Проблема здоровья студенческой молодежи, как особой социальной и профессионально-производственной группы, приобрела в последние годы высокую актуальность. Это подтверждается появлением большого количества научных работ, комплексных программ, концепций по сохранению здоровья и повышению качества жизни студентов. В частности, практически каждый медицинский ВУЗ на сегодняшний день разработал программу по сохранению и укреплению здоровья студентов и преподавателей [4]. Получены определенные результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, но о полном решении такой многогранной, сложной проблемы говорить еще рано.
Основными факторами, обладающими выраженным влиянием на здоровье студентов в процессе обучения, являются дефицит двигательной активности и нарушения питания. Исследования показали, что несбалансированное и неполноценное питание наносит вред не только здоровью, но и негативно сказывается на усвоении студентами учебного материала и на результатах образовательного процесса в целом [2]. Существенное влияние на здоровье молодого поколения оказывает интенсификация учебной деятельности, которая характеризуется ростом объема информации, усложнением вузовских программ обучения и при этом однообразием рабочей позы и низким уровнем двигательной активности обучающихся [1].
В связи с вышеизложенным целью нашего исследования явилось изучение характера и особенностей питания, а так же двигательной активности студентов 3-х ВУЗов г. Воронежа.
Материалы и методы исследования
В ходе исследования по разработанной анкете было опрошено 894 студента первых трех курсов, а именно – 303 студента ВГМУ (из них 73,6 % девушек и 26,4 % юношей), 301 студент ВГУИТ (из них 75,4 % девушек и 24,6 % юношей) и 290 студентов ВГАСУ (них 41,7 % девушек и 58,3 % юношей).
Анкета включала в себя блок вопросов, содержащих информацию по следующим показателям: режим питания, усредненные данные об индивидуальном наборе продуктов, доступности и организации питания во время учебного процесса, а также блок вопросов по оценке двигательной активности.
При анализе цифрового материала рассчитывали стандартное распределение Стьюдента с вычислением показателей: М – средняя арифметическая, σ – среднеквадратическое отклонение, m – ошибка средней арифметической, t – критерий Стьюдента. Достоверность различий определялась по стандартной таблице Стьюдента с учетом величины выборки (n), достоверными считали различия в значениях при t ≥ 2,0; р < 0,05. Расчеты проводились с помощью компьютерной программы Microsoft Excel.
Результаты исследования и их обсуждение
Питание и двигательная активность являются важнейшими компонентами, определяющими образ жизни человека, а, следовательно, и его здоровье. Для получения критерия оценки этих факторов студентам было предложено оценить свое здоровье. В результате субъективной оценки оказалось, что 10,7 % студентов ВГАСУ оценивают собственное здоровье как «отличное», 62,6 % как «хорошее», 23,5 % как «удовлетворительное» и 3,2 % как «плохое»; студенты ВГУИТ оценивают собственное здоровье следующим образом: 8,6 % на «отлично», 50,8 % на «хорошо», 37,2 % на «удовлетворительно» и 3,4 % как «плохое»; лишь 2,6 % студентов ВГМУ оценивают свое здоровье как «отличное», 44,3 % как «хорошее», 50,8 % как «удовлетворительное» и 2,3 % как «плохое». Таким образом, более строгую оценку своему здоровью дали студенты медицинского университета, что может быть обусловлено значительно более существенными познаниями в области функционирования организма молодых людей.
В последние годы в учебных учреждениях активно проводится работа по пропаганде здорового образа жизни и его значения для здоровья и качества жизни человека, в связи с чем респондентам был задан вопрос на предмет владения ими принципами сбалансированного и рационального питания. В результате было выявлено, что этими принципами владеют и соблюдают их постоянно 11,4 % студентов ВГУИТ, 13,2 % обучающихся ВГМУ и 17,1 % студентов ВГАСУ; владеют, но соблюдают их только во внеучебное время 32,8 % студентов-медиков, 25,2 % студентов ВГАСУ и 21,4 % респондентов ВГУИТ; владеют, но не соблюдают их около 50 % всех опрошенных и не владеют вовсе 3 % студентов ВГМУ, 12,9 % студентов ВГАСУ и 15,7 % обучающихся ВГУИТ.
Среди молодежи, проходящей обучение во ВГУИТ и ВГАСУ, достоверно больше студентов, не владеющих принципами здорового питания по сравнению со студентами ВГМУ (15,7 ± 4,2 % и 12,9 ± 4 % против 3 ± 2 % соответственно, р < 0,05).
Незаменимой составляющей полноценного питания является режим питания, предполагающий прием пищи 3–4 раза в день с интервалами в 4–5 часов. Полученные данные показывают, что четвертая часть опрошенных студентов питается в течение 4 и более раз в день, 40–45 % респондентов – 3 раза в день и 30–35 % – 2 или 1 раз в день.
При оценке рационов питания студентов различных ВУЗов достоверных различий выявлено не было, однако обращает на себя внимание тот факт, что около 30 % студентов ВГМУ и ВГАСУ и 42,5 % респондентов ВГУИТ редко включают или вообще не включают в свой рацион молоко и молочные продукты, от 15 до 25 % опрошенных студентов редко едят или вообще не едят мясо, 15–20 % опрошенных редко употребляют овощи и фрукты, при этом 35–45 % опрошенных каждый день употребляют мучные изделия, 40–50 % респондентов редко употребляют каши из круп, или последние вообще отсутствуют в меню. Аналогичные результаты были получены в предыдущие годы при изучении данной проблемы [3, 5].
Установлено, что в течение дня в студенческой столовой питаются 46,1 % опрошенных студентов ВГУИТ, 36 % респондентов ВГАСУ и лишь 6,1 % студентов-медиков, которые статистически достоверно посещают столовую намного реже обучающихся двух других ВУЗов (46,1 ± 5,9 % и 36 ± 5,7 % против 6,1 ± 2,8 %, р < 0,05). В то же время статистически достоверно подтверждено, что студенты-медики приносят еду из дома чаще своих сверстников во ВГУИТ и ВГАСУ (24,6 ± 5 % против 10,9 ± 3,7 % и 10,2 ± 3,6 %, р < 0,05). Предпочитают питаться в буфетах 50,2 % студентов ВГМУ, 40,6 % опрошенных ВГАСУ и 28,9 % респондентов ВГУИТ, покупают еду в магазинах и ларьках 15–20 % опрошенных студентов 3-х ВУЗов г. Воронежа.
Также студентам было предложено в общем оценить доступность питания во время учебного дня. В результате было установлено, что питание во ВГАСУ для студентов является более доступным, что статистически достоверно (49,3 ± 5,9 % против 29,5 ± 5,3 % и 49,3 ± 5,9 % против 29 ± 5,3 % в ВГМУ и ВГУИТ соответственно, р < 0,05), на чрезмерно завышенные цены указали около 10 % студентов ВГМУ и ВГАСУ и 21,5 % респондентов ВГУИТ, на большие очереди и дефицит времени обратили внимание около 25 % студентов ВГМУ и ВГУИТ и 19 % респондентов ВГАСУ, треть студентов-медиков и около 20 % обучающихся в двух других ВУЗах отметили то, что не всегда получается поесть в течение учебного дня. В заключение стоить отметить, что полностью довольны тем, как организовано питание студентов, лишь 10,6 % студентов ВГМУ, 20,6 % студентов ВГУИТ и 34,6 % студентов ВГАСУ. Таким образом, наилучшие условия для питания студентов созданы во ВГАСУ. Проблемы с организацией и доступностью питания для студентов-медиков обусловлены особенностями организации учебного процесса в ВУЗе, в частности, необходимостью перемещения во время перерывов на кафедры, расположенные в клиниках.
Ежедневная двигательная активность является необходимой физиологической потребностью организма, и эти утверждения полностью разделяют 90-95 % опрошенных студентов. При этом 34,8 % студентов ВГМУ, 25,3 % респондентов ВГУИТ и 20,4 % обучающихся ВГАСУ считают, что ведут малоподвижный образ жизни. Утреннюю гимнастику несколько раз в неделю делают только около 20 % студентов.
Установлено, что среди студентов ВГАСУ больше людей, занимающихся спортом, данное утверждение статистически достоверно (58,5 ± 5,8 % против 37,6 ± 5,6 % и 29,9 ± 5,3 % в ВГМУ и ВГУИТ соответственно, р < 0,05). 43,9 % студентов ВГУИТ, 38,9 % респондентов ВГМУ и 27,7 % опрошенных ВГАСУ не занимаются спортом вовсе. 26,2 % студентов ВГУИТ, 23,4 % опрошенных ВГМУ и 13,8 % респондентов ВГАСУ занимаются спортом дома на непостоянной основе.
При этом 95 % студентов-медиков и около 90 % опрошенных во ВГУИТ и ВГАСУ ответили, что при наличии возможностей и создании необходимых условий для занятия спортом смогли бы уделить 1–1,5 часа 2–3 дня в неделю для занятия физической культурой и спортом.
Заключение
Полученные данные анкетирования подтверждают важнейшую роль правильного питания и достаточной двигательной активности для здоровья человека. Так, студенты ВГАСУ, занимаясь спортом больше по сравнению со студентами других ВУЗов и располагая хорошо организованной системой общественного питания, опережают ВГМУ и ВГУИТ по количеству студентов, определивших свое здоровье как «отличное» и «хорошее». Также нельзя не отметить, что студенты ВГМУ лучше осведомлены и ориентируются в принципах здорового образа жизни, в частности, питания, но при этом не имеют возможности применять эти знания в жизни ввиду слишком большой загруженности. Следовательно, необходимо оптимизировать образовательный процесс и продолжать работу над созданием необходимой инфраструктуры для занятий физкультурой и спортом в медицинском университете и других ВУЗах г. Воронежа.