Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

МАШИНОСТРОЕНИЕ КАК ВЕДУЩАЯ ОТРАСЛЬ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Аракчеева О.В. 1 Кривдина И.Ю. 1
1 ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина»
В статье раскрывается роль машиностроения как одной из ведущих отраслей экономики Нижегородской области. Сложная и многоотраслевая структура машиностроительного комплекса региона обусловлена такими факторами размещения предприятий, как выгодные черты транспортно-географического положения, подготовка трудовых ресурсов высокой квалификации для разных отраслей машиностроения, специализация и кооперирование, обеспеченные развитые интенсивные внутрирайонные и межрайонные связи. Ведущие позиции в машиностроительном комплексе Нижегородской области занимает транспортное машиностроение, выпускающее такие виды экспортной продукции, как автомобили разных классов, автобусы, суда различного назначения, а также продукцию оборонного назначения: истребители семейства «МиГ», дизель-электрические подводные лодки, спасательные глубоководные аппараты, понтонно-мостовые переправы. О машиностроительной специализации региона свидетельствует и факт устойчивого лидирующего положения продукции машиностроения в структуре экспорта Нижегородской области. Несмотря на то что отрасль занимает в структуре экспорта второе место после продукции химической промышленности, доходы от экспорта машиностроительной продукции в целом продолжали расти до 2019 г. Анализируя данные стоимости экспортной продукции, объем отгруженных товаров машиностроительного комплекса региона, можно обнаружить два периода снижения показателей – в 2008–2010 гг. и 2015 г., обусловленных последствиями мировых финансовых кризисов. В последние годы товары машиностроения в валовом региональном продукте занимают устойчивую позицию в 25 %. В статье рассматривается еще один важный экономический показатель – численность работников, занятых на предприятиях машиностроительного комплекса. Анализ статистки показал сокращение численности работников, однако этот факт не повлиял на объемы выпускаемой продукции и ее долю в ВРП. За период с 2007 по 2019 г. статистка говорит об увеличении выпускаемой машиностроительной продукции. Таким образом, можно судить об устойчивом положении машиностроительного комплекса в Нижегородской области, что, безусловно, свидетельствует о сохранении машиностроительной специализации региона.
машиностроение
Нижегородская область
транспортное машиностроение
оборонно-промышленное машиностроение
авиационное машиностроение
структура экспорта
1. Орфанов И.К. Промышленность и агропромышленный комплекс // Отечество мое Нижегородское. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1997. С. 323–333.
2. Аракчеева О.В., Кривдина И.Ю. Развитие машиностроительного комплекса в Нижегородском регионе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2018. № 1. С. 163–166.
3. Волкова А.В., Копосова Н.Н. Устойчивое развитие городов Нижегородской области // Успехи современного естествознания. 2019. № 5. С. 42–46.
4. Краткий статистический сборник «Нижегородская область в цифрах. 2020». [Электронный ресурс]. URL: https://nizhstat.gks.ru/publication_collection/document/29431? print=1 (дата обращения: 24.05.2021).
5. Ушаков Е.А. Оценка факторов неравенства субъектов российской федерации по совокупности социально-экономических показателей // Успехи современного естествознания. 2020. № 1. С. 61–69.
6. Официальный сайт компании «Группа ГАЗ». [Электронный ресурс]. URL: http://gazgroup.ru/company/structure/gaz/ (дата обращения: 29.05.2021).
7. Официальный сайт ПАО «Завод Красное Сормово». [Электронный ресурс]. URL: http://krsormovo.nnov.ru/ (дата обращения: 29.05.2021).
8. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13204 (дата обращения: 24.05.2021).
9. Вознесенская А.Г., Аракчеева О.В. Население Нижегородской области: динамика численности, естественное и механическое движения // Вестник Мининского университета: сетевое издание. 2013. № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/442 (дата обращения: 29.05.2021).

Машиностроение является ведущим комплексом в экономике Российской Федерации. Отрасли машиностроительного комплекса представлены во всех экономических районах страны, но в одних районах они имеют специализирующую функцию, а в других внутрирайонное значение. В Нижегородской области машиностроение является отраслью специализации региона. Первые отрасли возникли еще в Нижегородской губернии в XIX веке, на протяжении советского периода машиностроение развивалось, появлялись новые передовые отрасли, такие как электроника и приборостроение, и в целом достигло своего максимального развития. Машиностроительной специализации региона способствовали выгодные черты транспортно-географического положения, наличие квалифицированных трудовых ресурсов для разных отраслей машиностроения. Машиностроительный комплекс в Нижегородской области имеет сложную многоотраслевую структуру [1]. Прежде всего, необходимо выделить транспортное машиностроение при лидирующей роли автомобильной промышленности, которая представлена одной из крупнейших российских автомобилестроительных компаний «Группа ГАЗ», объединяющей 13 производственных предприятий-смежников из восьми регионов России. Компания выпускает лёгкие и среднетоннажные коммерческие автомобили, тяжёлые грузовики, автобусы, легковые автомобили [2].

Развитые интенсивные внутрирайонные и межрайонные связи обусловили эффективную территориальную организацию машиностроительного производства в Нижегородском регионе [3]. Главными представителями отрасли в регионе являются Горьковский автомобильный завод, Павловский автобусный завод, предприятия, выпускающие двигатели внутреннего сгорания (Заволжский завод), электротехническое оборудование, звуковые сигналы и тросы (Лысковский электротехнический завод), автостекла с установочным оборудованием и различными системами (Борский стекольный завод), крепеж для всех узлов автомобилей (завод «Красная Этна»), автомобильный войлок (Арзамасская войлочная фабрика), искусственные кожи (Богородск).

Еще одной важной отраслью машиностроения, старейшей в регионе (с XVII в.), является судостроение, представленное заводом «Красное Сормово» и Навашинским судостроительным предприятием. Современные судостроительные предприятия ориентированы на производство коммерческих судов: танкеров и сухогрузов, пассажирских судов речного и смешанного плавания «река-море», дноуглубительных судов. Значительную долю в судостроении составляет продукция оборонного значения: дизель-электрические подводные лодки, спасательные глубоководные аппараты, понтонно-мостовые переправы.

Первомайский механический завод – один из крупнейших заводов, специализирующихся на выпуске гидравлических агрегатов, топливорегулирующей аппаратуры, пневмоагрегатов для авиационной и ракетно-космической техники, интегральных рулевых механизмов для большегрузных автомобилей, автобусов, троллейбусов. Продукция пользуется высоким спросом на современных оборонных, авиастроительных и машиностроительных рынках.

Значительную долю в машиностроении Нижегородской области занимает авиационный сектор, в первую очередь являющийся объектом военно-промышленного комплекса, продукцией которого являются истребители семейства «МиГ».

Цель исследования – анализ современного состояния отраслей машиностроения в Нижегородской области и их роли в народно-хозяйственном комплексе региона.

Материалы и методы исследования

В настоящее время машиностроительный комплекс является важным звеном в нижегородской экономике. Об этом свидетельствуют данные структуры экспорта Нижегородской области уже на протяжении 20 лет XXI века (рис. 1). Анализируя статистические данные, мы видим, что в 2000 г. продукция машиностроения в структуре экспорта региона занимала лидирующее место (33 %), к 2010 спустилась на вторую позицию, давая четверть экспортной продукции [4]. В 2019 г. машиностроение твердо занимает второе место в структуре экспортируемых товаров (28 %).

arakceeva1.wmf

Рис. 1. Структура экспорта Нижегородской области ( %)

arakceeva2.wmf

Рис. 2. Экспорт Нижегородской области (млн долл. США)

Таблица 1

Объем отгруженных товаров собственного производства организациями Нижегородской области по виду экономической деятельности, млн руб.

 

ВРП

Производство электрического оборудования, компьютеров, электронных и оптических изделий

Производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов

Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки

Произведено отраслями машиностроения

млн руб.

% от ВРП

2007

473307,4

19391,1

129977,8

12000,9

161369,8

34,1

2008

588790,8

20453,8

130683,9

14279,1

165416,8

28,1

2009

547223,0

19561,4

68735,5

9467,2

97764,1

17,9

2010

652805,9

24780,2

99428,3

9534,3

133742,8

20,5

2011

770774,0

36279,4

131211,2

9291,4

176782

22,9

2012

842195,5

40079,8

157590,7

17394,4

215064,9

25,5

2013

925182,0

43609,9

182603,5

19409,6

245623

26,5

2014

1009460,1

49813,4

194835,9

24379,5

269028,8

26,7

2015

1104643,2

65970,6

177267,9

24248,5

267487

24,2

2016

1160782,3

81972,5

178322,7

24697,7

284992,9

24,6

2017

1261939,4

69296,6

201939,2

54629,4

325865,2

25,8

2018

1502156,2

77045,2

244632,0

62222

383899,2

25,6

2019

1 621 913,1

68855,1

277954,8

61557,1

408367

25,2

На протяжении всего исследуемого периода, с 2000 по 2019 г., увеличиваются доходы от экспорта продукции машиностроительного комплекса. Снижение доходов наблюдалось после мирового финансового кризиса 2007–2008 гг., а также в период с 2013 по 2015 г. и в 2019 г. Наибольший доход от экспорта машиностроительной продукции регион получил в 2018 г. (1523,6 млн долл. США) (рис. 2).

arakceeva3.wmf

Рис. 3. Объем отгруженных товаров собственного производства организациями машиностроительного комплекса Нижегородской области по виду экономической деятельности, млн руб.

Несомненно, продукция машиностроения Нижегородской области не только экспортируется в другие регионы и страны, но также реализуется и на внутреннем рынке [5]. Вследствие того что в регионе развиты разнообразные отрасли машиностроительного комплекса, то и выпускается широкий ассортимент продукции. Больше всего в денежном эквиваленте производят нижегородцы автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (табл. 1, рис. 3). Это обусловлено тем, что именно транспортное машиностроение является отраслью специализации Нижегородской области. Оно представлено крупными предприятиями судо- и авиастроения и автомобильной промышленности [6; 7]. Также в регионе производят электронные, оптические изделия, электрическое и другое машиностроительное оборудование.

В целом объем отгруженных товаров собственного производства организациями машиностроения Нижегородской области составляет весомую долю валового регионального продукт. В 2007 г. данный объем составлял максимальное значение – 34 %, к 2009 г. происходит существенное снижение (в 2 раза) выпуска машиностроительной продукции [8]. Это последствие мирового финансового кризиса, в результате которого пострадали многие сферы промышленного производства и непроизводственной сферы, и машиностроение оказалось наиболее уязвимой отраслью производства. Затем происходит постепенное восстановление машиностроительного комплекса, и доля выпущенной продукции предприятиями увеличивается до 26 % от ВРП Нижегородской области. В последние годы товары машиностроения в валовом региональном продукте занимают устойчивую позицию в 25 %.

Важной характеристикой машиностроительного комплекса является численность работников предприятий, производящих машины, оборудование и другие изделия машиностроения [9]. Анализируя статистические данные за период с 2007 по 2019 г., мы видим, что, несмотря на увеличение выпускаемой продукции, численность работников, работающих на предприятиях машиностроения, наоборот, сокращается (табл. 2). Наибольшая численность работников на заводах и производствах машиностроительного комплекса была в 2008 г. – более 140 тысяч человек, или 8,3 % от числа всех занятых в экономике Нижегородской области. К 2019 г. число занятых в промышленности сократилось на 50 тысяч человек и составило 89,9 тысячи человек, или 5,3 %. Это обусловлено и экономической ситуацией, которая не позволяет держать большой штат работников, и снижением привлекательности труда рабочих и инженеров; молодежь неохотно идет работать на промышленные предприятия, а многие рабочие и квалифицированные специалисты заканчивают свою трудовую деятельность и выходят на заслуженный отдых.

Таблица 2

Среднегодовая численность работников организаций по виду экономической деятельности, тыс. человек

 

Занято в экономике, всего

Производство электрического оборудования, компьютеров, электронных и оптических изделий

Производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов

Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки

Всего занято в машиностроении

тыс. чел.

%

2007

1735,6

28,6

81,5

29,5

139,6

8,0

2008

1702,5

30,7

82,2

27,8

140,7

8,3

2009

1688,2

27,2

62,7

23,2

113,1

6,7

2010

1660,3

25,9

58,9

17,4

102,2

6,2

2011

1676,0

25,8

57,4

15,1

98,3

5,9

2012

1719,1

27,2

56,9

14,9

99,0

5,8

2013

1702,0

27,7

61,7

14,4

103,8

6,1

2014

1701,1

25,7

62,5

13,6

101,8

6,0

2015

1688,6

26,8

58,3

13,8

98,9

5,9

2016

1696,0

28,1

57,2

12,3

97,6

5,8

2017

1695,9

20,8

37,020

33,231

91,1

5,4

2018

1686,9

23,4

33,798

33,091

90,3

5,4

2019

1682,4

22,5

34,324

33,094

89,9

5,3

Наибольшее сокращение работников произошло в автомобильной промышленности (на 58 %); если в 2007 г. в этой отрасли было занято 81,5 тысячи человек, то в 2019 г. только 33 тысячи человек [4]. Численность работников, занятых в производстве электрического оборудования, компьютеров, электронных и оптических изделий уменьшилась на 6 тысяч человек, или на 27 %. Наоборот, увеличивается количество занятых в других отраслях машиностроительного комплекса. В целом в различных отраслях машиностроения занято 5 % экономически активного населения Нижегородской области.

Машиностроение Нижегородской области тесно связано с оборонно-промышленным комплексом. На предприятиях региона выпускают как гражданскую, так и продукцию оборонного назначения.

Результаты исследования и их обсуждение

Определенную трудность при изучении данной темы составили статистические данные, представленные в соответствующих официальных сборниках. В разные периоды времени они даны то в относительных (в процентах к предыдущему году), то в абсолютных единицах (либо в денежном эквиваленте, либо в штуках). Анализируя статистические данные по выпуску основных видов продукции машиностроения, можно констатировать, что в период с 2014 по 2019 г. уменьшилось производство навигационных, метеорологических, гефизических приборов, металлорежущих станков, легковых автомобилей и, наоборот, увеличился выпуск электрических кухонных плит, воздушных и ваккумных насосов и газовых компрессоров, двигателей внутреннего сгорания, транспортных средств для жилищно-коммунального хозяйства и содержания дорог (рис. 4).

arakceeva4.wmf

Рис. 4. Производство основных видов продукции машиностроения предприятиями Нижегородской области (в % к предыдущему году)

arakceeva5.wmf

Рис. 5. Производство автобусов (включая автотранспортные пассажирские с числом мест для сидения не менее 10) предприятиями Нижегородской области (шт.)

Анализируя данные по производству инструментов и приборов для измерения, контроля и испытаний предприятиями машиностроительного комплекса Нижегородской области, можно судить о значительном увеличении выпуска данных товаров за последние 3 года [4]. А вот в производстве автобусов резкое увеличение объёмов пришлось на 2011–2013 гг., которое сменилось к 2015 г. таким же стремительным сокращением продукции. В настоящее время, как и в других машиностроительных отраслях, ситуация выравнивается.

Выводы

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно судить об устойчивом положении машиностроительного комплекса в Нижегородской области, что, безусловно, свидетельствует о сохранении машиностроительной специализации региона. Несмотря на лидирующие позиции в экспорте товаров химической промышленности, машиностроительная продукция оказалась довольно конкурентоспособной на внутреннем рынке, а также востребованной в странах СНГ и некоторых странах Восточной Европы, Азии и Африки. В настоящее время отрасли машиностроительного комплекса являются сферой привлечения инвестиций как российского, так и иностранного капитала, поэтому можно говорить о перспективности развития этого комплекса в ближайшем будущем.


Библиографическая ссылка

Аракчеева О.В., Кривдина И.Ю. МАШИНОСТРОЕНИЕ КАК ВЕДУЩАЯ ОТРАСЛЬ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ // Успехи современного естествознания. – 2021. – № 6. – С. 49-55;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=37640 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674