В настоящее время российское образование переживает очередной период своей модернизации. Во многом этот процесс вполне закономерный. Меняется общество, должна меняться и школа. Современный мир и жизнь в нем становятся все менее стабильными, все более непредсказуемыми. Разумеется, школа, и прежде всего, общеобразовательная, должна уметь дать свой адекватный ответ на все эти вызовы. А это, как известно, невозможно без участия учителя, его активной профессиональной позиции как значимого субъекта образования.
Изменение российского общества и российского образования неизбежно ставят на повестку дня вопросы о новом формате профессионализма учителя, содержании его педагогической компетентности, созвучной с требованиями «нового» времени. Подобного рода вопросы актуальны как для педагогического вуза, осуществляющего профессиональную подготовку учителя («Какого учителя должен готовить педагогический вуз?») и администрации школы («Какой учитель должен работать в современной школе?»; «Какой педагог необходим современным ученикам?»), так и для самих учеников («У какого учителя они с удовольствием будут учиться?»).
Часто приходится сталкиваться с мнением, что быть учителем – это призвание, которое должно стать смыслом жизни для данного профессионала; это в каком-то смысле служение, и потому учитель должен самоотверженно нести свою миссию. Однако ни для кого не секрет, что в нашей системе образования всегда были и по-прежнему остаются случайные люди, далекие от педагогики, как правило, неспособные или не сумевшие реализоваться в других видах деятельности, выбирающие профессию учителя от безысходности, что, по образному выражению Л.С. Выготского, превратило отечественную школу в гавань для разбитых жизнью кораблей [2]. Разумеется, что такой поломанный жизнью человек вряд ли сможет способствовать развитию учащихся, их личностному росту, вряд ли станет достойным примером для своих учеников.
Существует много мнений относительно того, каким должен быть настоящий учитель. Неоднократно в психолого-педагогической науке предпринимались попытки составить профессиограмму школьного педагога [1; 3; 4; 5 и др.]. И все же, на наш взгляд, не менее важно то, какие ожидания относительно учителя выстраивают сами ученики, у какого педагога они хотят учиться, поскольку их представления, в конечном счете, также оказывают существенную роль на итоговые результаты образования.
С учетом изложенного выше, нами было организовано и проведено эмпирическое исследование, целью которого стало изучение представлений об идеальном учителе учащихся младших и старших классов ряда общеобразовательных школ города Нижний Новгород и Нижегородской области.
Заметим, что в нашем исследовании в качестве организационного использовались сравнительный метод, позволивший сопоставить содержательные характеристики образа идеального учителя у детей младшего школьного возраста и старшеклассников, а также лонгитюдный метод, позволивший проследить динамику представлений учащихся на протяжении двух лет от 3 к 4 и от 10 к 11 классам. При этом в исследования ставились и решались следующие задачи:
1) выявить основные характеристики образа идеального учителя, по мнению младших школьников, и возможные изменения их взглядов в этом плане в течение третьего и четвертого года обучения;
2) выявить основные характеристики образа идеального учителя, по мнению старшеклассников, и возможные изменения их взглядов в этом плане в течение десятого и одиннадцатого года обучения;
3) составить обобщенные социально-психологические портреты идеального учителя, с точки зрения учащихся 3–4 классов и учащихся 10–11 классов, и осуществить их сравнительный анализ.
При сборе данных нами был использован следующий методический инструментарий: в работе с детьми младшего школьного возраста – рисуночная методика «Идеальный учитель», а также вербальные методики – два эссе на темы «Идеальный учитель» и «Мой учитель»; в работе со старшеклассниками – те же два эссе на аналогичные темы. Достоверность различий в содержательных аспектах образа идеального учителя, конструируемого испытуемыми разных групп, определялась с помощью критерия углового преобразования Фишера.
В нашем исследовании принимали участие 120 учащихся, из них: 60 младших школьников и 60 старшеклассников.
Результаты исследования и их обсуждение
Согласно данным, полученным с помощью рисуночных методик «Идеальный учитель» и «Мой учитель» на момент обучения детей в 3 классе, абсолютное большинство младших школьников (70 % испытуемых) в качестве идеального учителя видели своего реального педагога. В то же время 13 % третьеклассников считали идеальным учителем свою маму, еще 13 % воспринимали в качестве идеального учителя своего отца и, наконец, 4 % учащихся относили к идеальному учителю телезвезду, в частности, Анжелину Джоли. Однако далее – в 4 классе ситуация резко меняется. Так, своего реального учителя считают идеальным теперь уже только 33 % учащихся, тогда как все остальные предлагают в качестве идеального педагога другие кандидатуры: своей матери – 31 % испытуемых, своего отца – 30 % испытуемых, а еще 6 % детей – какую-либо знаменитую медийную личность, например, Александра Пушного (ведущего телепрограммы «Галилео» на канале СТС).
Согласно данным, полученным с помощью вербальных методик – эссе на темы «Идеальный учитель» и «Мой учитель», как в 3, так и в 4 классе, по мнению учащихся, идеальный учитель должен, в первую очередь, обладать такими личностными качествами, как аккуратность, требовательность, доброжелательность, справедливость, вежливость, отзывчивость, внимательность и сдержанность. Кроме того, согласно точке зрения учащихся начальной школы, идеальный учитель должен обязательно иметь профессиональную компетентность, под которой младшие школьники понимают умение доступно излагать новую информацию и объяснять учебный материал, глубокое знание своего предмета, способность увлекать его содержанием. Также, по словам детей – учащихся начальной школы, для идеального учителя должны быть характерны любовь и уважение к ученикам, отсутствие среди них любимчиков; они ждут от такого учителя внимания, заботы, поддержки в трудную минуту и к тому же воспринимают его, как пример для подражания.
Обобщенные данные относительно характеристик образа идеального учителя в представлениях учащихся начальных классов нашли свое отражение в табл. 1.
Таблица 1
Представления младших школьников об идеальном учителе
Характеристики |
Учащиеся 3 класса |
Учащиеся 4 класса |
Критерий Фишера (φ*) |
|||
Кол. |
% |
Кол. |
% |
|||
Внешние данные |
13 |
14,3 |
10 |
9,7 |
1,00 |
|
Личностные качества |
Отношение к другим |
14 |
15,4 |
19 |
18,4 |
0,56 |
Отношение к себе |
2 |
2,2 |
5 |
4,8 |
1,00 |
|
Отношение к делу |
13 |
14,3 |
11 |
10,7 |
0,77 |
|
Профессиональные качества |
Педагогический такт |
14 |
15,4 |
21 |
20,4 |
0,91 |
Владение материалом |
13 |
14,3 |
16 |
15,6 |
0,25 |
|
Методика обучения |
17 |
18,6 |
15 |
14,6 |
0,76 |
|
Личностный рост |
5 |
5,5 |
6 |
5,8 |
0,09 |
Из табл. 1 можно видеть, что к концу обучения в начальной школе у детей несколько меняются акценты описания идеального учителя, а именно: снижается доля упоминаний о внешности, реже встречаются личностные качества, имеющие отношение к делу, а также характеристики профессиональной компетентности, связанные с методикой обучения, и, напротив, немного увеличивается количество личностных качеств, связанных с отношением к другим (прежде всего, ученикам) и профессиональных качеств, иллюстрирующих педагогический такт и владение учебным материалом. При этом по-прежнему незначительное место отводится характеристикам, связанным с личностным ростом учителя и его качествами, касающимися отношения к себе. Однако достоверно значимые различия в содержании представлений учащихся 3 и 4 класса отсутствуют, что позволяет нам говорить в целом о схожих образах идеального учителя, конструируемых третьеклассниками и четвероклассниками, т.е. динамика представлений младших школьников оказывается незначительной.
Как показало наше исследование, для абсолютного большинства учащихся начальных классов идеальным учителем является их реальный учитель, в образе которого, как в 3, так и в 4 классе, дети обычно отмечали следующие характеристики: доброта, веселое настроение, чувство юмора, спокойствие и т.п., а внешне описывали как красивого, аккуратного, модного. В плане профессиональной компетентности своего реального учителя звучали упоминания учащихся о его умении интересно рассказывать и вести урок, доступно объяснять, предъявлять ко всем учащимся одинаковые требования, радоваться достижениям и успехам своих учеников. При этом для многих детей их учитель – «это человек, которому можно посвятить все свои тайны, радости и неприятности». Поэтому, мы считаем, не случайным тот факт, что именно своему учителю младшие школьники – участники нашего исследования посвящают такие строки: «Больше всего на идеального учителя похожа моя учительница. Она очень хорошая, добрая, красивая. Она многому нас научила. Она интересно рассказывает и все понятно объясняет»; «Мой учитель – это вторая мама. Она всегда интересуется нашими делами; помогает в трудную минуту и не забывает хвалить»; «…она помогла нашему классу стать большими друзьями. Я очень люблю нашу учительницу, и хочу быть на нее похожей…» и др.
Далее обратимся к результатам описания образа идеального учителя, представленного в текстах эссе старшеклассников.
Прежде всего, необходимо отметить, что наряду с характеристиками, встречающимися при создании образа идеального учителя у детей младшего школьного возраста, в системе представлений об идеальном учителе учащихся старших классов появляются новые характеристики, среди которых: пол, возраст, интеллект и эрудиция, ценности и общая жизненная позиция. Так, к примеру, 11,7 % старшеклассников подчеркнули, что идеальным учителем является мужчина, а 21,7 % старшеклассников таковой называют женщину. 18,3 % испытуемых определяют возраст идеального учителя до 30 лет, а для 33,3 % испытуемых возраст идеального учителя – от 30 до 40 лет. При этом, по мнению большинства старшеклассников, в плане личностных качеств идеальный педагог – это добрый, умный и даже остроумный человек с широкой эрудицией и чувством юмора, честный, справедливый, порядочный, трудолюбивый и ответственный, который всегда сдержан, терпелив, имеет чувство собственного достоинства и в то же время может быть принципиальным, строгим и требовательным. В плане своей профессиональной компетентности идеальный учитель обязательно умеет поддержать ребенка, заинтересовать его учебной деятельностью и своим предметом, найти подход к каждому ученику и каждой ученице; он с интересом и доступно излагает материал, всесторонне знает свой предмет, уважает мнения и чувства своих подопечных и при этом служит всем детям достойным образцом для подражания. Жизненная позиция такого человека всегда активна и позитивна, он нацелен на личностный рост и самосовершенствование, интеллектуальное развитие, всегда готов к сотрудничеству и стремится руководствоваться принципом «не навреди». В свою очередь в числе ценностей идеального учителя – человек как таковой, его личность и уникальность, служение людям и профессионализм.
Приведем несколько примеров.
«Мне кажется, в учителя должны идти лучшие, а не худшие. Учитель для учеников должен быть что-то вроде путеводной звезды. Он сам должен излучать свет и освещать им путь молодым. Он – Человек с большой буквы. Обязательно порядочный, толерантный, не унижающий учеников. На мой взгляд, это главное. Ну и, конечно же, знание своего предмета, умение донести его, заинтересовать»; «Идеальный учитель – идеален во многом. Он достойно ведет себя, ответственно относится к своему труду. Не требует от учеников того, чем не обладает сам. Во всем показывает пример. Он талантливый преподаватель, у него интересно учиться. Он много знает и умеет научить любого. Идеальный учитель обязательно тактичный человек» и др.
Обобщенный социально-психологический портрет идеального учителя, с точки зрения учащихся 10–11 классов, нашел свое отражение в табл. 2.
Таблица 2
Представления старшеклассников об идеальном учителе
Характеристики |
Учащиеся 10 класса |
Учащиеся 11 класса |
Критерий Фишера (φ*) |
|||
Кол. |
% |
Кол. |
% |
|||
Пол |
11 |
5,3 |
9 |
4,1 |
0,59 |
|
Возраст |
14 |
6,8 |
17 |
7,8 |
0,39 |
|
Внешние данные |
8 |
3,9 |
11 |
5,1 |
0,60 |
|
Личностные качества |
Отношение к другим |
27 |
13,1 |
26 |
12,0 |
0,35 |
Отношение к себе |
13 |
6,3 |
16 |
7,4 |
0,45 |
|
Отношение к делу |
19 |
9,2 |
22 |
10,1 |
0,32 |
|
Интеллект и эрудиция |
14 |
6,8 |
11 |
5,1 |
0,74 |
|
Профессиональные качества |
Педагогический такт |
22 |
10,7 |
27 |
12,4 |
0,55 |
Владение материалом |
19 |
9,2 |
16 |
7,4 |
0,67 |
|
Методика обучения |
21 |
10,3 |
24 |
11,1 |
0,27 |
|
Личностный рост |
16 |
7,8 |
17 |
7,8 |
0 |
|
Ценности |
11 |
5,3 |
13 |
6,0 |
0,31 |
|
Жизненная позиция |
11 |
5,3 |
8 |
3,7 |
0,80 |
Таблица 3
Специфика представлений об идеальном учителе учеников младших и старших классов
Характеристики |
Учащиеся младших классов |
Учащиеся старших классов |
Критерий Фишера (φ*) |
|||
Кол. |
% |
Кол. |
% |
|||
Пол |
– |
– |
20 |
4,7 |
5,03 (р ≤ 0,01) |
|
Возраст |
– |
– |
31 |
7,3 |
6,30 (р ≤ 0,01) |
|
Внешние данные |
23 |
11,9 |
19 |
4,5 |
3,17 (р ≤ 0,01) |
|
Личностные качества |
Отношение к другим |
33 |
17,0 |
53 |
12,5 |
1,46 |
Отношение к себе |
7 |
3,6 |
29 |
6,9 |
1,73 (р ≤ 0,05) |
|
Отношение к делу |
24 |
12,4 |
41 |
9,7 |
1,00 |
|
Интеллект и эрудиция |
– |
– |
25 |
5,9 |
5,65 (р ≤ 0,01) |
|
Профессиональные качества |
Педагогический такт |
35 |
18,0 |
49 |
11,6 |
2,08 (р ≤ 0,05) |
Владение материалом |
29 |
14,9 |
35 |
8,3 |
2,40 (р ≤ 0,01) |
|
Методика обучения |
32 |
16,5 |
45 |
10,6 |
2,00 (р ≤ 0,05) |
|
Личностный рост |
11 |
5,7 |
33 |
7,8 |
0,97 |
|
Ценности |
– |
– |
24 |
5,7 |
5,54 (р ≤ 0,01) |
|
Жизненная позиция |
– |
– |
19 |
4,5 |
4,92 (р ≤ 0,01) |
В целом, как видно из табл. 2, судя по полученным нами данным, содержание представлений об идеальном учителе при переходе от 10 к 11 классу у учащихся мало меняется, поскольку достоверно значимые различия отсутствуют. Можно заметить только некоторые слабо выраженные тенденции, а именно: с одной стороны, несущественное увеличение характеристик возраста, внешности, личностных качеств, связанных с отношением к себе и к делу, профессиональных качеств, касающихся педагогического такта и методики обучения, а также ценностей идеального учителя, и, с другой стороны, незначительное уменьшение характеристик пола, личностных качеств, связанных с отношением к другим людям, интеллектуальным развитием и эрудицией педагога, профессиональных качеств, отражающих степень владения учебным материалом, и общей жизненной позиции идеального учителя. В то же время нельзя не отметить, что, к сожалению, в старших классах уже только немногие испытуемые посчитали идеальным кого-то из своих учителей (20 % десятиклассников и 13,3 % учащихся 11 класса). Мы полагаем, что этот факт может, так или иначе, свидетельствовать не только и не столько о разочаровании старшеклассников в своих реальных педагогах, сколько о повышении их требований к образу идеального учителя как такового.
На последнем этапе исследования мы осуществляли сравнительный анализ обобщенных социально-психологических портретов идеального учителя, с точки зрения учащихся начальных классов и старшеклассников, результаты которого зафиксированы в табл. 3.
Сопоставив содержательные аспекты образа идеального учителя, созданного младшими школьниками и старшеклассниками, мы обнаружили ряд принципиальных различий, которые свидетельствуют о повышении для учащихся по мере их взросления степени значимости личностных качеств педагога, отражающих отношение к себе, интеллект и эрудицию, его ценностей и общей жизненной позиции, и, напротив, снижение степени значимости внешних данных и таких профессиональных качеств учителя, как владение материалом и методика обучения. Иными словами, опыт обучения в школе приводит к смещению акцентов с восприятия учащимися учителя как профессионала к восприятию учителя как личности и человека.
Заключение
Таким образом, выполненное нами исследование позволяет сформулировать вывод о том, что в представлениях современных учеников образ идеального учителя в основном наделяется традиционными характеристиками, исходящими из специфики его профессиональной деятельности. Однако по мере взросления учащихся этот образ существенно обогащается, расширяется и в нем несколько меняются приоритеты (с характеристик учителя как профессионала на его характеристики как личности), что служит отражением специфики тех ожиданий, которые связывают с учителем учащиеся младших и старших классов.