Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ETHNOCULTURAL POTENTIAL OF ADDITIONAL EDUCATION IN STATE EDUCATIONAL PROFESSIONAL ORGANIZATIONS MOSCOW REGION

Mozdokova J.S. 1
1 Regional Center of additional education and patriotic education of children and youth
2372 KB
The analysis of potential ethno-cultural component in education, additional professional educational organizations of Moscow region. It took into account the following characteristics, as manifested in the work of the teaching staff and behaviour of students: the elements of availability and use of cultural heritage (tangible, intangible), psychological involvement of learners in ethnic groups and their cultures, the presence of subjects – carriers and translators of ethnic cultures, motivating students to ethnic and cultural activities. Define the levels of ethno-cultural capacities, functions, and principles of ethno-cultural pedagogical activities in the secondary education professional educational organizations of Moscow region. The role of additional education in the development of the ethnocultural identity of students.
ethnic and cultural potential
additional education
and state professional educational organizations
education

Цель исследования – выявление этнокультурного потенциала дополнительного образования в профессиональных образовательных организациях Московской области. Методы исследования – включенное наблюдение, анкетирование, опросы, анализ конкурных материалов. Результаты исследования – теоретическое обобщение принципов педагогической деятельности, реализация функций энокультурного потенциала в практике дополнительного образования в профессиональных образовательных организациях Московской области. Обсуждение результатов на педагогических советах профессиональных образовательных организаций, научно-практических конференциях, организуемых Министерством образования Московской области в период 2013–2015 гг. Выводы – профессиональные образовательные организации Московской области обладают средним уровнем этнокультурного потенциала в дополнительном образовании, реализуемом в отношении учащихся.

Процесс реформирования системы современного образования, так или иначе, отражается на всех субъектах учебно-воспитательной деятельности. Одним из таких субъектов является система государственных профессиональных образовательных организаций, которые до недавнего времени представляли ступень начального и среднего профессионального образования. Данные организации порой становятся единственными не только в направлении профессиональной подготовки молодых людей, получающих рабочие профессии, но в их воспитании. Как показывает практика, эти учреждения уместно рассматривать действенным, определяющим и результативным институтом профессионального становления, воспитательного воздействия, формирования и развития социальных свойств и личностных качеств и будущего молодого работника и члена социума.

В современное профессиональное образование активно внедряется компетентностный подход к подготовке молодых кадров. Это качество формируется в общекультурных и профессиональных блоках дисциплин, дополняемых видами и формами внеучебной деятельности учащихся и педагогического коллектива, с привлечением ресурсов родителей и социума.

Специальным видом внеурочной деятельности является дополнительное образование, отличающееся от разовых мероприятий регулярностью и направленностью разностороннего обучения, организованного для удовлетворения духовных, творческих потребностей обучающихся. В системе этого вида образования пока еще недостаточно коллективов, объединений, кружков, ориентированных на повышение этнокультурного образования молодежи. Основываясь на возрастных, социальных, этнических особенностях учащихся, в обозначенной системе профессионального образования реализуются программы в рамках традиционных направлений (военно-патриотический, нравственно-духовный, естественно-научный, творческий и др.). Но, проблемы формирования толерантных межнациональных отношений, в большинстве случаев, остаются за границами внимания педагогических коллективов, или имеют зачаточную степень развития. Анализ, проведенный нами в 126 государственных профессиональных образовательных организациях Московской области и 4 высших образовательных учреждениях (Дубна, Коломна, Орехово-Зуево, Мытищи), показал, что лишь в 12 % имеют направление этнокультурного воспитания обучающихся.

В концепции воспитания жизнеспособного поколения отмечается: «Национальное чувство россиянина – это любовь к историческому облику и творчеству российской нации, вера в ее духовное призвание, воля к ее творческому расцвету; это система поступков, вытекающих из этой любви, веры и воли, страстное желание ей служить, утверждая ее равноправное место и роль среди других наций мира» [3]. Достижению обозначенных целей может способствовать дополнительное образование, осуществляемое с обучающимися в государственных профессиональных образовательных организациях, энтокультурный потенциал которых до конца еще не изучен.

Принято считать, что в систему профессионального образования среднего специального звена подготовки идут подростки, чей социальный, образовательный, общекультурный уровень недостаточен, чтобы продолжать обучение в школе, которая предъявляет все более высокие требования к содержанию программ обучения, их освоению и к самим учащимся. Как отмечают педагоги и сотрудники профессиональных образовательных организаций, это соответствует действительности (97 %). Поступившие подростки и молодые люди имеют низкий уровень мотивации к обучению, искаженную систему ценностей, проявления девиации, отсутствие конкретных интересов и целей жизнедеятельности. Поэтому, с одной стороны, таких учащихся довольно сложно привлечь к участию в дополнительном образовании, с другой стороны, именно они остро нуждаются в нем, как средстве коррекции проявлений педагогической запущенности, в том числе в направлениях межкультурных, межэтнических отношений.

Основа для получения знаний о содержании основных понятий, традиций, ценностей культуры народов, истории развития межкультурных и межэтнических отношений формируется в условиях работы кружковых, досуговых, спортивных, общественных объединениях училищ, колледжей, лицеев.

Анализируя планы воспитательной работы государственных профессиональных образовательных организаций Московской области на протяжении 3 лет, автором выявлен компонент этнокультурного вектора в учебно-воспитательной работе педагогических коллективов с учащимися. Он начинает реализовываться еще на этапе планирования, переходя в практическое воплощение в праздничных, игровых программах, конкурсах и других формах. Например, проведение общеучилищных мероприятий с использованием форм встреч (с Клинскими краеведами «Клинская земля, гордимся мы историей твоей»), лекций по основам этнической и православной культуры, библиотечных уроков «История письменности у различных народов», воспитательные часы, посвященные тематике создания и развития территории Московской области «Моя родная земля – Подмосковье», конкурсов рисунков, плакатов «Национальные костюмы народов бывшего СССР» и другие.

Что же такое – этнокомпонент в воспитании подростков и молодежи и какова его роль? Этнокомпонент представляет собой содержание обучения и воспитания, в содержании которого происходит погружение учащихся в мир русской культуры через краеведческий материал, язык, обычаи и традиции быта [1]. Нами обозначены некоторые элементы этнокультурного потенциала – наличие и использование в обучении и воспитании культурного наследия (материального, нематериального), осознание сопричастности обучающихся к этносам и их культурам, наличие субъектов – носителей и трансляторов этнокультур, мотивация обучающихся к этнокультурной деятельности и другие. Компоненты, составляющие структуру этнокультурного потенциала, выполняют определенные педагогические функции: развивающую, социализирующую, информационную, образовательную, реабилитационную, коммуникативную и другие. Реализация функций позволяет намного шире представлять тематический охват в профессиональном и дополнительном образовании подростков и молодежи, демонстрировать и изучать уникальность культуры каждого этноса, создавать программы развития толерантности в отношении представителей этнических культур, использование знаний, результатов этнопедагогической деятельности в решение проблем создания и сохранения не только комфортного, толерантного корпоративного климата, но и трансляцию его в пространство социума.

Способами развития межкультурной грамотности и толерантности выступают: использование элементов этнической идентичности (кулинарной, религиозной, языковой, семиотической и т.д.) в межсубъектных, межгрупповых контактах, демонстрация образцов отношений в межнациональных семьях, развитии территориальных связей, создание позитивного имиджа в отношении этносов и их культур. Мы не ограничиваемся совокупностью этносов, которые наполняют территорию России, поскольку современные реалии выдвигают требования глобального характера (усиление миграции народов, развитие межгосударственных связей и др.).

Одной из задач государственных профессиональных образовательных организаций Московской области в дополнительном образовании подростков и молодежи является повышение самосознания молодых людей в отношении региона их места проживания, который насыщен историко-культурным потенциалом, этническим своеобразием и его проявлением. Отрадно, что в мероприятиях, проводимых в государственных профессиональных образовательных организаций Московской области, активно используется этот потенциал. Например, проведение экскурсий (в том числе виртуальных) по святыням и примечательным местам Клинской земли, экскурсии в городской краеведческий музей, книжная выставка «Моя Родина – Россия», праздник масленицы, классные часы «Долгопрудному – 55 лет», психологическая игра «Планета толерантности», встреча-тренинг «Азбука толерантности» на тему «Позволь другим быть другими», день открытых дверей с участием ветеранов ВОВ конкурс хорового пения «Гимн России», День знаний «Уроки родного края», «Мой город Королев в космос устремлённый», классный час на тему «21 сентября 1380 г. день победы русских полков под командованием Великого князя Дмитрия Донского над монголо-татарами в Куликовской битве», литературная гостиная «200 лет со дня основания Царскосельского лицея», народно-творческие ярмарки и многие другие, в которых использованы знания народов в отраслях жизнедеятельности социума.

Авторы Паникарова С.В. и Анжиганова Л.В. выделяют также такие «функции этнокультурного потенциала: системообразующая (дополняя друг друга, структурные элементы этнокультурного потенциала связаны и взаимозависимы); интегрирующая (создается целостное региональное сообщество, поликультурность способствует возникновению синергетического эффекта); распределяющая (информация и знание передаются и приносят выгоды носителям); инновационная (формируются неотрадиционалистские формы социокультурной деятельности, привлекательные для различных групп потребителей (акторов национального возрождения и туристов своей «новизной»)» [8]. С ними можно согласиться и рекомендовать к учету в дополнительном образовании подростков и молодежи.

Основа культурной идентичности личности учащегося проявляется в ее принятии, соотнесении себя как представителя того или иного народа, этногруппы, в которой он родился, воспитывался в ее культуре, элементы которой он впитывает через свое сознание, наблюдение за укладом жизни этносоциума, путем участия в праздничных действах, обрядах, ритуалах, осваивая и развивая речевые конструкции родного языка в условиях профессионального обучения и его среды.

Ориентация на гламурный образ жизни, ее технократизация, урбанизация, отсутствие единой национальной системы ценностей погружают подрастающее поколение в пространство масскультуры, уводя познавательные интересы и потребности молодого человека далеко от истинно народных духовных и материальных ценностей, заставляя «глотать» низкопробные, дешевые и примитивные продукты шоу-бизнеса, моды, макулатурной литературы, пропагандирующие насилие, разврат, приоритет материального благополучия, неуважение к законам.

Этническая культура – это не обращение к лаптям, хороводам и пословицам. Она имеет историческое лицо, которое очевидно проявляется в жанрах, стилях, атрибутике. Но совершенно скрыт ее современный образ. Тем не менее, он существует и, в первую очередь, в системе дополнительного образования. Задача дополнительного образования в системе профессиональных образовательных организаций – помощь учащимся, будущим профессионалам и членам социума, определиться в жизненном поиске, соотнести себя с культурой этноса и территории проживания. Помощником в этом является педагог – руководитель кружка, творческого или спортивного объединения, технической секции. Учитывая специфику дополнительного образования, где пока нет образовательного стандарта, но есть четко очерченные реализуемые социально-культурные цели, есть тематическая свобода, выбор действий, средств, форм, методик, программ. Сегодня наиболее остро стоит задача – в условиях активной миграции народов предоставить подросткам и молодым людям возможность погрузиться в интереснейший мир культуры своего народа, понять и по достоинству оценить его. Иначе теряются корни народной культуры в сознании растущей личности. Такие печальные примеры уже имеются. Так, по результатам опроса молодых людей, обучающихся в системе высшего профессионального образования, отмечено, что 17 % представителей национальных групп (буряты, калмыки, чуваши, тывинцы и др.) не знают национального языка, традиций, обычаев, ценностей своего народа, что, к сожалению, мотивируется родителями, которые не видят необходимости в наличии этих знаний).

Проводя мониторинговое исследование в одной из профессиональных организаций Московской области, мы определили, что среди коллективов дополнительного образования особой популярностью пользуются музыкально ориентированные (вокальные, танцевальные, инструментальные), а также прикладные (лозоплетение, театры моды с этническими элементами, корнепластика, поисковые). Но не хватает, по мнению учащихся, коллективов двигательной направленности (например, игровой деятельности – русских народных игр).

Изучая вектор развития направлений краеведения в профессиональных организациях, который напрямую или косвенно затрагивает этнокультурную тематику, мы отметили медленный, но устойчивый рост интереса педагогических коллективов и учащихся к видам музейной и краеведческой деятельности, появлению содержательных образовательных программ, насыщенных этнокультурной тематикой. В планах воспитательной работы регулярно включаются экскурсионные формы взаимодействий с краеведческими музеями, причем не только местности, где находится та или иная профессиональная организация, но и соседних территорий Московской области.

Современный облик народной культуры и ее состояние остаются пока предметом изучения исследователей, практики же находятся в позиции пассивности. Как отмечает Стрельцова Е.Ю. «число «белых пятен» по этой проблематике все еще остается довольно большим. К ним, несомненно, относятся многочисленные вопросы, связанные с изучением самой науки о народном творчестве, ее становлении, развитии, основных закономерностях и условиях успешного формирования» [5].

Проблемой выступает понимание и интерпретация педагогическими коллективами сущности и содержания современной народной культуры, определении ее черт, характера, признаков, видов и жанров, оформление и использование в практике дополнительного образования подростков в системе данной ступени образования, имеющей свои особенности Для этого потребуется не просто знания, но и педагогическое мастерство. Оно проявляется в нахождении таких форм, методов, эмоциональных выражений, которые рождают искру в сознании учащихся, позволяют появиться мотивации «хочу это знать, хочу это сделать».

Таким образом, мы сталкиваемся с такими проблемами, присутствующими в этнопедагогической практике, как:

– недостаточность понимания, определения педагогами черт и особенностей содержания традиционной и современной народной культуры;

– невысокий уровень умения тиражирования этого понимания в среду учащихся для осознания и использования ее этнокультурного потенциала в личностной жизни и жизни социума;

– слабость в переработке учащимися исторических основ народной культуры и создание ее новых видов и образцов.

В рамках проводимого исследования обучающимся профессиональных образовательных организаций Московской области было предложено анкетирование. На один из заданных вопросов «Как Вы ощущаете себя сопричастным к Вашей национальности и ее культуре» учащиеся коллективов дополнительного образования (84 чел., 100 %) ответили следующим образом: «никак не ощущаю» – 31 чел., (36,9 %), «знаю, что я русский (украинец, белорусс, татарин, чуваш и др.), но культуру народа знаю плохо» – 48 чел. (57,1 %), «люблю свой народ и поддерживаю его культуру» – 5 чел., (6 %). Результаты получились не утешительные. На вопрос «Что Вы предпринимаете, чтобы глубже познать культуру народа, к которому Вы принадлежите?» учащиеся ответили так: «надо изучать традиции народа и их внедрять в жизнедеятельность своей семьи» – 63 чел. (75 %), «не стоит ее изучать, так как мы современные урбанизированные люди» – 17 чел. (20 %), «не знаю, как развивать в себе этническую культуру» – 4 чел. (5 %). Ответы свидетельствуют о наличии мотивации у обучающихся к познанию и развитию в себе элементов этнокультуры. Задача педагогов – поддерживать эту мотивацию научить подростков и молодежь впитывать ее элементы и транслировать полученные знания, умения в среду профессиональной организации и социума.

Таким образом, основываясь на общепедагогических и этнопедагогических принципах (природосообразности, уникальности, интеграции, тиражируемости, сохранения, развития и дополнения, современности), дополнительное образование становится помощником, партнером системы профессионального образования в обучении и воспитании, развитии основ этнической культуры молодых граждан, способных отражать совокупность компетенций в профессиональной и социальной деятельности. Проведенное исследование дало возможность определить средства, которыми располагает система дополнительного образования в профессиональных образовательных организациях Московской области, методические подходы к реализации программ, получить статистические и качественные срезы, данные которых подлежат дальнейшему изучению проблемы, позволят технологически обеспечить совершенствование ее потенциала.