Зеленые насаждения являются залогом комфортных условий проживания людей в городах, улучшают качество воздуха, снижают уровень шума, улучшают эстетический облик городов, кроме того, они влияют на уровень психоэмоционального состояния населения. На сегодняшний день г. Армянск накопил большой опыт по благоустройству и озеленению общественных территорий, однако в некоторых его местах все еще есть проблемные зоны. Благоустройство и озеленение территорий – это целый ряд мероприятий, направленных на создание и эксплуатацию объектов озеленения. Город Армянск имеет выгодное географическое положение, так как находится на пересечении северо-западных дорог, ведущих в Крым. Территория города Армянска расположена в северной части Крымского полуострова, в зоне сухостепного ландшафта и относится к степному климатическому району. Детский сад находится на юго-западе города. С экологической точки зрения в настоящее время сложилась не стабильная ситуация, так как есть предприятия, загрязняющие воздух своими отходами. Это загрязнение воздуха хлористым водородом, поступающим от головного завода «Титан», выхлопными газами автомобилей, стихийными и несанкционированными свалками в черте города и его окрестностях и, наконец, замусоривание территории самими жителями. Актуальность исследований обусловлена необходимостью решения проблем комплексной средовой организации и озеленения территории детского сада.
Цель исследования – провести оценку озеленения территории детского сада, что повысит комфортность образовательного учреждения, а также улучшит экологическую среду на этой территории.
Материал и методы исследования
Для благоустройства и озеленения территории авторы руководствовались нормативными документами. Анализ санитарного состояния древесно-кустарниковой растительности и пространственной структуры авторами был проведен согласно климатическим особенностям, современным условиям и требованиям ФГОС ДОУ. Несмотря на близость крупных водоемов, климат исследуемой территории континентальный, с умеренно мягкой зимой и жарким сухим летом. Методика предпроектного анализа позволила исследовать участок, здания и сооружения на нем, рельеф местности, определить границы, расположение наземных и подземных коммуникаций, установить основные транзитные пути. При проведении предпроектного комплексного анализа были использованы материалы СНиП 2.07.01-89, а также исходные материалы топографической съемки. Посадка деревьев и кустарников регламентировалась существующими нормами и строительными правилами, в частности нормами расположения насаждений, где учитывалась инсоляция. При благоустройстве территории учитывали солнечное освещение (свет – тень), так как освещенность является одним из важнейших факторов, формирующих пластику объемно-пространственной композиции. В соответствии с Правилами благоустройства муниципальной территории авторами был проведен осмотр зеленых насаждений и объектов озеленения. Зеленые насаждения, произрастающие на данной территории, осуществляют декоративную и экологическую функцию, однако в настоящее время находятся в неудовлетворительном качественном состоянии, что подтверждается актом обследования зеленых насаждений и объектов озеленения. Для чертежей и визуализации авторами использовались программы AutoCAD, Lumion 8.0 PRO.
Результаты исследования и их обсуждение
Детский сад граничит с улицей Просвещения и микрорайоном имени Генерала Корявко. На участке располагаются здание детского сада и гараж для хозяйственного оборудования. Общая площадь территории ДОУ составляет 12 600 м2. Современное состояние территории детского сада характеризуется наличием цветников, деревьев и кустарников, а также газонов. Детские площадки имеют небольшое количество игрового оборудования. При оценке существующей растительности учитывалось состояние всех деревьев и кустарников на участке. Древесно-кустарниковая растительность представлена сосной обыкновенной (Pinus sylvestris), вязом гладким (Ulmus laevis), чубушником венечным (Philadelphus coronaries), ясенем обыкновенным (Fraxinus excelsior), шиповником обыкновенным (Rosa cinnamomea) (таблица).
Деревья старовозрастные, большая часть их находится в удовлетворительном качественном состоянии, однако требуется проведение санитарной обрезки (вырезки сухих сучьев). Кроме того, есть ряд деревьев, находящихся в неудовлетворительном качественном состоянии, с явными признаками стволовых вредителей, гнили, усыхания кроны, представляющие угрозу жизни и здоровью граждан в случае падения. Данные растения рекомендуется удалить. Наряду с этим шиповник обыкновенный появился в качестве поросли розы, его проектом предусмотрено выкорчевать. Остальные деревья и кустарники нуждаются в санитарной обрезке, находятся в хорошем состоянии [1].
Территория должна быть спланирована с учетом природного окружения, а также архитектурных особенностей самого здания детского сада и окружающих зданий. Планировка территории должна учитывать требования к составу и размерам элементов участка, благоустройству и озеленению, дизайну [2].
Оценка видового состава насаждений, используемых в озеленении территории
№ п/п |
Наименование посадочного материала |
Кол-во, шт |
Высота, м |
Отношение к свету |
pH почвы |
Отношение к влаге |
1. |
Eль колючая (Picea pungens) |
7 |
2,0 |
светолюбивое |
4,5-5,0 |
засухо-устойчивое |
2. |
Бархат амурский (Phellodendron amurense) |
1 |
2,0 |
светолюбивое |
5,0-7,5 |
засухо-устойчивое |
3. |
Береза повислая (Betula pendula) |
7 |
1,8 |
светолюбивое |
5,0-6,5 |
засухо-устойчивое |
4. |
Ива ломкая (Salix fragilis) |
2 |
2,0 |
светолюбивое |
6,1-7,0 |
влаголюбивое |
5. |
Клен остролистный (Acer platanoides) |
5 |
1,8 |
теневыносливое |
6,0-7,5 |
умеренное увлажнение |
6. |
Клен ясенелистый (Acer negundo) |
6 |
1,8 |
теневыносливое |
6,0-7,5 |
умеренное увлажнение |
7. |
Кизильник блестящий (Cotoneaster lucidus) |
114 |
0,5 |
теневыносливое |
5,5-6,0 |
засухо-устойчивое |
8. |
Лапчатка кустарниковая (Potentilla fnuticosa) |
115 |
0,3 |
светолюбивое |
5,5-8,0 |
засухо-устойчивое |
9. |
Лещина обыкновенная (Corylus avellana) |
76 |
2,0 |
светолюбивое |
5,5-8,0 |
засухо-устойчивое |
10. |
Сирень обыкновенная (Syringa vulgaris) |
31 |
2,0 |
светолюбивое |
6,6-7,5 |
умеренное увлажнение |
11. |
Спирея японская (Spiraea japonica) |
12 |
1,5 |
светолюбивое |
6,1-7,0 |
засухо-устойчивое |
12. |
Яблоня гибридная (Malus hybridus) |
5 |
1,5 |
светолюбивое |
6,1-7,0 |
умеренное увлажнение |
13. |
Крокус крымский (Crocus tauricus) |
100 |
0,1 |
светолюбивое |
6,5-7,5 |
засухо-устойчивое |
14. |
Крокус крымский (Crocus tauricus) |
50 |
0,1 |
светолюбивое |
6,5-7,5 |
засухо-устойчивое |
15. |
Крокус крымский (Crocus tauricus) |
70 |
0,1 |
светолюбивое |
6,5-7,5 |
засухо-устойчивое |
16. |
Барвинок травянистый (Vinca herbacea) |
30 |
0,15 |
светолюбивое |
6,5-7,0 |
умеренное увлажнение |
17. |
Хоста гибридная (Hosta hybrida) |
3 |
0,3 |
теневыносливое |
6,5-7,5 |
влаго-любивое |
18. |
Гейхера гибридная (Heuchera hybrida) |
7 |
0,3 |
теневыносливое |
6,4-8,5 |
влаго-любивое |
Максимальное расстояние, на котором зрячий взрослый (воспитатель) может различить движение ребенка, составляет примерно 135 метров, а максимальное расстояние до лица ребенка – 20-25 метров. В соответствии с существующими рекомендациями проект включает игровую зону для малышей, где есть групповые игровые площадки, личные для каждой младшей и старшей группы, площадью не менее 120-180 м2 каждая, спортивно-игровую площадку (площадью 450 м2) с физкультурно-игровым городком для подвижных игр, беговыми дорожками и песочной ямой для прыжков, площадку для общедошкольных мероприятий (976 м2) – будет использоваться для проведения детских праздников и спектаклей, ограждена зеленой изгородью от детской игровой зоны, участок цветочно-декоративных и полевых культур, который будет способствовать образовательной деятельности, участок для тихого отдыха и хозяйственную зону с местом разгрузки и площадкой для мусоросборников, предусмотрены парковочные места на 3-4 автомобиля (служебный транспорт). Все участки и сооружения на территории связаны между собой дорожно-тропиночной сетью, по возможности проложенной поверх существующих коммуникаций с целью упрощения ремонта в случае их поломки и учета ограничений по посадке деревьев и кустарников. Рассматривая более подробно предлагаемые авторами мероприятия по реконструкции дошкольной территории, следует начать с физкультурной зоны (рис. 1).
Рис. 1. Спортивно-игровая площадка
Рис. 2. Зона для мероприятий
Рис. 3. Ясельно-игровая зона
Зоны с гимнастическим оборудованием и спортивными снаряжениями имеют цветовое зонирование, беговые дорожки расположены вдоль спортивного ядра, на противоположной стороне размещена яма для прыжков. Прорезиненное покрытие можно окрашивать в различные яркие цвета, при этом оно устойчиво к истиранию, что особенно важно при устройстве спортивных площадок. Из дополнительного оборудования следует отметить наличие дежурного освещения. Следующая зона – зона для мероприятий. Учитывая пожарные требования, имеет три самостоятельных входа и выхода. На площадке для мероприятий находится сцена для проведения детских спектаклей (рис. 2).
Площадка вымощена плиткой, что несет собой эстетический и экологичный характер. Ее авторы запланировали однотонной, но теплого серого оттенка. Для желающих передохнуть в более спокойной обстановке в северной зоне площадки предусмотрена беседка-пергола в тени деревьев, также оборудованная скамейками и защищающая от прямых лучей солнца. Ещё одной функцией рассматриваемой территории является образовательная [3]. К зоне для мероприятий примыкает дорожка, вдоль которой запланированы участки цветочно-декоративных, а также овощных и полевых культур, которые включены в научно-исследовательскую (учебно-опытную) зону [4]. Продолжая движение на восток по территории площадки для мероприятий, можно попасть в ясельную игровую зону (рис. 3).
Она предназначается для ясельной группы с теневыми навесами. При этом теневые навесы не сокращают освещенность территории. Теневые навесы имеют деревянный настил. На площадках установлено стационарное игровое оборудование. Перейдя в старшие групповые площадки, также оборудованные теневыми навесами, можно заметить уже другое оснащение. Так как дети от 3-7 лет отличаются активностью, для них поставлены турникеты, гимнастические стенки, горки, лесенки, качели. Вся планировка и оборудование было спроектировано с учетом роста и возраста детей, имеет документацию, подтверждающую качество и безопасность. Территорию вокруг здания детского сада предлагается выполнить в более строгом стиле, здесь должны расположиться площадка для общего сбора и площадки тихого отдыха для школьников разных возрастов. Визуализацию одной из них представляем на следующем рисунке, как видно, основным её оборудованием являются скамейки, расположенные в тени деревьев (рис. 4).
Далее можно увидеть зону перед главным входом в здание. Отсюда осуществляется въезд на территорию детского сада. Предусмотрена парковка для автомобилей воспитателей, родителей и гостей, что наглядно видно на рисунке 5.
Площадки для прогулок ясельной и дошкольной группы были сохранены на тех же местах, на них заменили покрытие, малые архитектурные формы, планировку. Для обучения правилам движения на дороге и поведению пешеходов на участке предусмотрено организовать на большей части дорожно-тропиночной сети разметки и знаки.
Рис. 4. Зона тихого отдыха
Рис. 5. Входная зона
Мощение на территории предусмотрено четырьмя видами. Мощение плиткой – для площадок отдыха, а также для секции по проведению мероприятий. Площадки спортивные и игровые выполнены из высококачественной резиновой крошки, применены специализированные покрытия «Регупол», «Тэпинг». Все проезжие части предполагается закрыть асфальтобетоном. Асфальтом покрыты стоянка и площадка для общего сбора. При подборе ассортимента руководствовались тем принципом, что насаждения, с одной стороны, должны нести защитные функции, изолируя территорию детского сада от автодорог, а с другой – способствовать развитию познавательной активности дошкольников в области ботаники и дендрологии [5]. Насаждения позволяют выделить и изолировать функциональные зоны друг от друга.
Заключение
В ходе предпроектного анализа проектируемой территории были выявлены все проблемные места и достоинства земельного участка, на котором планируется произвести мероприятия по благоустройству и озеленению. Кроме того, были установлены границы участка, географические особенности и условия климата, определены зоны действия коммуникаций и основные транзитные пути, проведен анализ архитектурно-планировочной ситуации, произведена инвентаризация существующих насаждений, разработано композиционное решение территории. В целом для системы озеленения и их отдельных объектов наибольшее значение имеют: оптимальное сочетание функций; соответствие планировочно-структурной организации территории по степени использования; непрерывность озелененных пространств; взаимное влияние города и зеленых насаждений, а также сохранение экологического равновесия.