Цель исследования – выявление этнокультурного потенциала дополнительного образования в профессиональных образовательных организациях Московской области. Методы исследования – включенное наблюдение, анкетирование, опросы, анализ конкурных материалов. Результаты исследования – теоретическое обобщение принципов педагогической деятельности, реализация функций энокультурного потенциала в практике дополнительного образования в профессиональных образовательных организациях Московской области. Обсуждение результатов на педагогических советах профессиональных образовательных организаций, научно-практических конференциях, организуемых Министерством образования Московской области в период 2013–2015 гг. Выводы – профессиональные образовательные организации Московской области обладают средним уровнем этнокультурного потенциала в дополнительном образовании, реализуемом в отношении учащихся.
Процесс реформирования системы современного образования, так или иначе, отражается на всех субъектах учебно-воспитательной деятельности. Одним из таких субъектов является система государственных профессиональных образовательных организаций, которые до недавнего времени представляли ступень начального и среднего профессионального образования. Данные организации порой становятся единственными не только в направлении профессиональной подготовки молодых людей, получающих рабочие профессии, но в их воспитании. Как показывает практика, эти учреждения уместно рассматривать действенным, определяющим и результативным институтом профессионального становления, воспитательного воздействия, формирования и развития социальных свойств и личностных качеств и будущего молодого работника и члена социума.
В современное профессиональное образование активно внедряется компетентностный подход к подготовке молодых кадров. Это качество формируется в общекультурных и профессиональных блоках дисциплин, дополняемых видами и формами внеучебной деятельности учащихся и педагогического коллектива, с привлечением ресурсов родителей и социума.
Специальным видом внеурочной деятельности является дополнительное образование, отличающееся от разовых мероприятий регулярностью и направленностью разностороннего обучения, организованного для удовлетворения духовных, творческих потребностей обучающихся. В системе этого вида образования пока еще недостаточно коллективов, объединений, кружков, ориентированных на повышение этнокультурного образования молодежи. Основываясь на возрастных, социальных, этнических особенностях учащихся, в обозначенной системе профессионального образования реализуются программы в рамках традиционных направлений (военно-патриотический, нравственно-духовный, естественно-научный, творческий и др.). Но, проблемы формирования толерантных межнациональных отношений, в большинстве случаев, остаются за границами внимания педагогических коллективов, или имеют зачаточную степень развития. Анализ, проведенный нами в 126 государственных профессиональных образовательных организациях Московской области и 4 высших образовательных учреждениях (Дубна, Коломна, Орехово-Зуево, Мытищи), показал, что лишь в 12 % имеют направление этнокультурного воспитания обучающихся.
В концепции воспитания жизнеспособного поколения отмечается: «Национальное чувство россиянина – это любовь к историческому облику и творчеству российской нации, вера в ее духовное призвание, воля к ее творческому расцвету; это система поступков, вытекающих из этой любви, веры и воли, страстное желание ей служить, утверждая ее равноправное место и роль среди других наций мира» [3]. Достижению обозначенных целей может способствовать дополнительное образование, осуществляемое с обучающимися в государственных профессиональных образовательных организациях, энтокультурный потенциал которых до конца еще не изучен.
Принято считать, что в систему профессионального образования среднего специального звена подготовки идут подростки, чей социальный, образовательный, общекультурный уровень недостаточен, чтобы продолжать обучение в школе, которая предъявляет все более высокие требования к содержанию программ обучения, их освоению и к самим учащимся. Как отмечают педагоги и сотрудники профессиональных образовательных организаций, это соответствует действительности (97 %). Поступившие подростки и молодые люди имеют низкий уровень мотивации к обучению, искаженную систему ценностей, проявления девиации, отсутствие конкретных интересов и целей жизнедеятельности. Поэтому, с одной стороны, таких учащихся довольно сложно привлечь к участию в дополнительном образовании, с другой стороны, именно они остро нуждаются в нем, как средстве коррекции проявлений педагогической запущенности, в том числе в направлениях межкультурных, межэтнических отношений.
Основа для получения знаний о содержании основных понятий, традиций, ценностей культуры народов, истории развития межкультурных и межэтнических отношений формируется в условиях работы кружковых, досуговых, спортивных, общественных объединениях училищ, колледжей, лицеев.
Анализируя планы воспитательной работы государственных профессиональных образовательных организаций Московской области на протяжении 3 лет, автором выявлен компонент этнокультурного вектора в учебно-воспитательной работе педагогических коллективов с учащимися. Он начинает реализовываться еще на этапе планирования, переходя в практическое воплощение в праздничных, игровых программах, конкурсах и других формах. Например, проведение общеучилищных мероприятий с использованием форм встреч (с Клинскими краеведами «Клинская земля, гордимся мы историей твоей»), лекций по основам этнической и православной культуры, библиотечных уроков «История письменности у различных народов», воспитательные часы, посвященные тематике создания и развития территории Московской области «Моя родная земля – Подмосковье», конкурсов рисунков, плакатов «Национальные костюмы народов бывшего СССР» и другие.
Что же такое – этнокомпонент в воспитании подростков и молодежи и какова его роль? Этнокомпонент представляет собой содержание обучения и воспитания, в содержании которого происходит погружение учащихся в мир русской культуры через краеведческий материал, язык, обычаи и традиции быта [1]. Нами обозначены некоторые элементы этнокультурного потенциала – наличие и использование в обучении и воспитании культурного наследия (материального, нематериального), осознание сопричастности обучающихся к этносам и их культурам, наличие субъектов – носителей и трансляторов этнокультур, мотивация обучающихся к этнокультурной деятельности и другие. Компоненты, составляющие структуру этнокультурного потенциала, выполняют определенные педагогические функции: развивающую, социализирующую, информационную, образовательную, реабилитационную, коммуникативную и другие. Реализация функций позволяет намного шире представлять тематический охват в профессиональном и дополнительном образовании подростков и молодежи, демонстрировать и изучать уникальность культуры каждого этноса, создавать программы развития толерантности в отношении представителей этнических культур, использование знаний, результатов этнопедагогической деятельности в решение проблем создания и сохранения не только комфортного, толерантного корпоративного климата, но и трансляцию его в пространство социума.
Способами развития межкультурной грамотности и толерантности выступают: использование элементов этнической идентичности (кулинарной, религиозной, языковой, семиотической и т.д.) в межсубъектных, межгрупповых контактах, демонстрация образцов отношений в межнациональных семьях, развитии территориальных связей, создание позитивного имиджа в отношении этносов и их культур. Мы не ограничиваемся совокупностью этносов, которые наполняют территорию России, поскольку современные реалии выдвигают требования глобального характера (усиление миграции народов, развитие межгосударственных связей и др.).
Одной из задач государственных профессиональных образовательных организаций Московской области в дополнительном образовании подростков и молодежи является повышение самосознания молодых людей в отношении региона их места проживания, который насыщен историко-культурным потенциалом, этническим своеобразием и его проявлением. Отрадно, что в мероприятиях, проводимых в государственных профессиональных образовательных организаций Московской области, активно используется этот потенциал. Например, проведение экскурсий (в том числе виртуальных) по святыням и примечательным местам Клинской земли, экскурсии в городской краеведческий музей, книжная выставка «Моя Родина – Россия», праздник масленицы, классные часы «Долгопрудному – 55 лет», психологическая игра «Планета толерантности», встреча-тренинг «Азбука толерантности» на тему «Позволь другим быть другими», день открытых дверей с участием ветеранов ВОВ конкурс хорового пения «Гимн России», День знаний «Уроки родного края», «Мой город Королев в космос устремлённый», классный час на тему «21 сентября 1380 г. день победы русских полков под командованием Великого князя Дмитрия Донского над монголо-татарами в Куликовской битве», литературная гостиная «200 лет со дня основания Царскосельского лицея», народно-творческие ярмарки и многие другие, в которых использованы знания народов в отраслях жизнедеятельности социума.
Авторы Паникарова С.В. и Анжиганова Л.В. выделяют также такие «функции этнокультурного потенциала: системообразующая (дополняя друг друга, структурные элементы этнокультурного потенциала связаны и взаимозависимы); интегрирующая (создается целостное региональное сообщество, поликультурность способствует возникновению синергетического эффекта); распределяющая (информация и знание передаются и приносят выгоды носителям); инновационная (формируются неотрадиционалистские формы социокультурной деятельности, привлекательные для различных групп потребителей (акторов национального возрождения и туристов своей «новизной»)» [8]. С ними можно согласиться и рекомендовать к учету в дополнительном образовании подростков и молодежи.
Основа культурной идентичности личности учащегося проявляется в ее принятии, соотнесении себя как представителя того или иного народа, этногруппы, в которой он родился, воспитывался в ее культуре, элементы которой он впитывает через свое сознание, наблюдение за укладом жизни этносоциума, путем участия в праздничных действах, обрядах, ритуалах, осваивая и развивая речевые конструкции родного языка в условиях профессионального обучения и его среды.
Ориентация на гламурный образ жизни, ее технократизация, урбанизация, отсутствие единой национальной системы ценностей погружают подрастающее поколение в пространство масскультуры, уводя познавательные интересы и потребности молодого человека далеко от истинно народных духовных и материальных ценностей, заставляя «глотать» низкопробные, дешевые и примитивные продукты шоу-бизнеса, моды, макулатурной литературы, пропагандирующие насилие, разврат, приоритет материального благополучия, неуважение к законам.
Этническая культура – это не обращение к лаптям, хороводам и пословицам. Она имеет историческое лицо, которое очевидно проявляется в жанрах, стилях, атрибутике. Но совершенно скрыт ее современный образ. Тем не менее, он существует и, в первую очередь, в системе дополнительного образования. Задача дополнительного образования в системе профессиональных образовательных организаций – помощь учащимся, будущим профессионалам и членам социума, определиться в жизненном поиске, соотнести себя с культурой этноса и территории проживания. Помощником в этом является педагог – руководитель кружка, творческого или спортивного объединения, технической секции. Учитывая специфику дополнительного образования, где пока нет образовательного стандарта, но есть четко очерченные реализуемые социально-культурные цели, есть тематическая свобода, выбор действий, средств, форм, методик, программ. Сегодня наиболее остро стоит задача – в условиях активной миграции народов предоставить подросткам и молодым людям возможность погрузиться в интереснейший мир культуры своего народа, понять и по достоинству оценить его. Иначе теряются корни народной культуры в сознании растущей личности. Такие печальные примеры уже имеются. Так, по результатам опроса молодых людей, обучающихся в системе высшего профессионального образования, отмечено, что 17 % представителей национальных групп (буряты, калмыки, чуваши, тывинцы и др.) не знают национального языка, традиций, обычаев, ценностей своего народа, что, к сожалению, мотивируется родителями, которые не видят необходимости в наличии этих знаний).
Проводя мониторинговое исследование в одной из профессиональных организаций Московской области, мы определили, что среди коллективов дополнительного образования особой популярностью пользуются музыкально ориентированные (вокальные, танцевальные, инструментальные), а также прикладные (лозоплетение, театры моды с этническими элементами, корнепластика, поисковые). Но не хватает, по мнению учащихся, коллективов двигательной направленности (например, игровой деятельности – русских народных игр).
Изучая вектор развития направлений краеведения в профессиональных организациях, который напрямую или косвенно затрагивает этнокультурную тематику, мы отметили медленный, но устойчивый рост интереса педагогических коллективов и учащихся к видам музейной и краеведческой деятельности, появлению содержательных образовательных программ, насыщенных этнокультурной тематикой. В планах воспитательной работы регулярно включаются экскурсионные формы взаимодействий с краеведческими музеями, причем не только местности, где находится та или иная профессиональная организация, но и соседних территорий Московской области.
Современный облик народной культуры и ее состояние остаются пока предметом изучения исследователей, практики же находятся в позиции пассивности. Как отмечает Стрельцова Е.Ю. «число «белых пятен» по этой проблематике все еще остается довольно большим. К ним, несомненно, относятся многочисленные вопросы, связанные с изучением самой науки о народном творчестве, ее становлении, развитии, основных закономерностях и условиях успешного формирования» [5].
Проблемой выступает понимание и интерпретация педагогическими коллективами сущности и содержания современной народной культуры, определении ее черт, характера, признаков, видов и жанров, оформление и использование в практике дополнительного образования подростков в системе данной ступени образования, имеющей свои особенности Для этого потребуется не просто знания, но и педагогическое мастерство. Оно проявляется в нахождении таких форм, методов, эмоциональных выражений, которые рождают искру в сознании учащихся, позволяют появиться мотивации «хочу это знать, хочу это сделать».
Таким образом, мы сталкиваемся с такими проблемами, присутствующими в этнопедагогической практике, как:
– недостаточность понимания, определения педагогами черт и особенностей содержания традиционной и современной народной культуры;
– невысокий уровень умения тиражирования этого понимания в среду учащихся для осознания и использования ее этнокультурного потенциала в личностной жизни и жизни социума;
– слабость в переработке учащимися исторических основ народной культуры и создание ее новых видов и образцов.
В рамках проводимого исследования обучающимся профессиональных образовательных организаций Московской области было предложено анкетирование. На один из заданных вопросов «Как Вы ощущаете себя сопричастным к Вашей национальности и ее культуре» учащиеся коллективов дополнительного образования (84 чел., 100 %) ответили следующим образом: «никак не ощущаю» – 31 чел., (36,9 %), «знаю, что я русский (украинец, белорусс, татарин, чуваш и др.), но культуру народа знаю плохо» – 48 чел. (57,1 %), «люблю свой народ и поддерживаю его культуру» – 5 чел., (6 %). Результаты получились не утешительные. На вопрос «Что Вы предпринимаете, чтобы глубже познать культуру народа, к которому Вы принадлежите?» учащиеся ответили так: «надо изучать традиции народа и их внедрять в жизнедеятельность своей семьи» – 63 чел. (75 %), «не стоит ее изучать, так как мы современные урбанизированные люди» – 17 чел. (20 %), «не знаю, как развивать в себе этническую культуру» – 4 чел. (5 %). Ответы свидетельствуют о наличии мотивации у обучающихся к познанию и развитию в себе элементов этнокультуры. Задача педагогов – поддерживать эту мотивацию научить подростков и молодежь впитывать ее элементы и транслировать полученные знания, умения в среду профессиональной организации и социума.
Таким образом, основываясь на общепедагогических и этнопедагогических принципах (природосообразности, уникальности, интеграции, тиражируемости, сохранения, развития и дополнения, современности), дополнительное образование становится помощником, партнером системы профессионального образования в обучении и воспитании, развитии основ этнической культуры молодых граждан, способных отражать совокупность компетенций в профессиональной и социальной деятельности. Проведенное исследование дало возможность определить средства, которыми располагает система дополнительного образования в профессиональных образовательных организациях Московской области, методические подходы к реализации программ, получить статистические и качественные срезы, данные которых подлежат дальнейшему изучению проблемы, позволят технологически обеспечить совершенствование ее потенциала.