Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

THE MAIN CHARACTERISTICS OF SUSTAINABLE REGIONAL DEVELOPMENT

Shayakhmetov M.S. 1
1 Kazan (Volga region) Federal University The Institute of Management Economics and Finance
As mankind entered the second half of twentieth century, it became worried about social inequality, exhaustion of natural resources, and environmental pollution. Since there are natural limits to quantitative growth of global economy, there is always instability in social, ecological and economic systems. Due to many factors including rising number of polluting industries, the rapid growth of population, and social conflicts the instability of global ecosystem is ever-increasing. Therefore, strong, sustainable and balanced growth is of a great importance since the unstable condition of global ecosystem is a threat to future generations. The article briefly aims the conception of sustainable development at the regional level. The text includes the different views on the phenomenon of ‘region’ based on the literary analysis. Moreover, it is emphasized that for avoiding contradictions the strategic planning of sustainable development should be carried out with account to local and global goals.
sustainable regional development
region
territorial development
ecological management

Широкая индустриализация общества, произошедшая на рубеже XIX–XX вв., рост численности населения, а также увеличение объёмов потребления природных ресурсов создали предпосылки для коренных преобразований человеком окружающей природной среды. Развитие новых производств и техники привело к тому, что в XX в. антропогенное влияние стало затрагивать не только географические оболочки Земли – атмосферу, гидросферу, литосферу и биосферу, – но и космическое пространство. Вследствие этого с середины XX века возникла острая необходимость защиты окружающей среды и улучшения благосостояния людей. На волне всеобщей заинтересованности будущим планеты, в 1983 г. была создана «Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию» (Комиссия Брундтланд). На основе материалов многочисленных совещаний, проведенных по всему миру, в 1987 г. Комиссией был представлен доклад «Наше общее будущее», заложивший основы Концепции устойчивого развития – «устойчивое развитие стремится учитывать потребности настоящего времени, не ставя под угрозу способность учитывать их в будущих условиях» [7]. В 1992 г. в Рио-де-Жанейро была созвана Конференция ООН по окружающей среде и развитию («Саммит Земли»), где при участии политических и общественных деятелей стран «Севера» и «Юга» Концепция устойчивого развития получила официальное принятие.

После обсуждения насущных проблем на «Саммите Земли» стало очевидно, что сложность устройства человеческого общества и природы планеты, системность всех происходящих явлений накладывают особый отпечаток на процесс реализации Концепции устойчивого развития. Стратегическое планирование устойчивого развития в условиях иерархичности и системности природно-социальных систем невозможно представить без разделения всей цельной глобальной системы планеты на отдельные взаимосвязанные соподчиненные уровни, различные по масштабу: глобальный, государственный (национальный), региональный, районный (муниципальный), локальный.

Таким образом, начиная с 1990-х гг. наметилась положительная тенденция к более глубокому исследованию проблем устойчивого развития. На современном этапе развития общества наблюдается закономерное дробление Концепции устойчивого развития на отдельные части, в зависимости от специфики территории, на которую обращено внимание, в связи с чем появился термин «устойчивое развитие территорий».

Сам термин «территория» в данном случае должен пониматься как часть твёрдой поверхности (суши) Земли в определённых природных, административных, политических и иных границах, наполненная характерными природными и антропогенными явлениями, обладающая при этом определённой устойчивостью, которая обусловливает её ёмкость. Территория, как часть географического пространства, обладает такими «качествами», как протяженность (площадь), географическое положение и др. Следует отметить, что рассмотрение идей устойчивого развития в территориальном аспекте должно предполагать учёт уникальных особенностей местностей и сбалансированное использование их человеческого и природного потенциала, что позволит с большей вероятностью выйти на уровень устойчивого развития.

Переходя к региональному уровню устойчивого развития территорий, необходимо подчеркнуть, что одной из особенностей данной категории является сложность и многоаспектность такого феномена, как «регион». В настоящий момент существует множество трактовок термина «регион», относящихся к разным научным дисциплинам [6, 8, 9]. Данное обстоятельство позволяет понимать под регионом совершенно разные образования [8]:

– территории со сходными таксономическими характеристиками;

– субъект Российской Федерации;

– часть территории страны, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и других условий;

– синоним понятия «район» и другие.

Имеет смысл привести несколько существующих определений, которые могут быть применимы для раскрытия феномена «региона»:

– «…группа стран, которые по многим параметрам больше взаимосвязаны между собой, чем с иными странами» [10];

– «определенная территория, отличающаяся от других территорий рядом признаков и обладающая некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих её элементов» [1];

– «крупная территория страны с более или менее однородными природными условиями и характерной направленностью развития производительных сил на основе сочетания комплекса природных ресурсов с соответствующей сложившейся и перспективной материально-технической базой, производственной и социальной инфраструктурой» (Н.Н. Некрасов) [7].

Таким образом, регионом может быть:

а) крупное транснациональное образование, охватывающее сразу несколько государств – Азиатско-Тихоокеанский, Балтийский и др. регионы. Следует отметить, что в составе подобных регионов не обязательно находится вся территория какой-либо страны. Так, например, в состав Балтийского региона от Российской Федерации входят: Санкт-Петербург, Ленинградская, Псковская, Новгородская и Калининградская области, республика Карелия [4];

б) трансграничное образование, разделенное государственной границей между соседствующими государствами, обладающее при этом комплексом специфических национальных, региональных, локальных элементов, отражающих их историческое и культурное своеобразие [2];

в) территориальное образование внутри одной страны.

Первые два пункта (а, б) относятся к международным образованиям: транснациональные регионы (а) образуются взаимодействием государств (по политическим и экономическим интересам) либо объединяют сходные в каком-то существенном отношении государства (по социально-культурным особенностям); трансграничные регионы (б) возникают в ходе сотрудничества административно-территориальных и муниципальных образований соседних государств [3].

В отношении пункта (в), применительно к территории Российской Федерации, необходимо отметить, что в научной практике существует три категории образований:

– «макрорегион» – объединение территорий двух и более субъектов Российской Федерации (при выделении отдельных направлений и приоритетов стратегического планирования);

– «мезорегион» – субъекты Российской Федерации (края, области, автономные округа и республики);

– «микрорегион» – низовые административные (муниципальные) районы.

В целях успешного воплощения в жизнь Концепции устойчивого развития собственно региональным уровнем устойчивого развития, по-видимому, следует считать уровень субъекта Российской Федерации (мезорегиона), руководствуясь политико-административным аспектом, поскольку данные образования отличаются развитой структурой управления и имеют практически полный состав функций, в отличие, к примеру, от регионов макроуровня. Субъекты федерации имеют чёткие границы и органы государственной власти в центрах. Помимо этого, они имеют право принимать собственные законы, что может послужить некоторым «двигателем» устойчивого развития. Также имеется возможность разработки программ экологического и социально-экономического плана, в целях улучшения ситуации в регионе.

Главной особенностью регионального уровня устойчивого развития становится то, что экологические и социально-экономические проблемы устойчивого развития здесь перестают быть абстрактными, в отличие от глобального и государственного (национального) уровней. Органы регионального управления заинтересованы в улучшении ситуации в регионе, ввиду того, что «видят» его сами и ощущают недовольство населения региона.

«Абстрактные» цели устойчивого развития, обозначенные в «Повестке-2030», принятой в 2015 г. на саммите в Нью-Йорке, и уточнённые согласно государственным интересам, на региональном уровне значительно трансформируются, поскольку различные регионы планеты имеют свои характерные проблемы устойчивого развития и их масштаб проявления. Неизменным остаётся одно – устойчивое развитие на уровне региона должно обеспечиваться обязательной совокупностью социальных, экономических, политических и экологических составляющих в их взаимосвязи.

Устойчивое развитие России на региональном уровне отличается особой сложностью, поскольку субъекты федерации отличаются значительным разнообразием географического положения, размеров, природных условий, путей исторического развития, социальных портретов, что определяет их современное состояние и перспективы развития. Необходимо отметить пёстрый национальный состав России – более 190 народов (в том числе и коренных малых), что обусловливает различие в культурах и укладе жизни по территории страны. Специфика природных условий, структура и размещение хозяйства в значительной мере определяют состояние окружающей природной среды регионов.

К барьерам на пути устойчивого развития регионов можно также отнести:

– ограниченность бюджета региона и недостаточную финансовую (техническую или иную) помощь со стороны органов управления на уровне государств;

– трудность в поиске общих решений, если региональная проблема вызвана проблемами нескольких субъектов федерации (в случае с транснациональными и трансграничными регионами – нескольких государств);

– неравномерность развития территории региона;

– достаточно большая площадь региона, в связи с чем регион становится довольно разнороден по природным условиям и социальному портрету. Данное обстоятельство затрудняет ведение эффективной работы в области устойчивого развития. В качестве примера можно привести Красноярский край, протяженность которого с севера на юг составляет около 3000 км.

В целях поиска конкретных решений определённых экологических и социально-экономических проблем необходим учёт специфики каждого региона. В связи с этим многократно возрастает роль региональных исполнительных и представительных органов власти [5]. От их действий во многом зависит эффективность использования методик государственного воздействия и контроля в области обеспечения устойчивости социо-эколого-экономической системы региона.

Учёт специфики регионов становится крайне необходимым при разработке индикаторов устойчивого развития. Индикаторы на уровне региона должны чётко показывать, по какому пути идёт регион – устойчивого или «неустойчивого» развития. Благодаря им становится возможным определение существующих проблем и положительных подвижек в социо-эколого-экономической системе региона. Специфика различия регионов накладывает определённые сложности на процесс разработки индикаторов, поскольку невозможно ввести полностью универсальные региональные комплексы индикаторов, которые были бы одинаково полезными, к примеру, для Мурманской области, Республики Татарстан и Камчатского края. Следовательно, индикаторы регионов должны иметь отличительные черты «по горизонтали», т.е. от региона к региону. Таким образом, степень различия в индикаторах будет зависеть от степени различий регионов между собой. Однако в любом случае наборы индикаторов в каждом регионе не должны иметь хаотичный характер, а требуют тщательного обоснования и наличия «сквозных» индикаторов по общим для всех территорий вопросам, таким как качество вод рек, озёр, количество потребления природных ресурсов и т.п.

Без преувеличения следует отметить, что состояние всей социо-эколого-экономической системы региона в целом зависит от благополучия каждого муниципального образования (если не брать в расчёт проблемы межрегионального характера). Следовательно, значительную роль в переходе региона на «устойчивые» рельсы играют продуманные и комплексные стратегии устойчивого развития на уровне муниципальных образований. К сожалению, необходимо подчеркнуть, что реализация Концепции устойчивого развития на муниципальном уровне в настоящее время значительно затруднена. Принятые муниципалитетами стратегии устойчивого развития отличаются различной глубиной проработки проблем и решений. Также наблюдается некоторое «выпадение» из рассмотрения экологической сферы, при этом упор сделан только на экономическую и социальную сферы, что совершенно противоречит комплексности Концепции устойчивого развития. Должное качество жизни населения, развитие культуры, рост и диверсификация экономики страны, могут быть обеспечены при условии приемлемого для жизни состояния окружающей природной среды. В связи с этим разработка тщательно продуманных стратегий устойчивого развития территорий с учётом социальной, экологической и экономической составляющих в их взаимосвязи имеет и будет иметь огромное значение для настоящих и будущих поколений людей.

Формулируя приоритеты и цели устойчивого развития, региональные власти должны обязательно руководствоваться запросами, исходящими как от высших уровней устойчивого развития (глобальный, государственный) (сокращение эмиссий парниковых газов и др.), так и низших (районный, локальный) (в примеру, улучшение жилищных условий в отдельно взятом населённом пункте и др.). Следует заметить, что между целями, свойственными различным уровням территориальной организации, возможно появление противоречий, поскольку цели, которые ставит перед собой глобальное сообщество в целом, могут быть не поняты местным населением [10].

Рассматривая устойчивое развитие на уровне региона, необходимо понимать, что регион представляет собой как самостоятельное образование, обладающее собственной устойчивостью, включающее в себя муниципальные и локальные образования, так и является частью более сложных уровней (национального и глобального) и оказывает на них влияние.

В заключение следует отметить, что исключительное природное, культурное и социально-экономическое разнообразие регионов мира затрудняет применение опытов между территориями, поэтому встает острая необходимость разрабатывать не только универсальные индикаторы для регионов, но и уникальные методики решения проблем, учитывающие специфику каждого региона. Поскольку в России на разных территориях существенно меняются как природные, так и социально-экономические условия, то системы индикаторов устойчивого развития должны быть адаптированы к той или иной территории. Российская Федерация, как самое крупное по площади государство на планете, должна особым образом подойти к реализации концепции устойчивого развития, поскольку оказывает большое влияние на устойчивость глобальной системы ввиду исключительного природного разнообразия, крупных запасов полезных ископаемых, пресной воды и лесных ресурсов. Однако ввиду огромной территории страны (в особенности протяжённости с запада на восток) переход на рельсы устойчивого развития становится весьма серьёзной национальной проблемой. Объективной трудностью выступает резкая дифференциация субъектов России по уровню их социально-экономического развития и экологическому состоянию.

Обеспечение устойчивого развития территорий является одной из приоритетных задач во всём мире. Исключительную важность при этом имеют знание и понимание факторов, вызывающих позитивные или негативные изменения в развитии территорий. При стратегическом планировании устойчивого развития на региональном уровне следует ориентироваться как на глобальные нужды, отраженные в целях устойчивого развития, так и на конкретные проблемы отдельных территорий, входящих в регион. В этой связи большую роль в развитии территорий играют научно обоснованные стратегии устойчивого развития, созданные на уровне муниципалитетов. В общем виде целеполагание должно вестись по принципу «мысли глобально, действуй локально».

В практике поддержки развития территорий регионов со стороны государства и самих органов региональной власти необходим обязательный учёт не только социально-экономических, но и экологических факторов устойчивого развития.