Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Игонина Л.Л. 1
1 ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ» Краснодарский филиал
В статье обоснована роль кейс-технологий в преподавании экономических дисциплин. Раскрыты сущность и функции метода кейс-стади, выявлены его особенности, преимущества и ограничения. Показано, что сферой применения кейс-технологий являются программы подготовки по специальностям и направлениям, в которых преобладают ситуационное знание и ситуационная деятельность. К таким специальностям и направлениям относятся, прежде всего, программы подготовки по экономическим дисциплинам, что актуализирует внедрение кейс-технологий в процесс их преподавания. Раскрыты возможности использования кейс-технологий в реализации компетентностного подхода и достижения практико-ориентированного характера образовательной деятельности. В статье проведена типология кейсов по различным признакам. Рассмотрены базовые (первичные) и вторичные (производные) источники кейсов, установлены ключевые принципы построения кейсов. Определены основные подходы к разработке кейсов по экономическим дисциплинам и представлены основные этапы создания кейсов.
кейс-технологии
экономические дисциплины
инновационные методы обучения
1. Волгин Н.А. Кейз-стади в подготовке экономистов и менеджеров. – 2-е изд. – М.: Дашков и К, 2006. – 440 с.
2. Грицанов А.А., Абушенко В.Л, Евелькин Г.М., Соколова Г.Н., Терещенко О.В. Социология: Энциклопедия. – Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2003. – 1312 с.
3. Игонина Л.Л. Интерактивные и инновационные технологии преподавания экономических дисциплин // Методика преподавания экономических дисциплин. Материалы Четырнадцатых Друкеровских чтений / под ред. Р.М. Нижегородцева. – М., 2013. – С. 27–32.
4. Игонина Л.Л. Интерактивные и инновационные технологии в системе дополнительной профессиональной подготовки экономических кадров // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 11–1. – С. 72–75.
5. Cameron A., Trudel M., Titah R., Leger P., Blakey P. The Live Teaching Case: A New IS Method and its Application // Journal of Information Technology Education. – 2012. – Vol. 11. – P. 27–42.
6. Herreid C.F. Start with a Story: The Case Study Method of Teaching College Science // National Science Teachers Association, 2006. – 350 p.
7. Stake R. The Art of Case Study Research. – New-York, Sage Publications, 1995. – 358 p.

Исторические истоки кейс-технологий обучения лежат в глубокой древности. Еще Сократ считал, что знание, полученное человеком в готовом виде, менее ценно для него и потому не так долговечно, как продукт собственного мышления. Задачу учителя он видел в том, чтобы помочь своим слушателям самостоятельно «родить» знания, которые в определенном смысле уже содержатся в их головах, как ребенок во чреве матери.

В учебном процессе кейс-технологии впервые были применены в 1870 году в школе права Гарвардского университета. С 1910 года началось внедрение кейс-метода в Гарвардской школе бизнеса. Помимо традиционных форм обучения (лекции и практические занятия) в учебный процесс были введены занятия, проводимые в форме дискуссии со студентами по разбору конкретных ситуаций в реальной управленческой практике. В студенческие аудитории стали систематически приглашать руководителей компаний, которые делились со студентами своим практическими проблемами, совместно анализировали их и разрабатывали рекомендации по их решению.

К середине ХХ века кейс-технологии получили активное распространение как в американском, так и в западноевропейском бизнес-образовании. В 70–80-е годы ХХ века метод case-study начал использоваться в учебном процессе ряда российских вузов на экономических специальностях, в первую очередь как метод обучения принятию решений.

В настоящее время актуальность внедрения кейс-технологий в процесс преподавания экономических дисциплин связана:

– со сменой парадигмы обучения в высшей школе, вытекающей из трансформации вектора образования, его нацеленности на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной и практической деятельности, стимулирование развития личностных способностей, прежде всего способности к обучению в современном мире, характеризующемся динамизмом, неопределенностью и насыщенностью информационной среды;

– с актуализацией требований к формированию ключевых профессиональных компетенций и качеству образования в условиях становления экономики знаний, развитию способности обучаемых к оптимальному поведению, системным и эффективным действиям в различных ситуациях [3; 4].

Целью исследования является обоснование ключевой роли интерактивных и инновационных технологий в системе дополнительной профессиональной подготовки экономических кадров, определяемой комплементарностью данных технологий задачам поддержания высокого уровня профессиональной компетентности.

Материалы и методы исследования

Содержание инновационной образовательной деятельности в системе дополнительной профессиональной подготовки экономических кадров базируется на концепции, которая предполагает: использование интерактивных технологий, стимулирующих активность и творчество слушателей; практико-ориентированный, деятельностный характер обучения в профессиональной тематической области; ситуативную обусловленность образовательного процесса; использование фасилитационного подхода, ориентированного на создание образовательной среды, мотивацию слушателей и совместное с ними достижение образовательной цели на основе выстраивания партнерских отношений между преподавателем и слушателями.

Результаты исследования и их обсуждение

В научной литературе представлены различные дефиниции метода case-study. Его определяют как тип исследования, направленный на изучение сложности и особой природы одного конкретного случая [7, 75]; исследовательский проект, в котором в качестве предмета исследования выбирается единичный случай или несколько избранных примеров… и определяется совокупность методов их изучения» [2, 312]; «историю с образовательным подтекстом» [6, 32].

Все определения с различных сторон раскрывают суть метода case-study. Последняя заключается в осмыслении, анализе и синтезе информации, представлении обоснованных решений по конкретной ситуации, зафиксированной в виде кейса, отражающей в своем описании проблему и актуализирующую определенный опыт и комплекс знаний, которые должны быть усвоены при разрешении исследуемой проблемы.

Сферой применения кейс-технологий обучения являются программы подготовки по специальностям и направлениям, в которых превалируют ситуационное знание и ситуационная деятельность [5]. К таким специальностям и направлениям относятся, прежде всего, программы подготовки по экономическим дисциплинам.

Метод case-study применяется здесь для:

– формирования ключевых общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций;

– использования полученных теоретических знаний в условиях динамично изменяющейся среды и их закрепления;

– умения анализировать в ограниченные сроки значительный массив неупорядоченной информации, решать сложные неструктурированные проблемы;

– активизации знаний и выработки практических навыков принятия решения в реальных ситуациях;

– отработки навыков коллективной работы, развития аналитических и коммуникативных способностей;

– развития гибкости и диалектичности мышления, коммуникабельности, лидерства.

В этих целях кейс-технологии используются в преподавании экономических дисциплин как принципиально необходимое дополнение традиционных, «каркасообразующих» форм и методик обучения. Такая сфера применения обусловлена общими преимуществами и ограничениями кейс-технологий обучения (табл. 1). Метод case-study необходимо использовать в органическом единстве с другими методами обучения, в том числе традиционными, закладывающими у обучаемых обязательное нормативное знание.

Чрезмерный упор на использование кейс-технологий обучения может привести к тому, что у будущего специалиста не будет необходимой фундаментальной основы, его знания будут редуцированы до знания множества ситуаций без определенного методологического принципа или системы. В этой связи в программах подготовки экономических кадров целесообразно выделять на разбор конкретных ситуаций в среднем 25–30 %.

Применение метода case-study при преподавании экономических дисциплин должно быть методически обосновано и обеспечено [1]. Это необходимо как при организации учебного процесса по образовательной программе в целом, так и при планировании его отдельным преподавателем. Необходима экспертная оценка специальностей, учебных дисциплин и их разделов, где применение метода case-study дает гораздо больший эффект, чем традиционные технологии обучения.

В преподавании экономических дисциплин могут использоваться различные типы кейсов. Пример типологии кейсов по различным классификационным признакам приведен в табл. 2.

Таблица 1

Преимущества и ограничения кейс-технологий обучения

Преимущества

Ограничения

Реализация принципов проблемного обучения, приобретение навыков решения реальных проблем, работа группы обучающихся в едином проблемном пространстве

Неэффективность в отношении ситуаций, которые лишены проблемности и конфликтов, являются стандартными и жестко регламентированными, не имеют альтернативных путей решения

Возможность применить теоретические знания к решению практических проблем, имитация механизма принятия решения в реальной практике, более адекватного жизненной ситуации, чем традиционные обучающие технологии

Недостаточная результативность без теоретической основы. Метод показывает, как на практике применять экономические знания, поэтому требует опоры на уже имеющиеся знания и умения, соответственно, он не применим в начале учебного процесса, когда эти знания и умения отсутствуют

Выработка аналитических и оценочных навыков, способностей к самостоятельному мышлению и простейшим обобщениям, выстраиванию логических схем и алгоритмов решения проблемы, аргументации своего мнения, презентации решений

Разбор конкретных проблемных ситуаций способствует формированию стереотипного подхода к решению проблем-аналогов, возникает угроза того, что обучаемые не смогут освоить более высокий уровень осмысления и обобщения

Возможность получения навыков работы в команде и поиска наиболее рационального решения поставленной проблемы

Не всегда можно экстраполировать полученные результаты на все множество подобных ситуаций

Получение навыков делового общения, умения формулировать вопрос, выслушивать альтернативные мнения, аргументировать ответ

Применение метода требует непредвзятости, тщательности и профессионализма, иначе результаты будут нерелевантны

Таблица 2

Типология кейсов

Классификационные признаки

Типы кейсов

Степень сложности

иллюстративные кейсы;

учебные кейсы с формулированием проблемы;

учебные кейсы без формулирования проблемы;

прикладные кейсы

Цели и задачи процесса обучения

кейсы, обучающие анализу и оценке;

кейсы, обучающие решению проблем и принятию решений;

кейсы, иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом

Назначение

описательные кейсы;

аналитические кейсы;

кейсы, связанные с принятием решений

Субъект кейса

личностные кейсы;

организационно-институциональные кейсы;

многосубъектные кейсы

Информативность

структурированные кейсы;

неструктурированные кейсы;

фрагментарные кейсы;

первооткрывательские кейсы

Состав

кейсы с приложениями;

кейсы без приложений

Тип методической части

вопросные кейсы;

кейсы-задания

Объем

мини-кейс;

средний кейс;

объемный кейс

При разработке кейса важное значение имеет подбор источников. Все источники кейсов можно подразделить на базовые (первичные) и вторичные (производные).

К базовым (первичным) источникам можно отнести:

– общественно-хозяйственную практику, которая во всем своем многообразии служит ресурсом фактологической базы, сюжета и проблемы кейса;

– образование, которое задает цели и задачи обучения, интегрированные в кейс;

– науку как ключевую методологическую базу (системный подход, иные научные методы), инструментарно-методический аппарат аналитической деятельности, интегрированные в кейс и процесс его анализа.

Вторичные (производные) источники включают:

– отдельные фрагменты жизни реально существующей компании, информация о которой получена непосредственно в ходе исследовательского или консалтингового проекта или целенаправленного сбора информации;

– художественную и публицистическую литературу, специализированные журналы и издания, информационные вестники и буклеты, распространяемые на выставках, презентациях и т.д.;

– фактологический материал, известный обучаемым, имеющий для них определенное личное значение, знакомый контекст;

– статистические и нормативно-правовые материалы, сведения о состоянии рынка, организационно-правовые и финансово-экономические характеристики объекта, используемые как непосредственный инструмент для диагностики ситуации или как материал для расчета показателей, наиболее существенных для анализа ситуации;

– научные монографии, статьи, отчеты, которые могут быть составляющими кейсов (фрагменты включаются в сюжет) или включаться в список литературы, необходимой для понимания кейса;

– интернет-ресурсы.

Для того чтобы учебный процесс на основе case–технологий был эффективным, необходима совокупность следующих условий:

– правильно разработанный кейс;

– наличие определенных теоретических знаний (необходимых и достаточных), на основании которых можно решить проблему, поставленную в кейсе;

– результативная методика использования кейса в учебном процессе.

При разработке кейса по экономическим дисциплинами возможны различные подходы. Можно, например, изначально выделить конкретный тип проблемы и попытаться выделить информацию, относящуюся к данному типу проблемы, – допустим, взять проблему из следующей конкретной сферы деятельности компании: дистрибуция, управление продажами, управление стоимостью компании, управление персоналом и т.д. Другой подход состоит в том, чтобы изначально не выделять конкретной проблемы, а собрать информацию по широкому спектру проблем деятельности компании: менеджмент, маркетинг, финансы и т.д.

В любом случае правильно разработанный кейс должен отвечать следующим требованиям:

– соответствовать поставленной цели;

– иметь связь с концепцией/теорией;

– быть актуальным, базироваться на реальных событиях и содержать достоверное описание действительной проблемы, противоречий, скрытых задач;

– иллюстрировать не уникальные, а типичные ситуации;

– содержать необходимый массив информации;

– иметь определенный уровень трудности;

– иметь структурированное содержание, быть понятным, конкретным, лаконичным;

– способствовать развитию аналитических и оценочных навыков, инициации дискуссий;

– иметь различные варианты решений.

Основные этапы создания кейсов могут быть представлены следующим образом.

1. Формулирование дидактических целей кейса. Определение места кейса в структуре учебной дисциплины, формулирование целей и задач, выявление формируемых ключевых компетенций.

2. Идентификация проблемной ситуации.

3. Конструирование структурно-логической схемы кейса, формулирование основных тезисов, которые необходимо раскрыть в тексте.

4. Литературный обзор, поиск уже существующих по выбранной теме кейсов, интервьюирование.

5. Поиск и выбор институционального объекта (компания, ведомство и т.д.), которая отвечает поставленной цели и структурно-логической схеме кейса.

6. Сбор информации по выбранному институциональному объекту в контексте структурно-логической схемы кейса.

7. Выбор типа кейса.

8. Тщательный контент-анализ, построение сюжета, выбор модели ситуации, проверка ее соответствия реальности.

9. Текстуальное оформление текста кейса. Разработка методических рекомендаций по использованию кейса в обучении: разработка задания для студентов, формулирование возможных вопросов для организации дискуссии и презентации кейса, описание алгоритма действий обучаемых и преподавателя в момент обсуждения кейса.

10. Диагностика корректности и эффективности кейса путем апробации, проведения методического учебного эксперимента, получения экспертных оценок.

11. Разработка окончательного варианта кейса.

12. Внедрение разработанного кейса в практику обучения, его применение при проведении учебных занятий.

Заключение

Кардинальное изменение требований к качеству и процессу подготовки экономистов в современных условиях требует использования новых технологий обучения. Использование кейс-технологий в преподавании экономических дисциплин обеспечивает реализацию компетентностного подхода, практико-ориентированного характера образовательной деятельности и достижение нового образовательного результата, связанного с достижением устойчивых конкурентных преимуществ.


Библиографическая ссылка

Игонина Л.Л. КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 8. – С. 82-86;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=35515 (дата обращения: 25.05.2022).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074