Машиностроение является ведущим комплексом в экономике Российской Федерации. Отрасли машиностроительного комплекса представлены во всех экономических районах страны, но в одних районах они имеют специализирующую функцию, а в других внутрирайонное значение. В Нижегородской области машиностроение является отраслью специализации региона. Первые отрасли возникли еще в Нижегородской губернии в XIX веке, на протяжении советского периода машиностроение развивалось, появлялись новые передовые отрасли, такие как электроника и приборостроение, и в целом достигло своего максимального развития. Машиностроительной специализации региона способствовали выгодные черты транспортно-географического положения, наличие квалифицированных трудовых ресурсов для разных отраслей машиностроения. Машиностроительный комплекс в Нижегородской области имеет сложную многоотраслевую структуру [1]. Прежде всего, необходимо выделить транспортное машиностроение при лидирующей роли автомобильной промышленности, которая представлена одной из крупнейших российских автомобилестроительных компаний «Группа ГАЗ», объединяющей 13 производственных предприятий-смежников из восьми регионов России. Компания выпускает лёгкие и среднетоннажные коммерческие автомобили, тяжёлые грузовики, автобусы, легковые автомобили [2].
Развитые интенсивные внутрирайонные и межрайонные связи обусловили эффективную территориальную организацию машиностроительного производства в Нижегородском регионе [3]. Главными представителями отрасли в регионе являются Горьковский автомобильный завод, Павловский автобусный завод, предприятия, выпускающие двигатели внутреннего сгорания (Заволжский завод), электротехническое оборудование, звуковые сигналы и тросы (Лысковский электротехнический завод), автостекла с установочным оборудованием и различными системами (Борский стекольный завод), крепеж для всех узлов автомобилей (завод «Красная Этна»), автомобильный войлок (Арзамасская войлочная фабрика), искусственные кожи (Богородск).
Еще одной важной отраслью машиностроения, старейшей в регионе (с XVII в.), является судостроение, представленное заводом «Красное Сормово» и Навашинским судостроительным предприятием. Современные судостроительные предприятия ориентированы на производство коммерческих судов: танкеров и сухогрузов, пассажирских судов речного и смешанного плавания «река-море», дноуглубительных судов. Значительную долю в судостроении составляет продукция оборонного значения: дизель-электрические подводные лодки, спасательные глубоководные аппараты, понтонно-мостовые переправы.
Первомайский механический завод – один из крупнейших заводов, специализирующихся на выпуске гидравлических агрегатов, топливорегулирующей аппаратуры, пневмоагрегатов для авиационной и ракетно-космической техники, интегральных рулевых механизмов для большегрузных автомобилей, автобусов, троллейбусов. Продукция пользуется высоким спросом на современных оборонных, авиастроительных и машиностроительных рынках.
Значительную долю в машиностроении Нижегородской области занимает авиационный сектор, в первую очередь являющийся объектом военно-промышленного комплекса, продукцией которого являются истребители семейства «МиГ».
Цель исследования – анализ современного состояния отраслей машиностроения в Нижегородской области и их роли в народно-хозяйственном комплексе региона.
Материалы и методы исследования
В настоящее время машиностроительный комплекс является важным звеном в нижегородской экономике. Об этом свидетельствуют данные структуры экспорта Нижегородской области уже на протяжении 20 лет XXI века (рис. 1). Анализируя статистические данные, мы видим, что в 2000 г. продукция машиностроения в структуре экспорта региона занимала лидирующее место (33 %), к 2010 спустилась на вторую позицию, давая четверть экспортной продукции [4]. В 2019 г. машиностроение твердо занимает второе место в структуре экспортируемых товаров (28 %).
Рис. 1. Структура экспорта Нижегородской области ( %)
Рис. 2. Экспорт Нижегородской области (млн долл. США)
Таблица 1
Объем отгруженных товаров собственного производства организациями Нижегородской области по виду экономической деятельности, млн руб.
ВРП |
Производство электрического оборудования, компьютеров, электронных и оптических изделий |
Производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов |
Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки |
Произведено отраслями машиностроения |
||
млн руб. |
% от ВРП |
|||||
2007 |
473307,4 |
19391,1 |
129977,8 |
12000,9 |
161369,8 |
34,1 |
2008 |
588790,8 |
20453,8 |
130683,9 |
14279,1 |
165416,8 |
28,1 |
2009 |
547223,0 |
19561,4 |
68735,5 |
9467,2 |
97764,1 |
17,9 |
2010 |
652805,9 |
24780,2 |
99428,3 |
9534,3 |
133742,8 |
20,5 |
2011 |
770774,0 |
36279,4 |
131211,2 |
9291,4 |
176782 |
22,9 |
2012 |
842195,5 |
40079,8 |
157590,7 |
17394,4 |
215064,9 |
25,5 |
2013 |
925182,0 |
43609,9 |
182603,5 |
19409,6 |
245623 |
26,5 |
2014 |
1009460,1 |
49813,4 |
194835,9 |
24379,5 |
269028,8 |
26,7 |
2015 |
1104643,2 |
65970,6 |
177267,9 |
24248,5 |
267487 |
24,2 |
2016 |
1160782,3 |
81972,5 |
178322,7 |
24697,7 |
284992,9 |
24,6 |
2017 |
1261939,4 |
69296,6 |
201939,2 |
54629,4 |
325865,2 |
25,8 |
2018 |
1502156,2 |
77045,2 |
244632,0 |
62222 |
383899,2 |
25,6 |
2019 |
1 621 913,1 |
68855,1 |
277954,8 |
61557,1 |
408367 |
25,2 |
На протяжении всего исследуемого периода, с 2000 по 2019 г., увеличиваются доходы от экспорта продукции машиностроительного комплекса. Снижение доходов наблюдалось после мирового финансового кризиса 2007–2008 гг., а также в период с 2013 по 2015 г. и в 2019 г. Наибольший доход от экспорта машиностроительной продукции регион получил в 2018 г. (1523,6 млн долл. США) (рис. 2).
Рис. 3. Объем отгруженных товаров собственного производства организациями машиностроительного комплекса Нижегородской области по виду экономической деятельности, млн руб.
Несомненно, продукция машиностроения Нижегородской области не только экспортируется в другие регионы и страны, но также реализуется и на внутреннем рынке [5]. Вследствие того что в регионе развиты разнообразные отрасли машиностроительного комплекса, то и выпускается широкий ассортимент продукции. Больше всего в денежном эквиваленте производят нижегородцы автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (табл. 1, рис. 3). Это обусловлено тем, что именно транспортное машиностроение является отраслью специализации Нижегородской области. Оно представлено крупными предприятиями судо- и авиастроения и автомобильной промышленности [6; 7]. Также в регионе производят электронные, оптические изделия, электрическое и другое машиностроительное оборудование.
В целом объем отгруженных товаров собственного производства организациями машиностроения Нижегородской области составляет весомую долю валового регионального продукт. В 2007 г. данный объем составлял максимальное значение – 34 %, к 2009 г. происходит существенное снижение (в 2 раза) выпуска машиностроительной продукции [8]. Это последствие мирового финансового кризиса, в результате которого пострадали многие сферы промышленного производства и непроизводственной сферы, и машиностроение оказалось наиболее уязвимой отраслью производства. Затем происходит постепенное восстановление машиностроительного комплекса, и доля выпущенной продукции предприятиями увеличивается до 26 % от ВРП Нижегородской области. В последние годы товары машиностроения в валовом региональном продукте занимают устойчивую позицию в 25 %.
Важной характеристикой машиностроительного комплекса является численность работников предприятий, производящих машины, оборудование и другие изделия машиностроения [9]. Анализируя статистические данные за период с 2007 по 2019 г., мы видим, что, несмотря на увеличение выпускаемой продукции, численность работников, работающих на предприятиях машиностроения, наоборот, сокращается (табл. 2). Наибольшая численность работников на заводах и производствах машиностроительного комплекса была в 2008 г. – более 140 тысяч человек, или 8,3 % от числа всех занятых в экономике Нижегородской области. К 2019 г. число занятых в промышленности сократилось на 50 тысяч человек и составило 89,9 тысячи человек, или 5,3 %. Это обусловлено и экономической ситуацией, которая не позволяет держать большой штат работников, и снижением привлекательности труда рабочих и инженеров; молодежь неохотно идет работать на промышленные предприятия, а многие рабочие и квалифицированные специалисты заканчивают свою трудовую деятельность и выходят на заслуженный отдых.
Таблица 2
Среднегодовая численность работников организаций по виду экономической деятельности, тыс. человек
Занято в экономике, всего |
Производство электрического оборудования, компьютеров, электронных и оптических изделий |
Производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов |
Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки |
Всего занято в машиностроении |
||
тыс. чел. |
% |
|||||
2007 |
1735,6 |
28,6 |
81,5 |
29,5 |
139,6 |
8,0 |
2008 |
1702,5 |
30,7 |
82,2 |
27,8 |
140,7 |
8,3 |
2009 |
1688,2 |
27,2 |
62,7 |
23,2 |
113,1 |
6,7 |
2010 |
1660,3 |
25,9 |
58,9 |
17,4 |
102,2 |
6,2 |
2011 |
1676,0 |
25,8 |
57,4 |
15,1 |
98,3 |
5,9 |
2012 |
1719,1 |
27,2 |
56,9 |
14,9 |
99,0 |
5,8 |
2013 |
1702,0 |
27,7 |
61,7 |
14,4 |
103,8 |
6,1 |
2014 |
1701,1 |
25,7 |
62,5 |
13,6 |
101,8 |
6,0 |
2015 |
1688,6 |
26,8 |
58,3 |
13,8 |
98,9 |
5,9 |
2016 |
1696,0 |
28,1 |
57,2 |
12,3 |
97,6 |
5,8 |
2017 |
1695,9 |
20,8 |
37,020 |
33,231 |
91,1 |
5,4 |
2018 |
1686,9 |
23,4 |
33,798 |
33,091 |
90,3 |
5,4 |
2019 |
1682,4 |
22,5 |
34,324 |
33,094 |
89,9 |
5,3 |
Наибольшее сокращение работников произошло в автомобильной промышленности (на 58 %); если в 2007 г. в этой отрасли было занято 81,5 тысячи человек, то в 2019 г. только 33 тысячи человек [4]. Численность работников, занятых в производстве электрического оборудования, компьютеров, электронных и оптических изделий уменьшилась на 6 тысяч человек, или на 27 %. Наоборот, увеличивается количество занятых в других отраслях машиностроительного комплекса. В целом в различных отраслях машиностроения занято 5 % экономически активного населения Нижегородской области.
Машиностроение Нижегородской области тесно связано с оборонно-промышленным комплексом. На предприятиях региона выпускают как гражданскую, так и продукцию оборонного назначения.
Результаты исследования и их обсуждение
Определенную трудность при изучении данной темы составили статистические данные, представленные в соответствующих официальных сборниках. В разные периоды времени они даны то в относительных (в процентах к предыдущему году), то в абсолютных единицах (либо в денежном эквиваленте, либо в штуках). Анализируя статистические данные по выпуску основных видов продукции машиностроения, можно констатировать, что в период с 2014 по 2019 г. уменьшилось производство навигационных, метеорологических, гефизических приборов, металлорежущих станков, легковых автомобилей и, наоборот, увеличился выпуск электрических кухонных плит, воздушных и ваккумных насосов и газовых компрессоров, двигателей внутреннего сгорания, транспортных средств для жилищно-коммунального хозяйства и содержания дорог (рис. 4).
Рис. 4. Производство основных видов продукции машиностроения предприятиями Нижегородской области (в % к предыдущему году)
Рис. 5. Производство автобусов (включая автотранспортные пассажирские с числом мест для сидения не менее 10) предприятиями Нижегородской области (шт.)
Анализируя данные по производству инструментов и приборов для измерения, контроля и испытаний предприятиями машиностроительного комплекса Нижегородской области, можно судить о значительном увеличении выпуска данных товаров за последние 3 года [4]. А вот в производстве автобусов резкое увеличение объёмов пришлось на 2011–2013 гг., которое сменилось к 2015 г. таким же стремительным сокращением продукции. В настоящее время, как и в других машиностроительных отраслях, ситуация выравнивается.
Выводы
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно судить об устойчивом положении машиностроительного комплекса в Нижегородской области, что, безусловно, свидетельствует о сохранении машиностроительной специализации региона. Несмотря на лидирующие позиции в экспорте товаров химической промышленности, машиностроительная продукция оказалась довольно конкурентоспособной на внутреннем рынке, а также востребованной в странах СНГ и некоторых странах Восточной Европы, Азии и Африки. В настоящее время отрасли машиностроительного комплекса являются сферой привлечения инвестиций как российского, так и иностранного капитала, поэтому можно говорить о перспективности развития этого комплекса в ближайшем будущем.