Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

PREPARATION OF FUTURE SOCIAL TEACHERS TO ANALYSIS OF THE SOCIAL-PEDAGOGICAL PHENOMENA

Ulyanova I.V. 1 Alpatova O.B. 1
1 VPO the «Moscow university of Ministry of internal affairs of Russian Federation of the name of V.Ya. Kikotya»
2402 KB
Stated in the Federal state educational standard of higher professional education in the direction of training (specialty) 050407 Pedagogy and psychology of deviant behavior requirements for the graduate educational institution of higher professional education require teachers rethinking the global nature of the approach to the pedagogical process. In particular, referring to such professional competence of future social pedagogues, as the analysis of the socio-pedagogical phenomena, it is necessary to facilitate the acquisition by students of sustainable knowledge of the conceptual apparatus of the subject being studied, socio-pedagogical and psychological norms of personality development in certain conditions, the ability to Refine a process, phenomenon, dismembering their integrity with subsequent synthesis. It is important to actualize organizational-stimulating function of the activity of teachers and students/trainees to assist in the realization of introspection, targeting the development of mental operations. Given the underdeveloped skills of most students in analytical activity even at the level of text analysis, the first phase of training in educational institution of higher professional education should duplicate actual species, forms of activity with the purpose of formation and development of key competences (communicative, linguistic, cultural), using documentary and literary texts of socio-pedagogical perspective. Further, by expanding the range of learning tools: subjective experience, documentaries and feature films, real-life events with social and pedagogical issues. Developed matrix analysis of the socio-pedagogical phenomenon in the educational process provides the opportunity to integrate the efforts of the teacher and students in research activities, ensuring the integrity of the intellectual and emotional space of interaction.
social teacher
professional competence
analysis of the socio-pedagogical phenomena
the range of learning tools

В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 050407 Педагогика и психология девиантного поведения (квалификация (степень) «специалист») (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г. N 2062) одной из ведущих профессиональных компетенций указана способность студента/курсанта – будущего социального педагога анализировать социально-педагогические явления, психолого-педагогические условия эффективности процесса воспитания, социализации и развития личности (профессиональная компетенция (ПК)-1). Для того чтобы данное качество было полноценно развито обучающимися к завершению процесса обучения в образовательной организации не только на уровне понимания, представления, но и устойчивых практических умений, навыков, творческой инициативы, необходимо разработать и планомерно воплощать в образовательном процессе определенную систему педагогической деятельности, которая изначально предполагает дуальность:

1) деятельность преподавателя;

2) деятельность обучающегося.

Несмотря на положение о том, что педагогический процесс – это способ организации учебно-воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников, где педагог – его организатор, – необходимо учитывать, что на некоторых его этапах происходит обоснованное векторное расслоение целостности. Так, в звеньях «цель», «принципы», содержание» наблюдается монолитность педагогического процесса, а в «методах», «средствах», «формах» педагог первично выполняет организаторско-стимулирующую функцию, студент/курсант – интроспективную, актуализируя, наряду с аналитическим опытом, собственные воспоминания, эмоции, переживания. То есть в некоторых ситуациях возможна несогласованность: педагог выступает в роли субъекта, а обучающиеся – призваны транслировать субъективность. Высшим уровнем проявления мастерства педагога станет достижение эмоционального единства в группе, когда стираются возрастные, статусные границы и сообщество поднимается на духовно-нравственный осмысления явления, проблемы в единстве разума и чувств.

Проблема анализа студентами/курсантами социально-педагогических явлений, психолого-педагогических условий эффективности процесса воспитания, социализации и развития личности в самом начале обучения может показаться малозначимой. В действительности, как показали наши исследования (выборка – 800 чел., 2010–2015 гг.), только 13–15 % студентов от общего числа в учебной группе обладают устойчивыми навыками анализа даже учебного текста: умеют формулировать главную мысль, определять тему, идею, выделять микротемы, оформлять план, – не говоря уже об анализе проблемной ситуации (преобладают наивные оценочные суждения типа: «это плохо», «мне не нравится», «так не должно быть» и т.п.). Данная статистика привела нас к пониманию того, что современные первокурсники массово нуждаются в дублировании многих актуальных видов, форм учебной деятельности с целью формирования и развития ключевых компетенций (коммуникативной, лингвистической, культуроведческой), которые должны были, но не сформировались в школе. Для такой развивающей работы вначале целесообразно использовать документальные и художественные тексты социально-педагогической проблематики (народные и авторские сказки, рассказы, повести, статьи). Далее осуществляется расширение диапазона обучающих средств, который поэтапно включает:

– субъектный опыт личности (случаи из собственной жизни, жизни родных и близких и проч.);

– документальные и художественные кинофильмы с социально-педагогической проблематикой;

– реальные события современности с социально-педагогической проблематикой.

Представленный выше алгоритм анализа социально-педагогического явления в образовательном процессе образовательной организации высшего профессионального образования дает возможность интегрировать усилия преподавателя и обучающихся в исследовательской деятельности, обеспечивая целостность интеллектуально-эмоционального пространства педагогического взаимодействия.

Помимо обеспечения технологии обучения анализу социально-педагогических явлений актуальными педагогическими средствами педагог должен определить аналитический потенциал обучающихся, диагностируя их мыслительные способности (как становится очевидным, высокие результаты ЕГЭ, благодаря которым студенты поступили в образовательные организации высшего профессионального образования, не являются гарантией высокого уровня развития мышления), что требует обращения к психологии. (В идеале, конечно, желаемо комплексное знакомство с личностью абитуриента до его зачисления на факультет).

В содержательном плане мышление разделяется на мыслительные операции, формы, виды и способы мышления. Анализ в системе мыслительных операций первичен, являясь основой для синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации, с помощью которых осуществляется проникновение в глубь проблемы, рассматриваются свойства составляющих эту проблему элементов, находится решение задачи. Все перечисленные операции взаимообусловлены, а анализ и синтез, как правило, всегда выступают в единстве. Потому, обращаясь к анализу социально-педагогического явления, психолого-педагогических условий эффективности процесса воспитания, социализации и развития личности в образовательном процессе, педагогу недостаточно исследовать отдельные стороны рассматриваемой проблемы – на определенном этапе их важно обобщить и перевести в организационную, прогностическую плоскости педагогической деятельности. В противном случае аналитический процесс социально-педагогической действительности окажется бессмысленным, не обретет педагогическую сущность. В логике данных размышлений возникает необходимость конкретизации сущности дефиниции «педагогика»: это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы педагогического процесса (образования как синтеза воспитания и обучения) как фактора и развития человека <в период детства – авт.> (у В.А. Сластенина – «на протяжении всей его жизни», что вступает в противоречие с семантикой самого понятия: термин «педагогика» образован от греческого слова «пайдагогос» («пайд» – дитя, «гогос» – веду). Детство понимается нами (здесь) в широком смысле, как период жизни подрастающего поколения и как период социальной несамостоятельности человека, его личностного развития, становления и формирования при активном содействии взрослых, охватывающий, как минимум, возраст от 1 года до 18 (22–23 лет в случае обучения в вузе), включая преддошкольное, дошкольное детства, младший, средний и старший школьный, студенческий возрасты) [7; 5].

Наряду с вышесказанным следует подчеркнуть: сам по себе анализ социально-педагогической ситуации, включенный в арсенал мыслительных операций обучающихся, также не может быть завершен как самостоятельный учебный акт. Его следует (может быть, в зависимости, от обстоятельств, хотя бы пунктирно) связать с формами мышлениями, т.е. «сопроводить» обучающихся от первичного уровня работы с научными понятиями до самостоятельных суждений, умозаключений, аналогий. В самом процессе учебно-научного анализа социально-педагогической ситуации педагог актуализирует не только теоретическое (абстрактно-логическое), но и наглядно-действенное, и наглядно-образное мышление, опираясь нередко на последние как вспомогательную ступень абстрактных обобщений. Как показала наша многолетняя практика подготовки социальных педагогов, в аналитическом процессе продуктивны индуктивный и дедуктивный способы мышления – во многом это обусловлено и спецификой учебной группы, и содержательными особенностями изучаемого материала, и сущностью педагогической задачи [4].

Возвращаясь к педагогике, обратим внимание на важность того, что анализ социально-педагогических явлений теснейшим образом связан с таким методом педагогического исследования, как наблюдение. По сути, включенное и невключенное наблюдение – это не просто фиксация, регистрация фактов, но глубокий и тонкий анализ системы любых отношений. В концепции формирования смысложизненных ориентаций личности (И.В. Ульянова) освоение будущими социальными педагогами метода наблюдения сопряжено с одновременным интроспективным процессом обучающегося, развитием им рефлексивной культуры, профессионально-личностным самоанализом [6]. Предполагается пролонгация данной деятельности. В образовательном процессе это совокупность следующих этапов:

1. Стимулирование самоанализа студентов/курсантов педагогом в период начала обучения на первом курсе (соответствующие вопросы в процессе лекций, специальные задания на семинарах, практикумах).

2. Совместная индивидуально-групповая деятельность обучающихся при корректирующей поддержке преподавателя в конце первого курса (например, выполнение творческого проекта «Взгляд в будущее: мой личностно-профессиональный образ»).

3. Самостоятельная аналитическая деятельность студента/курсанта в период дальнейшего обучения в образовательной организации высшего профессионального образования вплоть до его окончания (от скрытой формы до публичной – например, посредством участия в дискуссиях, диспутах и проч.).

4. Подготовка обучающихся к актуализации аналитической деятельности, включая самоанализ, в последующей жизни, после получения высшего образования.

Развивая дидактические идеи В.Ф. Шаталова, в том числе опорных конспектов (алгоритмических схем) [8], мы трансформируем их в процесс обучения социальных педагогов. Каждая общекультурная, профессиональная компетенция, которую осваивает студент/курсант, может быть обеспечена комплексом соответствующих алгоритмических схем, ориентировочных основ, матриц. Их использование в обучающей практической деятельности стимулирует развитие визуального восприятия, внимания, памяти личности, закрепляет аналитические умения и навыки.

Вариантом подобного опорного конспекта может служить и матрица анализа социально-педагогического явления в образовательном процессе:

1. Охарактеризовать реализуемый педагогический процесс (Что? Кто? Где? Когда? Почему? Каково соответствие действий и деятельности субъектов принципам гуманистической педагогики?).

2. Выявить социально-педагогическую проблему(ы) (Какие выявляются социально-педагогические нарушения? Конкретизировать несоответствия на основе знания социально-педагогической, психологической нормы).

3. Обозначить систему и подсистемы субъектов, включенных в социально-педагогическую проблему, оценить качество выполняемых ими функций.

4. Представить краткие характеристики субъектов (психолого-педагогические, поведенческие).

5. Охарактеризовать сущность педагогической задачи.

6. Реализовать деятельность:

а) педагог: привлечение внимания обучающихся к конкретному социально-педагогическому явлению – побуждение обучающихся к актуализации эмпатии, ответственности, внимания, мышления – представление алгоритма аналитической деятельности (на первых этапах обучения) – побуждение к детальному изучению психолого-педагогических условий эффективности процесса воспитания, обучения, социализации и развития личности – организация учебно-профессиональной дискуссии – привлечение обучающихся к оцениванию социально-педагогического явления.

б) обучающиеся: сосредоточение на предлагаемом педагогом социально-педагогическом явлении – эмоционально заинтересованное отношение к рассматриваемой проблеме – актуализация чувств эмпатии, ответственности – актуализация внимания, мышления – изучение элементов социально-педагогического явления – первичный самостоятельный анализ проблемы – участие в учебно-профессиональной дискуссии – оценивание социально-педагогического явления путем «вписывания» собственной позиции в коллективный результат.

7. Коллективное итоговое оценивание специфики социально-педагогической проблемы и проектирование актуальной социально-педагогической деятельности.

Позже, когда будущий социальный педагог приступит к учебной практике, данная матрица станет полезным руководством к действию. Наблюдая за субъектами педагогического процесса, студент/курсант получит возможность детально анализировать те события, мероприятия школы, социально-педагогического центра и т.п., в которых необходимо будет выявить, с одной стороны, признаки гуманности, системности, личностно ориентированного подхода педагогов к подопечным, с другой стороны, – отметить проявления девиаций школьников [1]. Весьма значимыми в связи с этим станут работы педагогов-практиков. Например, С.М. Курганский разработал систему педагогического анализа воспитательного мероприятия. В нее включены взаимосвязанные этапы (I – этап анализа предшествующей педагогической ситуации и формулировки цели; II – этап планирования; III – этап организации; IV – этап проведения мероприятия; V – этап подведения итогов). Для каждого этапа автором прописан алгоритм анализа. Так, первый этап воспитательного мероприятия можно проанализировать по следующему алгоритму:

1. Определить ожидаемые результаты воспитательного мероприятия: социальная и педагогическая значимость цели, ее конкретность и четкость; реальность и достижимость в данных условиях, за конкретный отрезок времени; степень эмоционального и воспитательного воздействия; степень обучающего значения данного мероприятия.

2. Определить <…>, на какой основе сформулированы цель и задачи воспитательного мероприятия. Рекомендуется использовать следующие критерии эффективности планирования воспитательных мероприятий: критический (мероприятие проводится в связи с датой красного календаря, по указанию «сверху» и без анализа ситуации), допустимый (мероприятие проводится в соответствии с планом работы класса (школы), но анализ предшествующей педагогической ситуации носит при этом поверхностный характер), оптимальный (В основе формулировки цели – анализ состояния коллектива, интересов и потребностей обучающихся. Проведены наблюдения, анкетирование, беседы, сочинения, на основании которых сделаны выводы о необходимости данного мероприятия) [2].

Конечно, в идеале наблюдение за будущими субъектами профессионального влияния, постоянное взаимодействие с ними (хотя бы 1–2 встречи в неделю) обеспечило бы студентов/курсантов исключительными возможностями приобщения к избранной специальности, однако в действительности отчуждение высшей школы от дошкольных, школьных образовательных организаций в последние годы только усиливается, влияя на формализацию учебного процесса. Поэтому косвенное приобщение к социально-педагогическим явлениям будущих социальных педагогов приобретает особую значимость. Каким образом подбирать материал для анализа социально-педагогического явления, психолого-педагогических условий эффективности процесса воспитания, социализации и развития личности? Во-первых, – объединить ресурсы педагога и обучающихся, во-вторых, – реализовывать комплексный подход, обращаясь к фактам повседневной действительности, субъектному опыту, телевидению и радиовещанию, Интернет-информации, художественным и документальным произведениям литературы, киноискусства (логика и этапы их представления – в начале статьи).

Готовность студентов/курсантов к аналитической деятельности и самоанализу – важная часть воспитания и самовоспитания личности, которые, как заметил В.А. Караковский, не должны быть пущены «на самотёк, стать бесцельным и неуправляемым (имеется в виду именно общественное воспитание)», несмотря на то, что новое поколение разительно отличается от предыдущего [2].

В качестве выводов отметим очевидность того, что успешность выполнения аналитического задания детерминируется как личностным потенциалом обучающихся (интеллектуальным, психическим, эмоциональным, морально-нравственным и др.), их общекультурным уровнем, социальным опытом, уровнем учебной мотивации, так и профессионально-личностной готовностью преподавателя к полиаспектной самореализации, охватывающей помимо информирования, контроля, стимулирования и прочих видов деятельности эмоциональное, рефлексивное участие в исследовании научной проблемы, трансляцию субъективного опыта и т.п.

В данной статье мы затронули (достаточно поверхностно) вопрос о формировании социальными педагогами только одной профессиональной компетенции – а сколько за этим высветилось общих и частных задач, требующих системного, планомерного решения, комплексного подхода… Поэтому наивно ожидать сегодня от образовательной системы высшего профессионального образования получения быстрых результатов при переходе на компетентностный подход к подготовке, в том числе, будущих социальных педагогов.