Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

THE IMPLEMENTATION OF PROJECT ACTIVITIES OF STUDENTS OF PRIMARY SCHOOL AGE IN THE FRAMEWORK OF THE SCIENTIFIC-PRACTICAL CENTER

Sharypova N.V. 1 Milovanova L.A. 1
1 Shadrinsk state pedagogical Institute
2364 KB
The present article is devoted to the implementation of project activities of students of primary classes organized by the scientific-practical centre «Kaleidoscope», created on the basis of «Shadrinsk state pedagogical Institute». Working on the group project, students get an excellent opportunity to step into a scientific activity that contributes to the development of their cognitive universal educational activities and the formation of interdisciplinary knowledge and skills. In projects of primary school students were involved students of the bachelor that, in practice, has mastered the methodological aspects of project activities in the elementary school. The article presents the experience of the scientific-practical centre, who contribute to the development of children’s abilities, pave the way for these abilities were implemented in the framework of project activities.
project activities
primary school
scientific and practical centre «Kaleidoscope»

Внедрение Федеральных государственных стандартов сегодня открывает большие возможности для реализации всех образовательных задач, стоящих перед школой. На сегодняшний день Федеральные государственные стандарты предлагают формировать не просто знания, умения и навыки по отдельным учебным предметам, а надпредметные умения и навыки к самостоятельной организации учебной деятельности младших школьников, к решению задач и проблем. К результатам освоения образовательной программы начального общего образования стандарт предъявляет требования, выраженные на личностном, предметном и метапредметном уровнях [2].

А.В. Хуторской рассматривает метапредметное содержание образования и метапредметную деятельность ученика в связке с соответствующим предметным содержанием и предметной деятельностью. Метапредметность характеризует выход за предметы, но не уход от них [3, 4]. Одним из основных средств достижения метапредметности является проектная деятельность.

Проектная деятельность школьников – это познавательная, учебная и творческая деятельность с определенной целью, выполняемая по определенному плану, для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования [1].

Выделяют несколько типов проектов: исследовательский, информационный, игровой и творческий. В зависимости от целей проектной деятельности школьников (точнее, целей для школьников разных возрастных групп) различные виды действий, входящие в проектную деятельность, могут быть скомбинированы, в них могут вводиться дополнительные условия, ограничения, вспомогательные этапы (для освоения навыков, которыми взрослые уже владеют, а детям еще надо учиться). Проект может организовываться в рамках одного предмета (монопроект), а может объединять и несколько предметов (межпредметный проект) [5].

Одной из задач, которую перед собой ставит научно-практический центр «Калейдоскоп» Шадринского государственного педагогического института (ШГПИ), является создание условий для вовлечения в проектную и исследовательскую деятельность учащихся разных возрастов для их совместной работы с профессиональными исследователями. В рамках научно-практического центра сформированы проблемные группы среди студентов-бакалавров направления подготовки «Педагогическое образование» профиля «Начальное образование» под руководством квалифицированных преподавателей. Площадками для работы проблемных групп были выбраны два муниципальных образовательных учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 8» и «Средняя общеобразовательная школа № 15» города Шадринска (2Б и 2А классы соответственно). В обоих класса реализуется образовательная программа «Школа 2100» [2].

Учащиеся данных классов имеют представления о проектной деятельности, так как работа над формированием проектной компетентности была начата с первого класса. В обоих классах один раз в неделю проводились факультативные занятия «Твори, выдумывай, пробуй!», где ребята познакомились с понятием проекта, его особенностями, структурой, этапами реализации и защитой. Отдельные учащиеся уже попробовали подготовить свои проекты в первом классе и защитили их. Поэтому, прежде чем приступить к проектной работе во втором классе, с учащимися было проведено мероприятие «Исследуем вместе», на котором ребята вспомнили основные моменты плана и структуры проектной деятельности.

Было решено, что проекты будут групповые. Среди студентов-бакалавров были выбраны инициативные (рабочие) группы, которые совместно с группой учащихся работали над определенной темой проекта. Их задача заключалась в том, чтобы правильно сориентировать учеников в поиске нужных материалов, помочь в обработке информации. Студенты оказывали содействие и в реализации самого проекта, в проведении при необходимости экспериментальных или исследовательских работ, в осуществлении оформления проекта. Также бакалавры проверяли промежуточные результаты проектной работы и участвовали в подведении итогов (подготовка презентации, выступления с докладом, защита проекта). Необходимо отметить, что все студенты, участвующие в работе проблемных групп, освоили методические аспекты проектной деятельности, прослушав курсы по выборам «Проектная деятельность в начальной школе» и «Методология и методы научного исследования». Оказание консультационной помощи ученикам проходило при участии классного руководителя или преподавателя вуза.

Тематика проектов учащихся этого возраста должна быть тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем. Поэтому остановились на следующих общих темах проектов «Удивительное из жизни и истории овощей» и «Листая страницы истории Шадринска».

Работая над проектом «Удивительное из жизни и истории овощей», учащиеся были разделены на 11 подгрупп (по 2–3 человека). Им были предложены следующие подтемы:

1. Биология овощей или «Вершки-корешки» с представлением классификации овощей и краткой характеристикой основных семейств и видов, наиболее распространенных в нашем регионе (образовательный продукт – коллекция фото или рисунков овощей).

2. География овощей или «Путешествие овощей»: описание родины овощей и периода, когда они были завезены в Россию. Образовательным продуктом выступила контурная карта с нанесенными странами, из которых были завезены конкретные овощи (Примечание: программа окружающего мира «Школа 2100» знакомит учащихся с политической и контурной картами во втором классе).

3. Математика овощей или «Овощи-рекордсмены»: изучение самых больших и самых маленьких овощей, данных об овощах из книги рекордов Гиннеса, необычных статистических математических данных об овощах. В качестве образовательного продукта выступила презентация с показом овощей-рекордсменов и составленные самими учащимися математические задания-задачи с «овощным» условием на темы, пройденные уже во втором классе.

4. Овощи в народном творчестве: подобрать сказки, стихи, загадки, песни и т.д., в которых упоминается какой-либо овощ (образовательный продукт – сказка собственного сочинения об овоще или стихотворение).

5. Польза овощей или «Здоровый образ жизни и овощное питание», или «Овощи-лекари»: показать пользу овощей для здоровья, изучить лечебные свойства овощей. Подготовленная брошюра о ценных качествах овощей явилась образовательным продуктом.

6. Вред овощей или «Вредные овощи – правда, иль быль?»: подобрать материал о том, какой вред могут приносить овощи здоровью; отметить, что у некоторых овощных растений вредны определенные части; описать о вреде нитратов и пестицидов; о неправильном способе приготовления или хранении овощей.

7. Состав (химический) овощей или «Вся химия в овощах»: провести серию опытов на выяснение химического состава различных овощей, необычных веществах, приносящих пользу или вред организму, кратко описать ГМО-овощи. Учащимися были представлены результаты и фотоотчет исследовательской части проекта (исследовательская работа проводилась на базе ШГПИ в учебной кабинете химии под руководством преподавателя).

8. Овощи в символике: проанализировать использование овощей в различной символике (на гербе, флаге и т.д.), национальные блюда с овощами, памятники овощам и т.п. На выходе была презентация с «символическими» овощами.

9. Праздники овощей: описать традиционные праздники различных стран, связанные с овощами (тыква в Хэллоуин в Великобритании, Ла Томатина в Испании и др.). Образовательный продукт – поделки на Хэллоуин.

10. Овощи в искусстве: представить подборку известных картин с натюрмортами из овощей, проанализировать росписи и народные орнаменты на наличие изображений овощей.

11. Экзотические овощи: с кратким описанием овощей, которые не встречаются в нашей стране, с представлением фотоотчета.

Для стимулирования интереса к творческому процессу с учащимися были проведены следующие мероприятия: конкурс рисунков «Волшебная страна овощей», мастер-класс «Аппликация из риса на тему «Овощи», конкурс овощных поделок, мастер-класс «Карвинг из овощей», праздник «Фестиваль картофельных блюд», спортивно-развлекательное мероприятие «Ах, картошка, объеденье!», спортивный праздник «Советы Айболита».

Длительность выполнения проекта была ограничена тремя неделями. В преддверии публичных выступлений школьников с представлением своих результатов студентами для учащихся был проведен классный час с освещением вопросов о подготовке презентации продукта, показан пример сценария презентации и знакомство с памяткой «Как подготовиться к публичному выступлению». После защиты все работы были оформлены в проектную папку класса.

Наиболее удачные работы и выступления были представлены на родительском собрании, а учащиеся с проектом «Вся химия в овощах» участвовали в городском конкурсе исследовательских работ и проектов «Первое открытие» среди учащихся младших классов и были отмечены в номинации «Лучшая экспериментальная работа».

Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. Если основополагающий вопрос проекта интересен учащимся, то и проект будет успешен. Поэтому, перед началом работы над проектом «Листая страницы истории Шадринска» ребята совместно со студентами погрузились в историю города: узнали, когда образовался их родной городок, почему он так назван, как развивался. Следующим этапом работы над проектом стало проведение виртуальная экскурсия «Наш любимый город». В рамках экскурсии учащиеся узнали и побывали в интересных местах города (у старинных архитектурных зданий, памятников), познакомились с достопримечательностями города, с его современными и старинными улочками, что после экскурсии им захотелось подробнее самим узнать «страницы истории» любимого своего города. Следующим шагом при выполнении проекта было проведение игры «Наш любимый город», где учащиеся закрепили имеющиеся и вновь приобретенные знания по истории родного города. В процессе подготовки к проектной деятельности для школьников были организованы прогулки по улицам с архитектурными достопримечательностями Шадринска, экскурсии к памятникам шадринцев, павших в боях за Родину в годы ВОВ, встречи со знаменитостями города. В рамках проекта организовано мероприятие, знакомящее школьников с людьми, внесшими свой вклад в развитие и становление родного города. Завершающим мероприятием стала литературная гостиная, где школьники познакомились с творчеством шадринской поэтессы В.И. Калгановой. Валентина Ивановна рассказала о своем творчестве, подарила детям на память свои сборники стихов, ответила на интересующие их вопросы.

В ходе выполнения данного проекта учащиеся были разбиты на микрогруппы и работали над следующими темами:

1. История города Шадринска.

2. Улицы родного города.

3. Знаменитости города Шадринска.

4. Памятники архитектуры.

По завершении работы над проектами школьники совместно с классным руководителем, студентами и педагогом, курирующим весь исследовательский процесс, представили защиту и презентацию своих разработок. Все учащиеся получили сертификаты участников исследовательского проекта и памятные сувениры. Лучшие работы были представлены на городском конкурсе исследовательских работ и проектов «Первое открытие» среди учащихся младших классов и стали победителями в номинациях «История одного открытия», «Лучшая краеведческая работа».

Организовав проектную деятельность с учащимися, студенты, работающие в рамках проблемных групп, освоили методику, этапы организации, контроля и реализации проектов с младшими школьниками. Учащиеся вторых классов, в свою очередь, получили прекрасную возможность шагнуть в научную деятельность, а систематическая работа над проектной деятельностью способствует лучшему осваиванию ими познавательных универсальных учебных действий и формированию метапредметных знаний и умений.