Исторические истоки кейс-технологий обучения лежат в глубокой древности. Еще Сократ считал, что знание, полученное человеком в готовом виде, менее ценно для него и потому не так долговечно, как продукт собственного мышления. Задачу учителя он видел в том, чтобы помочь своим слушателям самостоятельно «родить» знания, которые в определенном смысле уже содержатся в их головах, как ребенок во чреве матери.
В учебном процессе кейс-технологии впервые были применены в 1870 году в школе права Гарвардского университета. С 1910 года началось внедрение кейс-метода в Гарвардской школе бизнеса. Помимо традиционных форм обучения (лекции и практические занятия) в учебный процесс были введены занятия, проводимые в форме дискуссии со студентами по разбору конкретных ситуаций в реальной управленческой практике. В студенческие аудитории стали систематически приглашать руководителей компаний, которые делились со студентами своим практическими проблемами, совместно анализировали их и разрабатывали рекомендации по их решению.
К середине ХХ века кейс-технологии получили активное распространение как в американском, так и в западноевропейском бизнес-образовании. В 70–80-е годы ХХ века метод case-study начал использоваться в учебном процессе ряда российских вузов на экономических специальностях, в первую очередь как метод обучения принятию решений.
В настоящее время актуальность внедрения кейс-технологий в процесс преподавания экономических дисциплин связана:
– со сменой парадигмы обучения в высшей школе, вытекающей из трансформации вектора образования, его нацеленности на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной и практической деятельности, стимулирование развития личностных способностей, прежде всего способности к обучению в современном мире, характеризующемся динамизмом, неопределенностью и насыщенностью информационной среды;
– с актуализацией требований к формированию ключевых профессиональных компетенций и качеству образования в условиях становления экономики знаний, развитию способности обучаемых к оптимальному поведению, системным и эффективным действиям в различных ситуациях [3; 4].
Целью исследования является обоснование ключевой роли интерактивных и инновационных технологий в системе дополнительной профессиональной подготовки экономических кадров, определяемой комплементарностью данных технологий задачам поддержания высокого уровня профессиональной компетентности.
Материалы и методы исследования
Содержание инновационной образовательной деятельности в системе дополнительной профессиональной подготовки экономических кадров базируется на концепции, которая предполагает: использование интерактивных технологий, стимулирующих активность и творчество слушателей; практико-ориентированный, деятельностный характер обучения в профессиональной тематической области; ситуативную обусловленность образовательного процесса; использование фасилитационного подхода, ориентированного на создание образовательной среды, мотивацию слушателей и совместное с ними достижение образовательной цели на основе выстраивания партнерских отношений между преподавателем и слушателями.
Результаты исследования и их обсуждение
В научной литературе представлены различные дефиниции метода case-study. Его определяют как тип исследования, направленный на изучение сложности и особой природы одного конкретного случая [7, 75]; исследовательский проект, в котором в качестве предмета исследования выбирается единичный случай или несколько избранных примеров… и определяется совокупность методов их изучения» [2, 312]; «историю с образовательным подтекстом» [6, 32].
Все определения с различных сторон раскрывают суть метода case-study. Последняя заключается в осмыслении, анализе и синтезе информации, представлении обоснованных решений по конкретной ситуации, зафиксированной в виде кейса, отражающей в своем описании проблему и актуализирующую определенный опыт и комплекс знаний, которые должны быть усвоены при разрешении исследуемой проблемы.
Сферой применения кейс-технологий обучения являются программы подготовки по специальностям и направлениям, в которых превалируют ситуационное знание и ситуационная деятельность [5]. К таким специальностям и направлениям относятся, прежде всего, программы подготовки по экономическим дисциплинам.
Метод case-study применяется здесь для:
– формирования ключевых общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций;
– использования полученных теоретических знаний в условиях динамично изменяющейся среды и их закрепления;
– умения анализировать в ограниченные сроки значительный массив неупорядоченной информации, решать сложные неструктурированные проблемы;
– активизации знаний и выработки практических навыков принятия решения в реальных ситуациях;
– отработки навыков коллективной работы, развития аналитических и коммуникативных способностей;
– развития гибкости и диалектичности мышления, коммуникабельности, лидерства.
В этих целях кейс-технологии используются в преподавании экономических дисциплин как принципиально необходимое дополнение традиционных, «каркасообразующих» форм и методик обучения. Такая сфера применения обусловлена общими преимуществами и ограничениями кейс-технологий обучения (табл. 1). Метод case-study необходимо использовать в органическом единстве с другими методами обучения, в том числе традиционными, закладывающими у обучаемых обязательное нормативное знание.
Чрезмерный упор на использование кейс-технологий обучения может привести к тому, что у будущего специалиста не будет необходимой фундаментальной основы, его знания будут редуцированы до знания множества ситуаций без определенного методологического принципа или системы. В этой связи в программах подготовки экономических кадров целесообразно выделять на разбор конкретных ситуаций в среднем 25–30 %.
Применение метода case-study при преподавании экономических дисциплин должно быть методически обосновано и обеспечено [1]. Это необходимо как при организации учебного процесса по образовательной программе в целом, так и при планировании его отдельным преподавателем. Необходима экспертная оценка специальностей, учебных дисциплин и их разделов, где применение метода case-study дает гораздо больший эффект, чем традиционные технологии обучения.
В преподавании экономических дисциплин могут использоваться различные типы кейсов. Пример типологии кейсов по различным классификационным признакам приведен в табл. 2.
Таблица 1
Преимущества и ограничения кейс-технологий обучения
Преимущества |
Ограничения |
Реализация принципов проблемного обучения, приобретение навыков решения реальных проблем, работа группы обучающихся в едином проблемном пространстве |
Неэффективность в отношении ситуаций, которые лишены проблемности и конфликтов, являются стандартными и жестко регламентированными, не имеют альтернативных путей решения |
Возможность применить теоретические знания к решению практических проблем, имитация механизма принятия решения в реальной практике, более адекватного жизненной ситуации, чем традиционные обучающие технологии |
Недостаточная результативность без теоретической основы. Метод показывает, как на практике применять экономические знания, поэтому требует опоры на уже имеющиеся знания и умения, соответственно, он не применим в начале учебного процесса, когда эти знания и умения отсутствуют |
Выработка аналитических и оценочных навыков, способностей к самостоятельному мышлению и простейшим обобщениям, выстраиванию логических схем и алгоритмов решения проблемы, аргументации своего мнения, презентации решений |
Разбор конкретных проблемных ситуаций способствует формированию стереотипного подхода к решению проблем-аналогов, возникает угроза того, что обучаемые не смогут освоить более высокий уровень осмысления и обобщения |
Возможность получения навыков работы в команде и поиска наиболее рационального решения поставленной проблемы |
Не всегда можно экстраполировать полученные результаты на все множество подобных ситуаций |
Получение навыков делового общения, умения формулировать вопрос, выслушивать альтернативные мнения, аргументировать ответ |
Применение метода требует непредвзятости, тщательности и профессионализма, иначе результаты будут нерелевантны |
Таблица 2
Типология кейсов
Классификационные признаки |
Типы кейсов |
Степень сложности |
иллюстративные кейсы; учебные кейсы с формулированием проблемы; учебные кейсы без формулирования проблемы; прикладные кейсы |
Цели и задачи процесса обучения |
кейсы, обучающие анализу и оценке; кейсы, обучающие решению проблем и принятию решений; кейсы, иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом |
Назначение |
описательные кейсы; аналитические кейсы; кейсы, связанные с принятием решений |
Субъект кейса |
личностные кейсы; организационно-институциональные кейсы; многосубъектные кейсы |
Информативность |
структурированные кейсы; неструктурированные кейсы; фрагментарные кейсы; первооткрывательские кейсы |
Состав |
кейсы с приложениями; кейсы без приложений |
Тип методической части |
вопросные кейсы; кейсы-задания |
Объем |
мини-кейс; средний кейс; объемный кейс |
При разработке кейса важное значение имеет подбор источников. Все источники кейсов можно подразделить на базовые (первичные) и вторичные (производные).
К базовым (первичным) источникам можно отнести:
– общественно-хозяйственную практику, которая во всем своем многообразии служит ресурсом фактологической базы, сюжета и проблемы кейса;
– образование, которое задает цели и задачи обучения, интегрированные в кейс;
– науку как ключевую методологическую базу (системный подход, иные научные методы), инструментарно-методический аппарат аналитической деятельности, интегрированные в кейс и процесс его анализа.
Вторичные (производные) источники включают:
– отдельные фрагменты жизни реально существующей компании, информация о которой получена непосредственно в ходе исследовательского или консалтингового проекта или целенаправленного сбора информации;
– художественную и публицистическую литературу, специализированные журналы и издания, информационные вестники и буклеты, распространяемые на выставках, презентациях и т.д.;
– фактологический материал, известный обучаемым, имеющий для них определенное личное значение, знакомый контекст;
– статистические и нормативно-правовые материалы, сведения о состоянии рынка, организационно-правовые и финансово-экономические характеристики объекта, используемые как непосредственный инструмент для диагностики ситуации или как материал для расчета показателей, наиболее существенных для анализа ситуации;
– научные монографии, статьи, отчеты, которые могут быть составляющими кейсов (фрагменты включаются в сюжет) или включаться в список литературы, необходимой для понимания кейса;
– интернет-ресурсы.
Для того чтобы учебный процесс на основе case–технологий был эффективным, необходима совокупность следующих условий:
– правильно разработанный кейс;
– наличие определенных теоретических знаний (необходимых и достаточных), на основании которых можно решить проблему, поставленную в кейсе;
– результативная методика использования кейса в учебном процессе.
При разработке кейса по экономическим дисциплинами возможны различные подходы. Можно, например, изначально выделить конкретный тип проблемы и попытаться выделить информацию, относящуюся к данному типу проблемы, – допустим, взять проблему из следующей конкретной сферы деятельности компании: дистрибуция, управление продажами, управление стоимостью компании, управление персоналом и т.д. Другой подход состоит в том, чтобы изначально не выделять конкретной проблемы, а собрать информацию по широкому спектру проблем деятельности компании: менеджмент, маркетинг, финансы и т.д.
В любом случае правильно разработанный кейс должен отвечать следующим требованиям:
– соответствовать поставленной цели;
– иметь связь с концепцией/теорией;
– быть актуальным, базироваться на реальных событиях и содержать достоверное описание действительной проблемы, противоречий, скрытых задач;
– иллюстрировать не уникальные, а типичные ситуации;
– содержать необходимый массив информации;
– иметь определенный уровень трудности;
– иметь структурированное содержание, быть понятным, конкретным, лаконичным;
– способствовать развитию аналитических и оценочных навыков, инициации дискуссий;
– иметь различные варианты решений.
Основные этапы создания кейсов могут быть представлены следующим образом.
1. Формулирование дидактических целей кейса. Определение места кейса в структуре учебной дисциплины, формулирование целей и задач, выявление формируемых ключевых компетенций.
2. Идентификация проблемной ситуации.
3. Конструирование структурно-логической схемы кейса, формулирование основных тезисов, которые необходимо раскрыть в тексте.
4. Литературный обзор, поиск уже существующих по выбранной теме кейсов, интервьюирование.
5. Поиск и выбор институционального объекта (компания, ведомство и т.д.), которая отвечает поставленной цели и структурно-логической схеме кейса.
6. Сбор информации по выбранному институциональному объекту в контексте структурно-логической схемы кейса.
7. Выбор типа кейса.
8. Тщательный контент-анализ, построение сюжета, выбор модели ситуации, проверка ее соответствия реальности.
9. Текстуальное оформление текста кейса. Разработка методических рекомендаций по использованию кейса в обучении: разработка задания для студентов, формулирование возможных вопросов для организации дискуссии и презентации кейса, описание алгоритма действий обучаемых и преподавателя в момент обсуждения кейса.
10. Диагностика корректности и эффективности кейса путем апробации, проведения методического учебного эксперимента, получения экспертных оценок.
11. Разработка окончательного варианта кейса.
12. Внедрение разработанного кейса в практику обучения, его применение при проведении учебных занятий.
Заключение
Кардинальное изменение требований к качеству и процессу подготовки экономистов в современных условиях требует использования новых технологий обучения. Использование кейс-технологий в преподавании экономических дисциплин обеспечивает реализацию компетентностного подхода, практико-ориентированного характера образовательной деятельности и достижение нового образовательного результата, связанного с достижением устойчивых конкурентных преимуществ.