Актуальной современной проблемой, требующей внимания широкого круга специалистов, таких как социологов, психологов, физиологов, гигиенистов, врачей является адаптация к обучению в университете студентов [2]. Учебный процесс в университете должен строиться с учетом физиологических особенностей и механизмов работоспособности студентов. В связи с этим, обоснованные режимы труда и отдыха должны быть направлены на ускорение процесса врабатывания, достижение максимального периода устойчивой работоспособности у студентов.
Тонус вегетативной нервной системы означает ту деятельность организма, посредством которой регулируется деятельность всех органов в целях поддержания жизни и уравновешения внешних воздействий. Поэтому вегетативный тонус нельзя рассматривать как абсолютное преобладание одной функции, которое анатомически связано с одним, не всегда однозначно выделяемым отделом нервной системы, но следует рассматривать как характерный вид деятельности, затрагивающей организм целиком, и которая с использованием всех механизмов, регулирующих жизненные процессы, дает возможность организму решать задачи актуальной адаптации [3, 4].
Для высоких широт адаптация сердечно-сосудистой системы людей к комплексу природных факторов носит фазовый характер. Непродолжительное пребывание в условиях циркумполярного региона (2–2,5 года) приводит к мобилизации приспособительных реакций системы кровообращения, что сопровождается учащением пульса, повышением артериального давления, периферического сосудистого сопротивления. Дальнейшее пребывание на Севере (3–6 лет) характеризуется такими изменениями в сердечно-сосудистой системе, как постепенное урежение частоты сердечных сокращений, умеренное снижение систолического и минутного объемов крови. При длительном проживании в условиях Севера (10 лет и более) происходит дальнейшая перестройка функционирования системы кровообращения. Она характеризуется тенденцией к брадикардии, выраженным снижением систолического и минутного объемов крови, компенсаторным повышением артериального давления, периферического сосудистого сопротивления. Полагают, что это вызвано истощением регуляторных механизмов, усилением парасимпатического контроля с последующим развитием отрицательного хронотропного и инотропного эффектов, развитием явлений десинхроноза в периодике артериального давления. В это же время возрастает заболеваемость гипертонической болезнью, инфарктом миокарда [2]. Информация о тенденции сдвигов, происходящих в физиологических системах организма в условиях Арктики и Антарктики, весьма разноречива. Причин этого множество. Классические труды и последующие многочисленные экспериментальные исследования ученых в основном направлены на спортсменов высокой квалификации или людей с патологией [1, 3, 4, 6 и др.]. Все выше изложенное определяет актуальность проблемы адаптации студентов, проживающих в условиях высоких широт.
Цель исследования определить показатели адаптации студентов в период обучения во время сессии в университете.
Задачи исследования:
1. Определить типы вегетативной регуляции исследуемых студентов.
2. Оценить показатели гемодинамики в соответствии с типом вегетативной нервной системы.
3. Оценить адаптацию студентов к обучению в период сессии.
Организация исследования. В исследовании приняли участие студенты-женщины в количестве 75 человек, заочной формы обучения в возрасте 20–30 лет, обучающиеся на последнем курсе, высшей школы экономики и управления. Выбор испытуемых проходил случайным образом, все испытуемые проживают в циркумполярном регионе. Тестирование студентов проводилось в начале учебной сессии, в период полярного дня.
В ходе исследования у студентов были определены показатели гемодинамики покоя, а именно, частота сердечных сокращений (ЧСС), систолическое артериальное давление (САД), диастолическое артериальное давление (ДАД). Изучение состояния вегетативной нервной системы (ВНС) проводилось по вегетативному индексу Кердо (ВИК) [7]. Оценка адаптационных процессов определялась по коэффициенту выносливости (КВ) по формуле Кваса. [5].
Результаты исследования и их обсуждение
По вегетативному индексу Кердо (ВИК) студенты были разделены на группы с преобладанием парасимпатической нервной системы (ПВНС, n = 39) и симпатической нервной системы (СВНС, n = 36). При идентичности групп, результаты критерия c2 показали, что группы по численности статистически значимо не различаются, (c2 = 120 а , df = 1, p = 0,729).
В ходе исследования были получены результаты, отражающие показатели гемодинамики группы студентов (табл. 1).
При детальном анализе установлено, что САД симпатиков-студентов статически значимо ниже, чем у парасимпатиков-студентов (Критерий Mann-Whitney U-test = 283, р = 0,000002, Ме1 = 120, Ме2 = 110), ДАД симпатиков статически значимо ниже, чем у парасимпатиков (Критерий Mann-Whitney U-test = 283, р = 0,000005 и Ме1 = 80, Ме2 = 70), ЧСС парасимпатиков статистически значимо ниже, чем у симпатиков (Критерий Mann-Whitney U-test = 225, р = 0,000000404, Ме 1 = 69, Ме 2 = 80). Полученная информация о тенденции сдвигов САД И ДАД, происходящих в физиологических системах организма студентов, весьма противоречива.
Коэффициент выносливости (КВ) определяется для анализа адаптации состояния сердечно-сосудистой системы студентов. КВ зависит не только от показателей САД и ДАД, но и от пульсового давления. Пульсовое давление у студентов обследуемых групп находилось в пределах нормы.
При оценке коэффициента выносливости студентов было установлено, что у парасимпатиков КВ статистически значимо ниже, чем у симпатиков (Критерий Mann-Whitney U-test = 310, р = 0,0003, Ме 1 = 16,667, Ме 2 = 19,259). В норме КВ равен 16. Увеличение этого показателя свидетельствует об ослаблении сердечно-сосудистой системы и утомлении [5]. Следовательно, студенты с симпатическим тонусом, более утомлены в период сессии, по сравнению, со студентами с парасимпатическим тонусом.
Таблица 1
Показатели гемодинамики группы студентов
Показатели |
Медиана (Ме) |
Критерий Mann-Whitney U-test |
Значимость (p) |
|
Парасимпатики Ме1 |
Симпатики Ме2 |
|||
n (численность) |
39 |
36 |
– |
– |
САД |
120 |
110 |
283 |
0,00002 |
ДАД |
80 |
70 |
283 |
0,00005 |
ЧСС |
69 |
80 |
225 |
0,000000404 |
КВ |
16,667 |
19,259 |
310 |
0,0003 |
Таблица 2
Результаты проверки на нормальность с помощью критерия Шапиро-Уилка
Tests of Normality |
||||
Показатели |
Тип нервной системы |
Shapiro-Wilk |
||
Statistic |
df |
р |
||
ВИК (Вегетативный Индекс Кердо) |
Парасимпатическая |
,302 |
39 |
,000000000002 |
Симпатическая |
,890 |
36 |
,001839504753 |
|
КВ (коэффициент выносливости) |
Парасимпатическая |
,818 |
39 |
,000020303307 |
Симпатическая |
,943 |
36 |
,006219898003 |
В ходе исследования определялась корреляционная связь между ВИК и КВ студентов в возрасте от 20 до 30 лет с преобладанием ПВНС или с СВНС.
Проверка на нормальность распределений случайных величин ВИК и КВ в генеральных совокупностях, откуда извлечены выборки, показала, что в качестве меры связи между переменными ВИК и КВ следует использовать коэффициент ρ-Спирмена, результаты проверки на нормальность приведены в табл. 2.
В ходе корреляционного анализа у студентов с преобладанием парасимпатической вегетативной нервной системой, после отбрасывания двух грубых наблюдений, обнаружена статистически значимая прямая значительная связь между ВИК и КВ (ρ(Spearman’s) = 0,616, p = 0,00005, n = 37). У студентов с преобладанием симпатической нервной системы не установлено статистически значимой корреляции между ВИК и КВ (ρ(Spearman’s) = – 0,061, p = 0,604, n = 36). Это подтверждается данными исследования авторов [2, 6], что для периода полярного дня характерно преобладание тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы, повышение уровня адреналина и кортикостероидов в крови, а длительное и непрерывное световое раздражение ведет к переходу от возбуждения в состояние охранительного торможения.
Таким образом, обучение в университете приводят к изменению вегетативного равновесия у обучающихся. Студенты с преобладанием ПВНС обладают большей выносливостью, чем студенты с СВНС. Полученные результаты позволяют предполагать об экономичности работы сердечно-сосудистой системы студентов с ПВНС и способности их выполнять учебную нагрузку более успешно.
Анализ проведенного исследования указывает о наличии разной стратегии реализации физиологической адаптации у студентов симпатиков и парасимпатиков со стороны сердечно-сосудистой системы. Значимо высокий коэффициент выносливости студентов с парасимпатической вегетативной нервной системой обеспечивается экономичным сокращением миокарда при высоком давлении крови на стенки артерий. В таком режиме сердечная мышца работает наиболее экономично и обеспечивает адаптацию организма с наименьшими функциональными затратами. Адаптация к обучению студентов с преобладанием симпатической вегетативной нервной системой обеспечивается большими функциональными затратами организма.
Результаты диагностики позволяют сделать вывод о необходимости разработки дифференцированного подхода к обучению и, возможно, поиска новых путей адаптации студентов университета, таких как, систематические занятия физической культурой, которые повышают работоспособность, увеличивают резерв функциональных возможностей организма человека.