До конца XX века в научном сообществе катастрофы воспринимались как события, имеющие последствия, устранить которые на местном уровне было неосуществимой задачей. Само понятие «управление катастрофами» предполагает ликвидацию последствий проявления катастроф, а решением данной проблемы занимались Общество Красного Полумесяца, Красного Креста и организации по гражданской обороне.
С 60-х годов XX века вопросами ликвидации последствий воздействия крупных стихийных бедствий начала заниматься Организация Объединенных Наций. Следующим шагом в решении вопросов природно-техносферной безопасности было создание структурной единицы в составе ООН по оказанию помощи пострадавшим от стихийных бедствий. Привлечение международного сообщества к реагированию на бедствия и ликвидации последствий их воздействия, содействие развивающимся странам в противодействии стихийным бедствиям привели к организации в 1978 году Управления по координации чрезвычайной помощи ООН. Сейчас данное управление реорганизовано в Управление по координации гуманитарных вопросов ООН.
Возрастание в начале XXI века последствий от воздействия природных катастроф на социально-экономическую сферу деятельности человечества способствовало разработке ООН целостных научных подходов к борьбе со стихийными бедствиями.
Переосмысление подхода в решении проблем стихийных бедствий, от борьбы с последствиями проявления к разработке мер по уменьшению опасности от бедствий, произошло во время Международного десятилетия по уменьшению опасности стихийных бедствий (МДУОСБ) (1990–1999 гг.).
В России также уделяется пристальное внимание обеспечению населения регионов безопасности от воздействия чрезвычайных ситуаций различного характера. В Сибирском федеральном округе ежегодно в разное время года отмечается возникновение различного рода опасных природных явлений и чрезвычайных ситуаций. В связи с этим анализ природно-техносферной безопасности субъектов Сибирского федерального округа играет особую роль.
Объектом изучения являются субъекты, входящие в состав Сибирского федерального округа. Дата образования – 13 мая 2000 года. Округ составляет 30 % от всей территории страны, а площадь – 5 118 400 км2.
В состав Сибирского федерального округа (на 31 декабря 2017 г.) входили 12 административно-территориальных единиц РФ [1; 2]. Исследование проводилось до 2017 года включительно, а до этого года в состав СФО входили 12 субъектов. В данный момент из состава СФО вышли два региона – Республика Бурятия и Забайкальский край, которые территориально с 2018 года входят в состав Дальневосточного федерального округа (рис. 1).
Рис. 1. Состав субъектов, входящих в Сибирский федеральный округ [1]
Целью работы является оценка природно-техносферной безопасности в субъектах Сибирского федерального округа России.
Для достижения цели были решены задачи:
1) провести расчет и анализ недостаточности потенциала противодействия бедствиям;
2) провести расчет и анализ полученных данных от подсчета коэффициентов природной опасности, уязвимости региона, защищенности от стихийных бедствий;
3) провести расчет и произвести анализ интегрального индекса риска по представленной адаптированной методике;
4) произвести районирование субъектов Сибирского федерального округа по полученным значениям индекса риска.
Объектом исследования являются субъекты Сибирского федерального округа.
Материалы и методы исследования
В настоящее время для анализа безопасности субъектов от воздействия опасностей применяется такой показатель, как интегральный индекс риска ЧС, который используется при проведении анализа безопасности различных территорий [3]. Данный подход носит название «Методология INFORM» (рис. 2). Методология представлена мировой общественности в рамках Третьей всемирной конференции в Сендае (Япония). На рис. 2 указаны элементы методологии INFORM, остающиеся неизменными (опасность, уязвимость и отсутствие потенциала), а также элементы, которые адаптируются под конкретные условия. Исходя из этого, авторами методология была адаптирована с использованием коэффициентов, которые включают информацию, подходящую под условия в исследуемом Сибирском федеральном округе. Свойство заменимости коэффициентов значимо в силу того, что таким образом ее можно подстраивать под особенности различных территорий.
Рис. 2. Концепция методологии INFORM [3]
Также данный инструментарий методологии INFORM является универсальным, и его использование возможно на различных уровнях, от глобального до муниципального [3].
На национальном уровне методология INFORM упрощает большой объем информации о риске бедствий, посредством использования комплексного индекса риска.
Первоначально, согласно методологии INFORM, интегральный индекс риска рассчитывается по формуле (1) [3]:
R = (1)
где R – интегральный индекс риска;
H – индикатор угроз опасностей;
V – индикатор уязвимости к опасностям;
L – индикатор недостаточности потенциала противодействия бедствиям (чрезвычайным ситуациям).
Авторами предложено, на основании методологии INFORM, уравнение для вычисления индекса риска, что позволит выявить наиболее уязвимые из субъектов, входящих в состав Сибирского федерального округа. Данная формула адаптирована авторами с использованием апробированных для субъектов РФ формул, представленных далее. Анализируемыми коэффициентами будут предложенные Кузьминым С.Б. (2015) [4] коэффициент природной опасности, коэффициент уязвимости регионов от ЧС различного характера и коэффициент защищённости от стихийных бедствий. Ранее расчеты по данным коэффициентам и анализ полученных результатов были опубликованы в статьях авторов [5-7].
Коэффициент природной опасности рассчитывается по формуле [4]:
(2)
где Hc – коэффициент природной опасности;
D – количество природных процессов, опасных в масштабе региона;
S – площадь региона, км2;
P – численность населения региона, чел.
Автором предложено уравнение для расчёта коэффициента (формула (3)), которое определяет уязвимость регионов от чрезвычайных ситуаций различного генезиса:
(3)
где Ку – коэффициент уязвимости региона;
Psчс – численность населения в зоне воздействия ЧС, чел.;
Nsрег – общая численность населения региона, чел.;
SрегЧС – площадь региона, подверженного влиянию природных и техногенных ЧС, км2;
Sрег – общая площадь региона, км2;
Кчсрег – количество ЧС, произошедших в регионе;
КчсСФО – количество ЧС, произошедших в СФО;
Рпостр – количество населения, пострадавшего в результате воздействия ЧС, чел.;
РпострСФО – количество населения, пострадавшего в результате воздействия ЧС на СФО, чел.;
Рпогибш – количество населения, погибшего в результате воздействия ЧС, чел.;
РпогибшСФО – количество населения, погибшего в результате воздействия ЧС на СФО, чел.
Следующим анализируемым показателем является коэффициент защищенности от стихийных бедствий. Для оценки защищенности регионов Сибирского федерального округа применяется методика, разработанная Кузьминым С.Б. [4], и рассчитаны коэффициенты защищённости от стихийных бедствий по формуле (4):
Vc = (4)
где Vc – коэффициент защищенности от стихийных бедствий;
В – коэффициент ВРП на душу населения;
Pj – доля трудоспособного населения;
T – телекоммуникационный коэффициент;
C – транспортный коэффициент;
W – коэффициент военных ресурсов;
L – коэффициент ожидаемой продолжительности жизни;
K – коэффициент грамотности;
Pp – доля населения, находящегося за чертой бедности;
CHD – коэффициент детской смертности;
Е – коэффициент напряжённости экологических проблем.
Применяя перечисленные коэффициенты, сформулировано следующее уравнение [8; 9]:
R = (5)
где R – интегральный индекс риска;
Hc – коэффициент природной опасности;
Ky – коэффициент уязвимости региона;
Vc – коэффициент защищённости от стихийных бедствий.
Данная формула получена в результате обобщения трёх коэффициентов, что позволит сделать комплексный анализ природно-техногенной безопасности в субъектах Сибирского федерального округа, с учетом специфики регионов. Данные для вычисления интегрального индекса риска и других анализируемых коэффициентов размещены в докладах МЧС РФ, а также в опубликованных сборниках Росстата [10; 11].
Результаты исследования и их обсуждение
После проведения расчета интегрального индекса риска получены результаты, отраженные в таблице.
Усредненное значение интегрального индекса риска в субъектах Сибирского федерального округа за период с 2000 по 2017 г.
Название субъекта |
Интегральный индекс риска |
Республика Алтай |
0,027 |
Республика Бурятия |
0,200 |
Республика Тыва |
0,040 |
Республика Хакасия |
0,003 |
Алтайский край |
0,001 |
Забайкальский край |
0,180 |
Красноярский край |
0,067 |
Иркутская область |
0,130 |
Кемеровская область |
0,001 |
Новосибирская область |
0,000 |
Омская область |
0,002 |
Томская область |
0,011 |
На рис. 3 представлена карта-схема районирования субъектов Сибирского федерального округа на основании усредненных значений интегрального индекса риска.
Рис. 3. Районирование субъектов Сибирского федерального округа по интегральному индексу риска
Районирование субъектов Сибирского федерального округа позволило наглядно отразить их различия по значениям интегрального индекса риска. Высокий риск (первый уровень) характерен субъектам: Забайкальский край, Республика Бурятия, Иркутская область. Средний риск (второй уровень) присущ: Красноярскому краю, Республикам Тыва, Алтай, Хакасия и Томской области. Низкий риск (третий уровень) характерен: Омской, Новосибирской и Кемеровской областям, а также Алтайскому краю.
Следует отметить, что величина риска повышается меридионально – с запада на восток (от низкого к высокому уровням интегрального индекса риска в регионах). Подобное распределение значения интегрального индекса риска среди субъектов можно объяснить зависимостью от изменения природной опасности в регионах. Если обратиться к районированию субъектов Сибирского федерального округа (рис. 3) по значениям коэффициента природной опасности, то видно нарастание опасности с запада на восток. Это подчеркивает значительную долю влияния коэффициента природной опасности в формировании интегрального индекса риска.
Заключение
Проведенное исследование позволяет сделать ряд следующих выводов, на основании полученных результатов:
1. Методология INFORM обладает преимуществом среди других методик тем, что подразумевает адаптацию ее составляющих под особенности и условия различных территорий мира и России.
2. В данной статье представлены расчеты интегрального индекса риска для субъектов Сибирского федерального округа. В данном округе для субъектов характерны различия в физико-географических условиях и, как следствие, в преобладающих для данных территорий чрезвычайных ситуациях природного характера и опасных природных явлениях. Это формирует различный уровень опасности в изучаемых субъектах.
3. На основании полученных расчетов интегрального индекса риска субъекты распределены в три района в рамках карты-схемы рис. 3. Величина риска повышается меридионально – с запада на восток (от низкого, среднего и к высокому уровню интегрального индекса риска в рассматриваемых регионах). Подобное распределение значения интегрального индекса риска среди субъектов можно объяснить зависимостью от изменения природной опасности в регионах, вычисленной при расчете коэффициента природной опасности для субъектов округа. Это указывает на значительную роль коэффициента природной опасности в формировании интегрального индекса риска на различных исследуемых территориях.
4. Полученные результаты расчета интегрального индекса риска справедливы для территории Сибирского федерального округа, где данный параметр имеет закономерность в распределении с запада на восток. Данный вывод не говорит о том, что на территориях, расположенных к западу от СФО, на которых происходит большее количество ЧС, интегральный индекс будет равняться 0. Также данная закономерность, выявленная для СФО, не подразумевает подобное распределение интегрального индекса риска для регионов, расположенных восточнее.