение комфорта, благополучие). Почти треть участников опроса определяют здоровье как отсутствие жалоб, болезненных ощущений. Часть опрошенных (13%) подчеркивают, что когда есть здоровье, его не замечаешь. Для 17% студентов здоровье – это жизнь, радость, счастье, залог успеха во всех делах. Удручающим является тот факт, что около 5% участников опроса не смогли дать определение понятия «здоровье», хотя уже второй год осваивают содержание медицинского образования.
Особенностью отношения студентов медицинского вуза к своему здоровью является незначительная выраженность поведенческой составляющей отношения к здоровью. Так, чуть более половины студентов отмечают, что для поддержания своего здоровья избегают вредных привычек, заботятся о режиме сна и отдыха, следят за своим весом. К сожалению, лишь 14 % опрошенных указывают на то, что регулярно делают утреннюю гимнастику, посещают спортивные секции, бассейн, проводят закаливающие процедуры (гуляют на свежем воздухе, обливаются холодной водой).
По характеристикам отношения к здоровью достаточно четко выделяются три группы опрошенных.
Первая, наиболее представительная группа – это студенты медицинского вуза, относящиеся к своему здоровью как к факту.
Во вторую группу входят студенты медицинского вуза, относящиеся к своему здоровью как ценности.
К третьей, самой малочисленной группе относятся студенты медицинского вуза, воспринимающие здоровье как средство удовлетворения своих потребностей.
Результаты проведенного исследования указывают на противоречивый характер отношения студентов медицинского вуза к своему здоровью, т. е. несоответствие между потребностью обладать хорошим здоровьем, с одной стороны, и теми усилиями, которые предпринимаются для сохранения и укрепления своего здоровья – с другой.
Дидактические возможности использования методов обучения психологии для формирования адекватного отношения студентов к своему здоровью определяются:
1) целью курса психологии, которая состоит в формировании у студентов компетенций в области психологии, необходимых в будущей профессиональной деятельности врача;
2) содержанием курса психологии, связанным с освоением основ различных научных отраслей (общей психологии, возрастной психологии, социальной психологии, психологии семьи, психологии здоровья, психологии управления);
3) методикой преподавания психологии, которая представляющая собой комплекс методов психологического просвещения и обучения практическим психологическим умениям.
Значительным педагогическим потенциалом формирования адекватного отношения студентов медицинского к своему здоровью обладает раздел курса «Психология здоровья». Одной из основных задач психологии здоровья – научного направления, изучающего психологические причины здоровья, методы и средства его сохранения и укрепления – является разработка способов мотивации человека к деятельности по здоровьесбережению.
Как показывают результаты нашей работы, повышению степени активности студентов в учебном процессе, усилению познавательной мотивации обучения, связанной с формированием знаний, умений и навыков в области сбережения психологического здоровья, способствуют такие методы обучения психологии, как:
– видеометод, основанный на использовании наглядности, активизирующей наглядно-чувственное восприятие учебной информации [4];
– метод проектов, в основе которого лежит развитие критического мышления и умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентируясь в информационном пространстве [3];
– метод упражнения, т.е. многократное повторение изучаемых действий в целях их сознательного совершенствования [5].
Результаты опроса студентов медицинского вуза, проведенного по методике Р.А. Березовской после опытно-экспериментальной работы, продемонстрировали изменение их отношения к своему здоровью. Так, порадовал факт, что самую малочисленную группу стали составлять студенты, воспринимающие здоровье как средство удовлетворения своих потребностей. Их характеризует:
– несформированность интереса к проблеме здоровьесбережения;
– низкая степень осведомленности в области здоровьесбережения;
– безразличное отношение к собственному здоровью, несоответствие действий и поступков требованиям здорового образа жизни;
– потребность в контроле ведения здорового образа жизни со стороны других людей.
Значительно (на 12%) увеличилась группа студентов, относящихся к своему здоровью как к факту. Их характеризует:
– заинтересованность в получении знаний о методах здоровьесбережения от других людей в сочетании с отсутствием собственной активности в поиске подобной информации;
– склонность приобретать отдельные здоровьесберегающие навыки и умения (например, следить за своим весом, избегать вредных привычек);
– умение радоваться здоровью;
– неустойчивость мотивации на сохранение и укрепление здоровья.
Самую значительную по числу стала составлять группа студентов, относящихся к своему здоровью как ценности. Их характеризует:
– выраженная потребность в приобретении новых знаний о здоровье, стремление овладевать здоровьесберегающими технологиями;
– ориентация на регулярное выполнение оздоровительных процедур;
– средний уровень тревожности по отношению к здоровью;
– высокая значимость здоровья в индивидуальной иерархии ценностей.
Заключение
Таким образом, результаты проведенного исследования подтвердили предположение о том, что комплекс методов развивающего обучения психологии, включающий видеометод, метод проектов, метод упражнения, способствует эффективному формированию адекватного отношения к своему здоровью у студентов медицинского вуза.