В Федеральных государственных стандартах высшего профессионального образования одним из требований к организации учебного процесса в вузе является широкое использование активных и интерактивных форм проведения занятий для формирования необходимых профессиональных и общекультурных компетенций. Хорошо известно, что под методами активного обучения (МАО) понимают совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.
Многие между активными и интерактивными методами часто ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Данные многих исследований подтверждают, что использование интерактивных методов является наиболее эффективным путем, способствующим обучению студентов, они легче вникают, понимают и запоминают материал, который изучался посредством активного вовлечения в учебный процесс: если при лекционной подаче материала усваивается не более 10–30 % информации, при самостоятельной работе с литературой – до 50 %, то при личном участии в изучаемой деятельности (проблемная лекция, деловая игра и т.п.) – до 90 %.
В процессе обучения необходимо обращать внимание в первую очередь на те методы, при которых слушатели идентифицируют себя с учебным материалом, включаются в изучаемую ситуацию, побуждаются к активным действиям, переживают состояние успеха и соответственно мотивируют свое поведение. Поэтому, основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения.
Интерактивное обучение имеет вполне конкретные и прогнозируемые цели:
● повышение эффективности образовательного процесса, достижение высоких результатов;
● формирование и развитие профессиональных навыков обучающихся;
● развитие навыков анализа и рефлексивных проявлений;
● усиление мотивации к изучению дисциплины;
● формирование коммуникативных навыков;
● развитие навыков владения современными техническими средствами и технологиями восприятия и обработки информации;
● формирование и развитие умения самостоятельно находить информацию и определять ее достоверность;
● сокращение доли аудиторной работы и увеличение объема самостоятельной работы студентов.
Интерактивные формы применяются при проведении аудиторных занятий, при самостоятельной работе студентов и других видах учебных занятий на всех уровнях подготовки (бакалавр, специалист, магистр) разных форм обучения.
Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, способное обеспечить активное восприятие материала, привить навыки самостоятельной интеллектуальной деятельности, помочь выработать собственные выводы по дискуссионным вопросам. Методы интерактивного обучения стимулируют постоянные контакты студентов и преподавателей, обеспечивают экономию учебного времени по сравнению с традиционными методами. Необходимо организовать учебно-воспитательный процесс как вид креативной деятельности, используя на лекциях и семинарах интерактивные методы. При таком подходе центральное место занимает не преподаватель, а студент. Преподаватель выступает не как ментор, а как руководитель, указывая путь, он готовит почву для изучения той или иной темы. Новая тема выносится на обсуждение в виде вопроса, проблемы, ситуации, деловой игры. Студент учится размышлять над темой, отстаивать свое мнение в ходе дискуссии, пытается найти правильные решения из нескольких предложенных, старается уважительно относиться к мнению другого. Преподаватель стремится создать условия, при которых каждый из обучаемых может почувствовать себя творцом, у студентов повышается интерес к изучаемому предмету, поскольку изучение темы сопровождается положительными эмоциями. Основное назначение обучающей игры – пробуждение творческого потенциала студента, что соответствует основным идеям педагогики сотрудничества [1].
В ФГОС ВПО приводятся некоторые виды интерактивных форм обучения: деловые и ролевые игры; психологические тренинги; диспуты; дискуссии; дебаты; кейс-методы; интерактивные лекции; лекции пресс-конференции; бинарные лекции (лекции вдвоем); лекции с заранее запланированными ошибками; проблемные лекции; круглые столы; мозговой штурм (брейнсторм, мозговая атака) и др.
Одно из важнейших мест в этом списке занимает лекция как метод словесного обучения, являющаяся в то же время и одной из форм обучения. Лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличается большей ёмкостью, сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений. Все свои творческие возможности и педагогическое мастерство лектор должен реализовать за короткий промежуток времени, чаще всего за один семестр.
Лекторская работа постоянно видоизменяется и совершенствуется, появляются инновационные методы обучения, новые интересные формы, способы и технологии обучения, которые повышают эффективность лекций и дают возможность индивидуализировать учебный процесс.
Для этих целей больше подходят не «классические» лекции, явный недостаток которых – низкая возможность активации слушателей, а так называемые, «проблемные». «Проблемная» лекция начинается с вопросов, подготовленных преподавателем заранее, в ходе её рассматриваются ключевые, исходные вопросы и широко применяется методика проблемного изложения.
Особенно удачно проходят такие лекции, на наш взгляд, в процессе преподавания философии, т.к. философия изначально ориентирована не столько на усвоение накопленных человечеством знаний, сколько на формирование у студентов образного мышления, дополняющего рациональное восприятие фактологического материала. Хорошо известно, что преподавание философии предполагает некую диалогичность, поскольку процесс передачи знания здесь выступает как процесс передачи духа самого времени, в котором создавалась та или иная философская концепция. «Диалогичность сознаний» способствует возникновению критического восприятия учебного материала, предлагаемого к осмыслению. При такой включенности в обучение у студента обязательно появляются или вопросы, интересующие его в данный момент, или желание аргументировать свою позицию, выразить согласие или несогласие, проявить своё отношение к обсуждаемому [5, с. 37–38].
В ходе лекции под руководством преподавателя студенты сами отыскивают возможные ответы на проблемные вопросы. Такие беседы носят эвристический характер. Преподаватель предъявляет обучающимся такую последовательность целенаправленных вопросов, исходящих и предшествующих ответов, которые помогают им найти правильный ответ, решение существующей проблемы. Эти вопросы можно использовать и с другой целью - завести обучающихся в тупик, показав неверность их рассуждений, тем самым пробуждая у них желание узнавать необходимую для решения проблемы новую информацию.
Помимо лекций проблемного характера, на занятиях можно применять и лекционно-дискуссионные формы. Они предполагают, что в начале лекции студенты будут задавать вопросы преподавателю по предыдущему материалу, на которые целесообразно отвечать, используя элементы дискуссии и постепенно вводя новый материал. Как известно, дискуссия – это обсуждение спорного вопроса, обмен мнениями, идеями между несколькими выступающими. Её задача – обнаружить различия в понимании вопроса и установить истину в споре, придя к единой точке зрения. Основная задача ведущего дискуссию (а им может быть не только преподаватель, но и студент): создать благоприятную атмосферу, обеспечить понимание и поддержку группой целей дискуссии, стимулировать высказывание идей, мнений и т.д. Ведущий должен уважительно относиться к чужим высказываниям, поощрять участников к обмену мнениями между собой, стараться задавать не индивидуальные вопросы, а общие, на которые может ответить любой участник группы. В конце дискуссии ведущий должен сделать обобщение, сформировать единые выводы, показать, к чему ведёт несогласие с ними, отметить все идеи группы.
В течение второй половины занятий студентам объясняется новый материал, поясняются новые понятия, указываются основные источники, содержащие материал по новой теме, даются задания на следующее занятие. Всё занятие характеризуется совместным участием преподавателя и студентов, причём больший эффект достигается тогда, когда преподаватель создаёт доброжелательную для восприятия лекционного материала обстановку, не «давит» на мнения студентов, оставляя за ними право аргументированно придерживаться своего – пусть и отличного от лекторского взгляда на ту или иную проблему. Информацию нужно дозировать, несколько раз возвращаться к основной мысли, чтобы студенты могли лучше усвоить ту или иную концепцию, правильно проанализировать события, объективно оценить их значимость.
Можно использовать интерактивные лекции – выступление преподавателя перед большой аудиторией с применением следующих активных форм обучения: дискуссии, беседы, демонстрации слайдов или учебных фильмов, мозговой штурм или лекции-пресс-конференции, которые проводится как научно-практическое занятие с заранее поставленной проблемой и системой докладов длительностью 5–10 минут. Каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной преподавателем программы. Совокупность представленных текстов позволит всесторонне осветить проблему. В конце лекции преподаватель подводит итоги самостоятельной работы и выступлений студентов, дополняя или уточняя предложенную информацию, и формулирует основные выводы.
Для большей мотивации обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала рекомендуется использовать лекции вдвоем (бинарные лекции) – это разновидность чтения лекции в форме диалога двух преподавателей (либо как представителей двух научных школ, либо как теоретика и практика) или лекции с заранее запланированными ошибками. Такая лекция рассчитана на стимулирование студентов к постоянному контролю предлагаемой информации (поиск ошибки: содержательной, методологической, методической, орфографической). В конце лекции проводится диагностика и разбор сделанных ошибок.
Эти виды интерактивных форм обучения эффективны для всех форм обучения. Они ускоряют процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач за счет более активного включения обучающихся в процесс не только получения, но и непосредственного (здесь и теперь) использования знаний. Интерактивные технологии повышают мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям; обеспечивает не только прирост знаний, умений, навыков, способов деятельности и коммуникации, но и раскрытие новых возможностей обучающихся, является необходимым условием для становления и совершенствования компетентностей через включение участников образовательного процесса в осмысленное переживание индивидуальной и коллективной деятельности для накопления опыта, осознания и принятия ценностей; изменяет не только опыт и установки участников, но и окружающую действительность, так как интерактивные методы обучения являются имитацией интерактивных видов деятельности.