Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

MANAGEMANT OF CHANGES IN EDUCATIONAL ACTIVITY ORGANIZATION IN ORDER TO TRAIN FUTURE TEACHERS TO WORK ACCORDING TO NEW STANDARDS OF BASIC GENERAL EDUCATION

Khakimova N.G. 1
1 Federal State Budgetary Institution of Higher Professional Education «Naberezhnye Chelny Institute of Social and Pedagogical Technologies and Resourses»
2365 KB
The article deals with the training of students of pedagogical profile on the base of the Federal State Educational Standard 3+ in conditions of Federal State Educational Standard of Basic Education application. The results of research displayed that one of the approaches to form students’ competences is the use of integrated system of training consisting of the standard requirements and their realization in the elements of the competence model of educational process worked out under the conditions of the pedagogical higher educational establishment.
Professional Standard of the Teacher
Federal State Educational Standard of Higher Education
Federal State Educational Standard of Basic Education
activity approach
competences
practice-based training of future teachers

В Проекте модернизации педагогического образования основополагающее значение придается практико-ориентированной подготовке педагогических кадров [2].

Это в свою очередь требует создания новых форм подготовки учителя, способного реализовать Профессиональный Стандарт педагога (ПСП), компетентного строить учебную деятельность школьников в соответствии с требованиями ФГОС ОО. Все это предполагает: новое содержание подготовки, новые формы организации образовательного процесса в вузе (учебной деятельности студента), а, следовательно, и новые формы программ подготовки будущих педагогов [4].

Необходимо также учитывать, что в связи с введением ФГОС ОО, повышаются требования к психолого-педагогической компетентности учителя. Это также отражено в ПСП. В самом общем виде любая компетенция складывается из трех основных компонентов:

1) когнитивного, связанного со знаниями и способами их получения;

2) интегративно-деятельностного, определяющего процесс становления умений на основе полученных знаний и способов реализации этих умений, а также обеспечивающего «перевод», имеющихся знаний и умений в другие знаковые системы, что позволяет адаптировать их к новым условиям и профессионально действовать в новых ситуациях;

3) личностного, представляющего собой мотивы и ценностные установки личности, проявляющиеся в процессе реализации компетенции.

Когнитивный компонент определяет уровень знаниевой базы и интеллектуального развития студента, его творческих способностей. Он предусматривает знание теоретических и методологических основ предметной области, определяющих степень сформированности научно-теоретической и практической готовности к профессиональной деятельности.

Интегративно-деятельностный компонент предполагает способность использовать полученный арсенал знаний не только по областям их непосредственного применения, но и в межпредметных зонах, а также в ситуациях неопределенности и неоднозначности. Этот компонент определяет наличие возможности применения накопленных знаний и способов действия на практике.

В ПСП входят описания обобщённых трудовых функций, трудовых действий, а также знаний и умений, необходимых компетенций [6]. Мы рассматриваем в первую очередь трудовые действия как основу практической деятельности. Бакалавр должен осуществлять педагогическую деятельность по передовым образовательным технологиям. Изменения в стандарте высшего и основного общего образования связаны с усилением развивающего потенциала учебных дисциплин.

Анализ проблемных точек функционирования образовательного процесса в вузе позволило внести изменения в организацию учебного процесса. При этом мы учитывали, что образовательная деятельность, реализуемая в вузе, должна вносить вклад в производство новых актуальных знаний для образовательной практики и должна обеспечивать формирование у выпускников института общекультурных и профессиональных компетенций, их востребованность, конкурентоспособность на рынке труда [5].

В основу изменения учебного процесса были положены модель образовательного процесса при компетентностном подходе, а также требования ФГОС ВО и ФГОС ОО:

– освоение технологий, методов и средств деятельностной подготовки;

– организация обучения по типу профессиональной деятельности (через систему профессиональных задач и выполнения профессиональных действий);

– освоение форм и методов внеурочной воспитательной работы, с учетом профилей подготовки, ориентированных на ФГОС основного общего образования;

– изменение системы практической подготовки будущих педагогов, формирование баз практик как стажировочных площадок по основным профилям подготовки.

Мы понимаем, что изменения не могут быть насаждены административно и должны быть разработаны в логике проектной деятельности, через создание рабочих групп по разработке основных профессиональных образовательных программ (ОПОП), учебных планов, рабочих программ базовых дисциплин и модулей, программ практик. Апробированы и подготовлены к внедрению в виде нормативного, методического, кадрового обеспечения.

Основные проблемные узлы, возникающие в реальной вузовской практике. Планирование образовательной программы происходит не от конечного результата; отсутствует механизм взаимодействия с профессиональной сферой по выработке и корректировке требований к выпускнику; кафедра не является субъектом управления изменениями в учебном процессе и часто кафедра не мотивирована на проведение изменений в образовательной программе и технологиях обучения, в оптимизации ресурсов.

Основная идея изменений состояла в том, чтобы сделать кафедру субъектом управления изменениями в учебном процессе в вузе.

Предлагаемая модель организации работы кафедры как интеграции учебного процесса и профессиональных сообществ, предполагает создание рабочих площадок, где идет активная работа преподавателей института совместно с руководителями образовательных организаций (как с потенциальными работодателями), ведущими учителями школ по анализу форм и содержания современного школьного и профессионального образования. В формате круглых столов, методологических семинаров, совместных заседаний коллегий обсуждаются основы деятельностного подхода и способы его реализации на практике, вырабатываются требования к подготовке будущих учителей, требования к учебным дисциплинам их актуализация, отрабатываются формы ресурсного обеспечения учебного процесса путем консолидации совместных усилий института и ведущих учителей школ. Такая работа позволяет выйти на решение проблемы отрыва вуза от практики в ее современном формате.

Преподаватели вуза, работая с авторами – разработчиками предметных программ по развивающему обучению повышали свой профессионализм в области деятельностного и мыследеятельностного подхода. Реализация этой работы стала возможной в рамках реализации проекта модернизации педагогического образования и апробации разработанных модернизированных модулей в условиях сетевого взаимодействия с ведущими вузами как Московский городской психолого-педагогический университет (МГППУ), Казанский (Приволжский) федеральный университет (КФУ), где вуз выступил в качестве соисполнителя проекта по прикладному бакалавриату [1, 2]. В рамках реализации данного проекта кафедры вуза ведут собственные темы, актуальные для школ, такие как:

– «Методика оценки профессиональных компетенций учителя в условиях реализации ФГОС ОО»

– «Диагностика предметных и метапредметных образовательных результатов на материале учебных предметов».

Основной задачей деятельности кафедры становится изменение содержания базовых и вариативных дисциплин, курсов, программ практик в условиях внедрения ФГОС ОО. Перенастройка рабочих программ дисциплин, модулей, практик на новый образовательный результат.

Для повышения эффективности и качества учебного процесса в его основу положен принцип модульности, в соответствии с которым образовательная программа строится на основе функциональных модулей, каждый из которых включает требования к результату, содержанию, технологии обучения, организации самостоятельной работы, формам контроля.

Реализация указанного принципа требует системных изменений в организации, руководстве и управлении учебным процессом, в разработке такого механизма управления изменениями, который обеспечил бы адекватность результатов образовательной деятельности изменяющимся требованиям рынка труда и Концепции профессионального стандарта педагога.

Если раньше основные функции кафедры заключались в реализации дисциплин, закрепленных за кафедрой, и кафедра отвечала за процесс (выполнение студентами учебного плана), но не за результат, то сейчас кафедра является проектировщиком и держателем образовательной программы, становится центром ответственности за образовательную программу и конечный результат – выпускник, востребованный школой. Меняется организация учебного процесса и логика проектирования рабочих программ дисциплин (модулей), ориентированные на новый образовательный результат и новые компетенции учителя, заданные ФГОС основного образования.

Для преподавателя при разработки рабочей программы становится важным понимание к решению каких задач и выполнению каких видов трудовых действий готовит его дисциплина? Какие компетенции формирует и какие результаты обучения готов продемонстировать обучающийся?

Для того чтобы обеспечить практикоориентированность подготовки определены группы профессиональных специальных компетенций, а также дополнительные компетенции по видам профессиональной деятельности, значимые для работодателя, отражающие конкурентоспособные преимущества выпускников вуза:

– готов применять деятельностные (мыследеятельностные) технологии обучения в школе;

– способен организовывать воспитательную деятельность детей в соответствии с их возрастными нормами развития;

– готов разрабатывать образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле.

В качестве критериев отбора компетенций послужили существующие в вузе научные направления и лаборатории, а также реализуемые проекты (проект: «Формирование гражданской идентичности», лаборатория «Развивающее образование», лаборатория «Коммуникативные технологии обучения»).

Для формирования социально-личностных компетенций обучающихся используются возможности социокультурной среды вуза. Создан Центр культуры и творчества студентов, реализуются социальные и творческие проекты, дополнительные образовательные программы.

Согласно ФГОС ВО у вуза имеется хорошая возможность самим разработать вариативную часть учебного плана с целью более полного освоения компетенций и подготовки студентов к работе по новым стандартам основного общего образования. Рассматривая каждый из циклов, можно заметить, что на вариативную часть отводится до половины зачетных единиц (ЗЕ). В профессиональном эта величина достигает 70–75 ЗЕ (при 35–45 базовых) [3].

В рамках реализации преемственности ФГОС ВО и ФГОС ОО и ПСП в учебные планы по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» введены вариативные курсы: «Теория и практика развивающего обучения», «Введение в развивающее обучение». Изменено содержание методической подготовки студентов, а также в программе практики предусмотрено обучение студентов работе по системе деятельностного подхода.

Требования к уровню подготовленности выпускника меняют модель образовательного процесса, обуславливают освоение преподавателями новых методик и технологий образовательной деятельности и, в конечном счете, меняют самого преподавателя. Эффективность деятельности преподавателя оценивается по образовательным результатам студента [4].

Изменение содержания подготовки требует разворачивания научно-методической работы. Данное направление работы предполагает, что все осуществляемые в вузе виды работ могут быть рассмотрены относительно нового образовательного результата, обеспечение опережающих разработок, задающих формы работы с разными типами знаний и практик в рамках педагогического профессионализма.

Исходной организационной гипотезой была разработка модели деятельности всего института и предполагающая изменение деятельности учебно – методического совета (УМС) и учебно-методических комиссий по профилям подготовки в вузе. В частности, организация работы учебно-методических комиссий в форме работы проектных групп, включение в данную деятельность преподавателей вуза.

Задачи проектных групп:

– формирование дискуссионной площадки для выработки и обсуждения вопросов, связанных с изменением содержания учебного процесса в соответствие с требованиями стандарта ФГОС ВО, ФГОС ОО и профессионального стандарта педагога;

– разработка предложений, касающихся системы управления учебным процессом в вузе.

Работа проектных групп по следующим направлениям:

1. «Разработка профессионально-ориентированных модулей как структурных единиц ОПОП, обеспечивающих подготовку будущих педагогов к выполнению трудовых функций в соответствие с требованиями профессионального стандарта педагога.

2. «Оценка качества освоения основных образовательных программ. Фонды оценочных средств».

3. «Разработка модели психолого-педагогического сопровождения деятельности учителя в условиях введения новых стандартов».

Таким образом, управление изменениями в образовательном процессе мы рассматриваем относительно построения механизмов складывания нового содержания и форм освоения педагогических технологий, нового профессионализма. Освоение преподавателями деятельностных и мыследеятельностных технологий, новых профессиональных компетенций и стоящих за этим целей и задач деятельности в педагогической сфере.