Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ РАЗНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

Кожемяченко Н.Р. 1
1 ФГАОУ ВПО «Дальневосточный федеральный университет»
В статье рассматриваются некоторые интерактивные технологии обучения, раскрываются методические особенности их использования в процессе получения знаний. Задача современного образования ‒ не только передать следующим поколениям некоторую сумму уже достигнутого знания, но и, прежде всего, научить мыслить и принимать решения в критических ситуациях самостоятельно, не дожидаясь очередных положений и инструкций сверху. Интерактивные технологии направлены не столько на усвоение некоторого объема информации, сколько на овладение определенными исследовательскими приемами, определенной техникой анализа и аргументации. Как показывает практика, использование инновационных форм обучения в системе университетского образования ведет к повышению его качества в соответствии с потребностями общества и личности, а знания, добытые самостоятельно, в творческой деятельности, являются наиболее прочными и глубокими.
инновационное обучение
интерактивные технологии; информационные технологии
проблемная лекция
лекция пресс-конференция
интерактивная лекция
бинарная лекция (лекция вдвоем)
лекция с заранее запланированными ошибками
1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Методическое пособие. – М.: Высш. шк., 1991. – 207 с.
2. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. – М.: ИЦ ПКПС, 2004. – 84 с.
3. Колокольникова З.У. Технология активных методов обучения в профессиональном образовании: учеб. пособие / З.У. Колокольникова, С.В. Митросенко, Т.И. Петрова. – Красноярск: Сибирский федеральный ун-т; Институт естественных и гуманитарных наук, 2007. – 176 с.
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.В. Петров; Под ред Е.С. Полат. – М.: Академия, 2001. – 272 с.
5. Сорокин Г.М. Лекция в учебном процессе вуза // «Alma Mater» (Вестник высшей школы). – 2010. – № 1. – С. 3639.

В Федеральных государственных стандартах высшего профессионального образования одним из требований к организации учебного процесса в вузе является широкое использование активных и интерактивных форм проведения занятий для формирования необходимых профессиональных и общекультурных компетенций. Хорошо известно, что под методами активного обучения (МАО) понимают совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.

Многие между активными и интерактивными методами часто ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Данные многих исследований подтверждают, что использование интерактивных методов является наиболее эффективным путем, способствующим обучению студентов, они легче вникают, понимают и запоминают материал, который изучался посредством активного вовлечения в учебный процесс: если при лекционной подаче материала усваивается не более 10–30 % информации, при самостоятельной работе с литературой – до 50 %, то при личном участии в изучаемой деятельности (проблемная лекция, деловая игра и т.п.) – до 90 %.

В процессе обучения необходимо обращать внимание в первую очередь на те методы, при которых слушатели идентифицируют себя с учебным материалом, включаются в изучаемую ситуацию, побуждаются к активным действиям, переживают состояние успеха и соответственно мотивируют свое поведение. Поэтому, основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения.

Интерактивное обучение имеет вполне конкретные и прогнозируемые цели:

● повышение эффективности образовательного процесса, достижение высоких результатов;

● формирование и развитие профессиональных навыков обучающихся;

● развитие навыков анализа и рефлексивных проявлений;

● усиление мотивации к изучению дисциплины;

● формирование коммуникативных навыков;

● развитие навыков владения современными техническими средствами и технологиями восприятия и обработки информации;

● формирование и развитие умения самостоятельно находить информацию и определять ее достоверность;

● сокращение доли аудиторной работы и увеличение объема самостоятельной работы студентов.

Интерактивные формы применяются при проведении аудиторных занятий, при самостоятельной работе студентов и других видах учебных занятий на всех уровнях подготовки (бакалавр, специалист, магистр) разных форм обучения.

Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, способное обеспечить активное восприятие материала, привить навыки самостоятельной интеллектуальной деятельности, помочь выработать собственные выводы по дискуссионным вопросам. Методы интерактивного обучения стимулируют постоянные контакты студентов и преподавателей, обеспечивают экономию учебного времени по сравнению с традиционными методами. Необходимо организовать учебно-воспитательный процесс как вид креативной деятельности, используя на лекциях и семинарах интерактивные методы. При таком подходе центральное место занимает не преподаватель, а студент. Преподаватель выступает не как ментор, а как руководитель, указывая путь, он готовит почву для изучения той или иной темы. Новая тема выносится на обсуждение в виде вопроса, проблемы, ситуации, деловой игры. Студент учится размышлять над темой, отстаивать свое мнение в ходе дискуссии, пытается найти правильные решения из нескольких предложенных, старается уважительно относиться к мнению другого. Преподаватель стремится создать условия, при которых каждый из обучаемых может почувствовать себя творцом, у студентов повышается интерес к изучаемому предмету, поскольку изучение темы сопровождается положительными эмоциями. Основное назначение обучающей игры – пробуждение творческого потенциала студента, что соответствует основным идеям педагогики сотрудничества [1].

В ФГОС ВПО приводятся некоторые виды интерактивных форм обучения: деловые и ролевые игры; психологические тренинги; диспуты; дискуссии; дебаты; кейс-методы; интерактивные лекции; лекции пресс-конференции; бинарные лекции (лекции вдвоем); лекции с заранее запланированными ошибками; проблемные лекции; круглые столы; мозговой штурм (брейнсторм, мозговая атака) и др.

Одно из важнейших мест в этом списке занимает лекция как метод словесного обучения, являющаяся в то же время и одной из форм обучения. Лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличается большей ёмкостью, сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений. Все свои творческие возможности и педагогическое мастерство лектор должен реализовать за короткий промежуток времени, чаще всего за один семестр.

Лекторская работа постоянно видоизменяется и совершенствуется, появляются инновационные методы обучения, новые интересные формы, способы и технологии обучения, которые повышают эффективность лекций и дают возможность индивидуализировать учебный процесс.

Для этих целей больше подходят не «классические» лекции, явный недостаток которых – низкая возможность активации слушателей, а так называемые, «проблемные». «Проблемная» лекция начинается с вопросов, подготовленных преподавателем заранее, в ходе её рассматриваются ключевые, исходные вопросы и широко применяется методика проблемного изложения.

Особенно удачно проходят такие лекции, на наш взгляд, в процессе преподавания философии, т.к. философия изначально ориентирована не столько на усвоение накопленных человечеством знаний, сколько на формирование у студентов образного мышления, дополняющего рациональное восприятие фактологического материала. Хорошо известно, что преподавание философии предполагает некую диалогичность, поскольку процесс передачи знания здесь выступает как процесс передачи духа самого времени, в котором создавалась та или иная философская концепция. «Диалогичность сознаний» способствует возникновению критического восприятия учебного материала, предлагаемого к осмыслению. При такой включенности в обучение у студента обязательно появляются или вопросы, интересующие его в данный момент, или желание аргументировать свою позицию, выразить согласие или несогласие, проявить своё отношение к обсуждаемому [5, с. 37–38].

В ходе лекции под руководством преподавателя студенты сами отыскивают возможные ответы на проблемные вопросы. Такие беседы носят эвристический характер. Преподаватель предъявляет обучающимся такую последовательность целенаправленных вопросов, исходящих и предшествующих ответов, которые помогают им найти правильный ответ, решение существующей проблемы. Эти вопросы можно использовать и с другой целью - завести обучающихся в тупик, показав неверность их рассуждений, тем самым пробуждая у них желание узнавать необходимую для решения проблемы новую информацию.

Помимо лекций проблемного характера, на занятиях можно применять и лекционно-дискуссионные формы. Они предполагают, что в начале лекции студенты будут задавать вопросы преподавателю по предыдущему материалу, на которые целесообразно отвечать, используя элементы дискуссии и постепенно вводя новый материал. Как известно, дискуссия – это обсуждение спорного вопроса, обмен мнениями, идеями между несколькими выступающими. Её задача – обнаружить различия в понимании вопроса и установить истину в споре, придя к единой точке зрения. Основная задача ведущего дискуссию (а им может быть не только преподаватель, но и студент): создать благоприятную атмосферу, обеспечить понимание и поддержку группой целей дискуссии, стимулировать высказывание идей, мнений и т.д. Ведущий должен уважительно относиться к чужим высказываниям, поощрять участников к обмену мнениями между собой, стараться задавать не индивидуальные вопросы, а общие, на которые может ответить любой участник группы. В конце дискуссии ведущий должен сделать обобщение, сформировать единые выводы, показать, к чему ведёт несогласие с ними, отметить все идеи группы.

В течение второй половины занятий студентам объясняется новый материал, поясняются новые понятия, указываются основные источники, содержащие материал по новой теме, даются задания на следующее занятие. Всё занятие характеризуется совместным участием преподавателя и студентов, причём больший эффект достигается тогда, когда преподаватель создаёт доброжелательную для восприятия лекционного материала обстановку, не «давит» на мнения студентов, оставляя за ними право аргументированно придерживаться своего – пусть и отличного от лекторского взгляда на ту или иную проблему. Информацию нужно дозировать, несколько раз возвращаться к основной мысли, чтобы студенты могли лучше усвоить ту или иную концепцию, правильно проанализировать события, объективно оценить их значимость.

Можно использовать интерактивные лекции – выступление преподавателя перед большой аудиторией с применением следующих активных форм обучения: дискуссии, беседы, демонстрации слайдов или учебных фильмов, мозговой штурм или лекции-пресс-конференции, которые проводится как научно-практическое занятие с заранее поставленной проблемой и системой докладов длительностью 5–10 минут. Каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной преподавателем программы. Совокупность представленных текстов позволит всесторонне осветить проблему. В конце лекции преподаватель подводит итоги самостоятельной работы и выступлений студентов, дополняя или уточняя предложенную информацию, и формулирует основные выводы.

Для большей мотивации обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала рекомендуется использовать лекции вдвоем (бинарные лекции) – это разновидность чтения лекции в форме диалога двух преподавателей (либо как представителей двух научных школ, либо как теоретика и практика) или лекции с заранее запланированными ошибками. Такая лекция рассчитана на стимулирование студентов к постоянному контролю предлагаемой информации (поиск ошибки: содержательной, методологической, методической, орфографической). В конце лекции проводится диагностика и разбор сделанных ошибок.

Эти виды интерактивных форм обучения эффективны для всех форм обучения. Они ускоряют процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач за счет более активного включения обучающихся в процесс не только получения, но и непосредственного (здесь и теперь) использования знаний. Интерактивные технологии повышают мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям; обеспечивает не только прирост знаний, умений, навыков, способов деятельности и коммуникации, но и раскрытие новых возможностей обучающихся, является необходимым условием для становления и совершенствования компетентностей через включение участников образовательного процесса в осмысленное переживание индивидуальной и коллективной деятельности для накопления опыта, осознания и принятия ценностей; изменяет не только опыт и установки участников, но и окружающую действительность, так как интерактивные методы обучения являются имитацией интерактивных видов деятельности.


Библиографическая ссылка

Кожемяченко Н.Р. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ РАЗНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 8. – С. 95-98;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=35518 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674