Широкая индустриализация общества, произошедшая на рубеже XIX–XX вв., рост численности населения, а также увеличение объёмов потребления природных ресурсов создали предпосылки для коренных преобразований человеком окружающей природной среды. Развитие новых производств и техники привело к тому, что в XX в. антропогенное влияние стало затрагивать не только географические оболочки Земли – атмосферу, гидросферу, литосферу и биосферу, – но и космическое пространство. Вследствие этого с середины XX века возникла острая необходимость защиты окружающей среды и улучшения благосостояния людей. На волне всеобщей заинтересованности будущим планеты, в 1983 г. была создана «Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию» (Комиссия Брундтланд). На основе материалов многочисленных совещаний, проведенных по всему миру, в 1987 г. Комиссией был представлен доклад «Наше общее будущее», заложивший основы Концепции устойчивого развития – «устойчивое развитие стремится учитывать потребности настоящего времени, не ставя под угрозу способность учитывать их в будущих условиях» [7]. В 1992 г. в Рио-де-Жанейро была созвана Конференция ООН по окружающей среде и развитию («Саммит Земли»), где при участии политических и общественных деятелей стран «Севера» и «Юга» Концепция устойчивого развития получила официальное принятие.
После обсуждения насущных проблем на «Саммите Земли» стало очевидно, что сложность устройства человеческого общества и природы планеты, системность всех происходящих явлений накладывают особый отпечаток на процесс реализации Концепции устойчивого развития. Стратегическое планирование устойчивого развития в условиях иерархичности и системности природно-социальных систем невозможно представить без разделения всей цельной глобальной системы планеты на отдельные взаимосвязанные соподчиненные уровни, различные по масштабу: глобальный, государственный (национальный), региональный, районный (муниципальный), локальный.
Таким образом, начиная с 1990-х гг. наметилась положительная тенденция к более глубокому исследованию проблем устойчивого развития. На современном этапе развития общества наблюдается закономерное дробление Концепции устойчивого развития на отдельные части, в зависимости от специфики территории, на которую обращено внимание, в связи с чем появился термин «устойчивое развитие территорий».
Сам термин «территория» в данном случае должен пониматься как часть твёрдой поверхности (суши) Земли в определённых природных, административных, политических и иных границах, наполненная характерными природными и антропогенными явлениями, обладающая при этом определённой устойчивостью, которая обусловливает её ёмкость. Территория, как часть географического пространства, обладает такими «качествами», как протяженность (площадь), географическое положение и др. Следует отметить, что рассмотрение идей устойчивого развития в территориальном аспекте должно предполагать учёт уникальных особенностей местностей и сбалансированное использование их человеческого и природного потенциала, что позволит с большей вероятностью выйти на уровень устойчивого развития.
Переходя к региональному уровню устойчивого развития территорий, необходимо подчеркнуть, что одной из особенностей данной категории является сложность и многоаспектность такого феномена, как «регион». В настоящий момент существует множество трактовок термина «регион», относящихся к разным научным дисциплинам [6, 8, 9]. Данное обстоятельство позволяет понимать под регионом совершенно разные образования [8]:
– территории со сходными таксономическими характеристиками;
– субъект Российской Федерации;
– часть территории страны, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и других условий;
– синоним понятия «район» и другие.
Имеет смысл привести несколько существующих определений, которые могут быть применимы для раскрытия феномена «региона»:
– «…группа стран, которые по многим параметрам больше взаимосвязаны между собой, чем с иными странами» [10];
– «определенная территория, отличающаяся от других территорий рядом признаков и обладающая некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих её элементов» [1];
– «крупная территория страны с более или менее однородными природными условиями и характерной направленностью развития производительных сил на основе сочетания комплекса природных ресурсов с соответствующей сложившейся и перспективной материально-технической базой, производственной и социальной инфраструктурой» (Н.Н. Некрасов) [7].
Таким образом, регионом может быть:
а) крупное транснациональное образование, охватывающее сразу несколько государств – Азиатско-Тихоокеанский, Балтийский и др. регионы. Следует отметить, что в составе подобных регионов не обязательно находится вся территория какой-либо страны. Так, например, в состав Балтийского региона от Российской Федерации входят: Санкт-Петербург, Ленинградская, Псковская, Новгородская и Калининградская области, республика Карелия [4];
б) трансграничное образование, разделенное государственной границей между соседствующими государствами, обладающее при этом комплексом специфических национальных, региональных, локальных элементов, отражающих их историческое и культурное своеобразие [2];
в) территориальное образование внутри одной страны.
Первые два пункта (а, б) относятся к международным образованиям: транснациональные регионы (а) образуются взаимодействием государств (по политическим и экономическим интересам) либо объединяют сходные в каком-то существенном отношении государства (по социально-культурным особенностям); трансграничные регионы (б) возникают в ходе сотрудничества административно-территориальных и муниципальных образований соседних государств [3].
В отношении пункта (в), применительно к территории Российской Федерации, необходимо отметить, что в научной практике существует три категории образований:
– «макрорегион» – объединение территорий двух и более субъектов Российской Федерации (при выделении отдельных направлений и приоритетов стратегического планирования);
– «мезорегион» – субъекты Российской Федерации (края, области, автономные округа и республики);
– «микрорегион» – низовые административные (муниципальные) районы.
В целях успешного воплощения в жизнь Концепции устойчивого развития собственно региональным уровнем устойчивого развития, по-видимому, следует считать уровень субъекта Российской Федерации (мезорегиона), руководствуясь политико-административным аспектом, поскольку данные образования отличаются развитой структурой управления и имеют практически полный состав функций, в отличие, к примеру, от регионов макроуровня. Субъекты федерации имеют чёткие границы и органы государственной власти в центрах. Помимо этого, они имеют право принимать собственные законы, что может послужить некоторым «двигателем» устойчивого развития. Также имеется возможность разработки программ экологического и социально-экономического плана, в целях улучшения ситуации в регионе.
Главной особенностью регионального уровня устойчивого развития становится то, что экологические и социально-экономические проблемы устойчивого развития здесь перестают быть абстрактными, в отличие от глобального и государственного (национального) уровней. Органы регионального управления заинтересованы в улучшении ситуации в регионе, ввиду того, что «видят» его сами и ощущают недовольство населения региона.
«Абстрактные» цели устойчивого развития, обозначенные в «Повестке-2030», принятой в 2015 г. на саммите в Нью-Йорке, и уточнённые согласно государственным интересам, на региональном уровне значительно трансформируются, поскольку различные регионы планеты имеют свои характерные проблемы устойчивого развития и их масштаб проявления. Неизменным остаётся одно – устойчивое развитие на уровне региона должно обеспечиваться обязательной совокупностью социальных, экономических, политических и экологических составляющих в их взаимосвязи.
Устойчивое развитие России на региональном уровне отличается особой сложностью, поскольку субъекты федерации отличаются значительным разнообразием географического положения, размеров, природных условий, путей исторического развития, социальных портретов, что определяет их современное состояние и перспективы развития. Необходимо отметить пёстрый национальный состав России – более 190 народов (в том числе и коренных малых), что обусловливает различие в культурах и укладе жизни по территории страны. Специфика природных условий, структура и размещение хозяйства в значительной мере определяют состояние окружающей природной среды регионов.
К барьерам на пути устойчивого развития регионов можно также отнести:
– ограниченность бюджета региона и недостаточную финансовую (техническую или иную) помощь со стороны органов управления на уровне государств;
– трудность в поиске общих решений, если региональная проблема вызвана проблемами нескольких субъектов федерации (в случае с транснациональными и трансграничными регионами – нескольких государств);
– неравномерность развития территории региона;
– достаточно большая площадь региона, в связи с чем регион становится довольно разнороден по природным условиям и социальному портрету. Данное обстоятельство затрудняет ведение эффективной работы в области устойчивого развития. В качестве примера можно привести Красноярский край, протяженность которого с севера на юг составляет около 3000 км.
В целях поиска конкретных решений определённых экологических и социально-экономических проблем необходим учёт специфики каждого региона. В связи с этим многократно возрастает роль региональных исполнительных и представительных органов власти [5]. От их действий во многом зависит эффективность использования методик государственного воздействия и контроля в области обеспечения устойчивости социо-эколого-экономической системы региона.
Учёт специфики регионов становится крайне необходимым при разработке индикаторов устойчивого развития. Индикаторы на уровне региона должны чётко показывать, по какому пути идёт регион – устойчивого или «неустойчивого» развития. Благодаря им становится возможным определение существующих проблем и положительных подвижек в социо-эколого-экономической системе региона. Специфика различия регионов накладывает определённые сложности на процесс разработки индикаторов, поскольку невозможно ввести полностью универсальные региональные комплексы индикаторов, которые были бы одинаково полезными, к примеру, для Мурманской области, Республики Татарстан и Камчатского края. Следовательно, индикаторы регионов должны иметь отличительные черты «по горизонтали», т.е. от региона к региону. Таким образом, степень различия в индикаторах будет зависеть от степени различий регионов между собой. Однако в любом случае наборы индикаторов в каждом регионе не должны иметь хаотичный характер, а требуют тщательного обоснования и наличия «сквозных» индикаторов по общим для всех территорий вопросам, таким как качество вод рек, озёр, количество потребления природных ресурсов и т.п.
Без преувеличения следует отметить, что состояние всей социо-эколого-экономической системы региона в целом зависит от благополучия каждого муниципального образования (если не брать в расчёт проблемы межрегионального характера). Следовательно, значительную роль в переходе региона на «устойчивые» рельсы играют продуманные и комплексные стратегии устойчивого развития на уровне муниципальных образований. К сожалению, необходимо подчеркнуть, что реализация Концепции устойчивого развития на муниципальном уровне в настоящее время значительно затруднена. Принятые муниципалитетами стратегии устойчивого развития отличаются различной глубиной проработки проблем и решений. Также наблюдается некоторое «выпадение» из рассмотрения экологической сферы, при этом упор сделан только на экономическую и социальную сферы, что совершенно противоречит комплексности Концепции устойчивого развития. Должное качество жизни населения, развитие культуры, рост и диверсификация экономики страны, могут быть обеспечены при условии приемлемого для жизни состояния окружающей природной среды. В связи с этим разработка тщательно продуманных стратегий устойчивого развития территорий с учётом социальной, экологической и экономической составляющих в их взаимосвязи имеет и будет иметь огромное значение для настоящих и будущих поколений людей.
Формулируя приоритеты и цели устойчивого развития, региональные власти должны обязательно руководствоваться запросами, исходящими как от высших уровней устойчивого развития (глобальный, государственный) (сокращение эмиссий парниковых газов и др.), так и низших (районный, локальный) (в примеру, улучшение жилищных условий в отдельно взятом населённом пункте и др.). Следует заметить, что между целями, свойственными различным уровням территориальной организации, возможно появление противоречий, поскольку цели, которые ставит перед собой глобальное сообщество в целом, могут быть не поняты местным населением [10].
Рассматривая устойчивое развитие на уровне региона, необходимо понимать, что регион представляет собой как самостоятельное образование, обладающее собственной устойчивостью, включающее в себя муниципальные и локальные образования, так и является частью более сложных уровней (национального и глобального) и оказывает на них влияние.
В заключение следует отметить, что исключительное природное, культурное и социально-экономическое разнообразие регионов мира затрудняет применение опытов между территориями, поэтому встает острая необходимость разрабатывать не только универсальные индикаторы для регионов, но и уникальные методики решения проблем, учитывающие специфику каждого региона. Поскольку в России на разных территориях существенно меняются как природные, так и социально-экономические условия, то системы индикаторов устойчивого развития должны быть адаптированы к той или иной территории. Российская Федерация, как самое крупное по площади государство на планете, должна особым образом подойти к реализации концепции устойчивого развития, поскольку оказывает большое влияние на устойчивость глобальной системы ввиду исключительного природного разнообразия, крупных запасов полезных ископаемых, пресной воды и лесных ресурсов. Однако ввиду огромной территории страны (в особенности протяжённости с запада на восток) переход на рельсы устойчивого развития становится весьма серьёзной национальной проблемой. Объективной трудностью выступает резкая дифференциация субъектов России по уровню их социально-экономического развития и экологическому состоянию.
Обеспечение устойчивого развития территорий является одной из приоритетных задач во всём мире. Исключительную важность при этом имеют знание и понимание факторов, вызывающих позитивные или негативные изменения в развитии территорий. При стратегическом планировании устойчивого развития на региональном уровне следует ориентироваться как на глобальные нужды, отраженные в целях устойчивого развития, так и на конкретные проблемы отдельных территорий, входящих в регион. В этой связи большую роль в развитии территорий играют научно обоснованные стратегии устойчивого развития, созданные на уровне муниципалитетов. В общем виде целеполагание должно вестись по принципу «мысли глобально, действуй локально».
В практике поддержки развития территорий регионов со стороны государства и самих органов региональной власти необходим обязательный учёт не только социально-экономических, но и экологических факторов устойчивого развития.
Библиографическая ссылка
Шаяхметов М.С. ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ // Успехи современного естествознания. – 2017. – № 6. – С. 108-112;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=36508 (дата обращения: 24.11.2024).