Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

К ПРОБЛЕМЕ ОЗЕЛЕНЕНИЯ ДЕТСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ МБДОУ № 5 «АЛЕНУШКА» Г. АРМЯНСК РЕСПУБЛИКИ КРЫМ)

Мурадова А.В. 1 Безгина Ю.А. 1 Степаненко Е.Е. 1 Халикова В.А. 1 Зверева О.С. 1
1 ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный аграрный университет»
В статье отражены природно-инженерные особенности территории детского учреждения для разработки проекта по его благоустройству и озеленению в условиях Республики Крым города Армянск. Рассматривается последовательность проектирования городского объекта от анализа исходных данных до рабочего проекта. В процессе выполнения работы определены природно-климатические условия, влияние инженерных коммуникаций на размещение насаждений, состояние древесно-кустарниковой растительности. Произведено зонирование территории, созданы безопасные и комфортные условия для времяпрепровождения детей на открытом воздухе с учетом интересов разновозрастных групп, а также для кратковременного отдыха взрослых, организованы участки естественных природных зон, зон для различных видов досуга, организован удобный доступ на территорию в соответствии с требованиями по безопасности. Воспитанники детских садов проводят в нем большую часть активного времени, их пребывание должно быть комфортным, безопасным и эстетически благоприятным. В ходе предпроектного анализа проектируемой территории были выявлены все проблемные места и достоинства земельного участка, на котором планируется произвести мероприятия по благоустройству и озеленению. На основе полученных данных подбиралось композиционное решение территории, разработана визуализация объекта, составлена ассортиментная ведомость насаждений, подбиравшихся с учетом экологических факторов, созданы чертежи и необходимая документация.
детские образовательные учреждения
благоустройство
озеленение
древесно-кустарниковая растительность
зонирование территории
проектное решение
1. Подлужная А.Д., Довганюк А.И. Принципы благоустройства и озеленения территорий дошкольных образовательных учреждений // Вестник ландшафтной архитектуры. 2021. № 26. С. 63-65.
2. Ершова А.Ю., Калашников Д.В. Озеленение дворовых территорий в условиях плотной городской застройки // Вестник ландшафтной архитектуры. 2021. № 26. С. 30-34.
3. Егорова Д.А., Бессонова А.В. Озеленение внутридворовых территорий // Наука и Образование. 2022. Т. 5. № 2. [Электронный ресурс]. URL: http://opusmgau.ru/index.php/see/article/view/4809/4844 (дата обращения: 15.11.2023).
4. Нестеренко Н.П. Озеленение территории учреждения // Бюджетный учет. 2023. № 6 (222). С. 24-28.
5. Дубовицкая А.Ю., Ивлиева У.П., Попова В.А., Чесноков Н.Н. Благоустройство и озеленение территории общеобразовательной школы // Наука и Образование. 2021. Т. 4, № 3. [Электронный ресурс]. URL: http://opusmgau.ru/index.php/see/article/view/3734/3719 (дата обращения: 05.10.2023).

Зеленые насаждения являются залогом комфортных условий проживания людей в городах, улучшают качество воздуха, снижают уровень шума, улучшают эстетический облик городов, кроме того, они влияют на уровень психоэмоционального состояния населения. На сегодняшний день г. Армянск накопил большой опыт по благоустройству и озеленению общественных территорий, однако в некоторых его местах все еще есть проблемные зоны. Благоустройство и озеленение территорий – это целый ряд мероприятий, направленных на создание и эксплуатацию объектов озеленения. Город Армянск имеет выгодное географическое положение, так как находится на пересечении северо-западных дорог, ведущих в Крым. Территория города Армянска расположена в северной части Крымского полуострова, в зоне сухостепного ландшафта и относится к степному климатическому району. Детский сад находится на юго-западе города. С экологической точки зрения в настоящее время сложилась не стабильная ситуация, так как есть предприятия, загрязняющие воздух своими отходами. Это загрязнение воздуха хлористым водородом, поступающим от головного завода «Титан», выхлопными газами автомобилей, стихийными и несанкционированными свалками в черте города и его окрестностях и, наконец, замусоривание территории самими жителями. Актуальность исследований обусловлена необходимостью решения проблем комплексной средовой организации и озеленения территории детского сада.

Цель исследования – провести оценку озеленения территории детского сада, что повысит комфортность образовательного учреждения, а также улучшит экологическую среду на этой территории.

Материал и методы исследования

Для благоустройства и озеленения территории авторы руководствовались нормативными документами. Анализ санитарного состояния древесно-кустарниковой растительности и пространственной структуры авторами был проведен согласно климатическим особенностям, современным условиям и требованиям ФГОС ДОУ. Несмотря на близость крупных водоемов, климат исследуемой территории континентальный, с умеренно мягкой зимой и жарким сухим летом. Методика предпроектного анализа позволила исследовать участок, здания и сооружения на нем, рельеф местности, определить границы, расположение наземных и подземных коммуникаций, установить основные транзитные пути. При проведении предпроектного комплексного анализа были использованы материалы СНиП 2.07.01-89, а также исходные материалы топографической съемки. Посадка деревьев и кустарников регламентировалась существующими нормами и строительными правилами, в частности нормами расположения насаждений, где учитывалась инсоляция. При благоустройстве территории учитывали солнечное освещение (свет – тень), так как освещенность является одним из важнейших факторов, формирующих пластику объемно-пространственной композиции. В соответствии с Правилами благоустройства муниципальной территории авторами был проведен осмотр зеленых насаждений и объектов озеленения. Зеленые насаждения, произрастающие на данной территории, осуществляют декоративную и экологическую функцию, однако в настоящее время находятся в неудовлетворительном качественном состоянии, что подтверждается актом обследования зеленых насаждений и объектов озеленения. Для чертежей и визуализации авторами использовались программы AutoCAD, Lumion 8.0 PRO.

Результаты исследования и их обсуждение

Детский сад граничит с улицей Просвещения и микрорайоном имени Генерала Корявко. На участке располагаются здание детского сада и гараж для хозяйственного оборудования. Общая площадь территории ДОУ составляет 12 600 м2. Современное состояние территории детского сада характеризуется наличием цветников, деревьев и кустарников, а также газонов. Детские площадки имеют небольшое количество игрового оборудования. При оценке существующей растительности учитывалось состояние всех деревьев и кустарников на участке. Древесно-кустарниковая растительность представлена сосной обыкновенной (Pinus sylvestris), вязом гладким (Ulmus laevis), чубушником венечным (Philadelphus coronaries), ясенем обыкновенным (Fraxinus excelsior), шиповником обыкновенным (Rosa cinnamomea) (таблица).

Деревья старовозрастные, большая часть их находится в удовлетворительном качественном состоянии, однако требуется проведение санитарной обрезки (вырезки сухих сучьев). Кроме того, есть ряд деревьев, находящихся в неудовлетворительном качественном состоянии, с явными признаками стволовых вредителей, гнили, усыхания кроны, представляющие угрозу жизни и здоровью граждан в случае падения. Данные растения рекомендуется удалить. Наряду с этим шиповник обыкновенный появился в качестве поросли розы, его проектом предусмотрено выкорчевать. Остальные деревья и кустарники нуждаются в санитарной обрезке, находятся в хорошем состоянии [1].

Территория должна быть спланирована с учетом природного окружения, а также архитектурных особенностей самого здания детского сада и окружающих зданий. Планировка территории должна учитывать требования к составу и размерам элементов участка, благоустройству и озеленению, дизайну [2].

Оценка видового состава насаждений, используемых в озеленении территории

№ п/п

Наименование посадочного

материала

Кол-во, шт

Высота, м

Отношение к свету

pH

почвы

Отношение к влаге

1.

Eль колючая

(Picea pungens)

7

2,0

светолюбивое

4,5-5,0

засухо-устойчивое

2.

Бархат амурский (Phellodendron amurense)

1

2,0

светолюбивое

5,0-7,5

засухо-устойчивое

3.

Береза повислая

(Betula pendula)

7

1,8

светолюбивое

5,0-6,5

засухо-устойчивое

4.

Ива ломкая

(Salix fragilis)

2

2,0

светолюбивое

6,1-7,0

влаголюбивое

5.

Клен остролистный

(Acer platanoides)

5

1,8

теневыносливое

6,0-7,5

умеренное увлажнение

6.

Клен ясенелистый

(Acer negundo)

6

1,8

теневыносливое

6,0-7,5

умеренное увлажнение

7.

Кизильник блестящий (Cotoneaster lucidus)

114

0,5

теневыносливое

5,5-6,0

засухо-устойчивое

8.

Лапчатка кустарниковая (Potentilla fnuticosa)

115

0,3

светолюбивое

5,5-8,0

засухо-устойчивое

9.

Лещина обыкновенная

(Corylus avellana)

76

2,0

светолюбивое

5,5-8,0

засухо-устойчивое

10.

Сирень обыкновенная

(Syringa vulgaris)

31

2,0

светолюбивое

6,6-7,5

умеренное увлажнение

11.

Спирея японская

(Spiraea japonica)

12

1,5

светолюбивое

6,1-7,0

засухо-устойчивое

12.

Яблоня гибридная

(Malus hybridus)

5

1,5

светолюбивое

6,1-7,0

умеренное увлажнение

13.

Крокус крымский

(Crocus tauricus)

100

0,1

светолюбивое

6,5-7,5

засухо-устойчивое

14.

Крокус крымский

(Crocus tauricus)

50

0,1

светолюбивое

6,5-7,5

засухо-устойчивое

15.

Крокус крымский

(Crocus tauricus)

70

0,1

светолюбивое

6,5-7,5

засухо-устойчивое

16.

Барвинок травянистый

(Vinca herbacea)

30

0,15

светолюбивое

6,5-7,0

умеренное увлажнение

17.

Хоста гибридная

(Hosta hybrida)

3

0,3

теневыносливое

6,5-7,5

влаго-любивое

18.

Гейхера гибридная

(Heuchera hybrida)

7

0,3

теневыносливое

6,4-8,5

влаго-любивое

Максимальное расстояние, на котором зрячий взрослый (воспитатель) может различить движение ребенка, составляет примерно 135 метров, а максимальное расстояние до лица ребенка – 20-25 метров. В соответствии с существующими рекомендациями проект включает игровую зону для малышей, где есть групповые игровые площадки, личные для каждой младшей и старшей группы, площадью не менее 120-180 м2 каждая, спортивно-игровую площадку (площадью 450 м2) с физкультурно-игровым городком для подвижных игр, беговыми дорожками и песочной ямой для прыжков, площадку для общедошкольных мероприятий (976 м2) – будет использоваться для проведения детских праздников и спектаклей, ограждена зеленой изгородью от детской игровой зоны, участок цветочно-декоративных и полевых культур, который будет способствовать образовательной деятельности, участок для тихого отдыха и хозяйственную зону с местом разгрузки и площадкой для мусоросборников, предусмотрены парковочные места на 3-4 автомобиля (служебный транспорт). Все участки и сооружения на территории связаны между собой дорожно-тропиночной сетью, по возможности проложенной поверх существующих коммуникаций с целью упрощения ремонта в случае их поломки и учета ограничений по посадке деревьев и кустарников. Рассматривая более подробно предлагаемые авторами мероприятия по реконструкции дошкольной территории, следует начать с физкультурной зоны (рис. 1).

missing image file

Рис. 1. Спортивно-игровая площадка

missing image file

Рис. 2. Зона для мероприятий

missing image file

Рис. 3. Ясельно-игровая зона

Зоны с гимнастическим оборудованием и спортивными снаряжениями имеют цветовое зонирование, беговые дорожки расположены вдоль спортивного ядра, на противоположной стороне размещена яма для прыжков. Прорезиненное покрытие можно окрашивать в различные яркие цвета, при этом оно устойчиво к истиранию, что особенно важно при устройстве спортивных площадок. Из дополнительного оборудования следует отметить наличие дежурного освещения. Следующая зона – зона для мероприятий. Учитывая пожарные требования, имеет три самостоятельных входа и выхода. На площадке для мероприятий находится сцена для проведения детских спектаклей (рис. 2).

Площадка вымощена плиткой, что несет собой эстетический и экологичный характер. Ее авторы запланировали однотонной, но теплого серого оттенка. Для желающих передохнуть в более спокойной обстановке в северной зоне площадки предусмотрена беседка-пергола в тени деревьев, также оборудованная скамейками и защищающая от прямых лучей солнца. Ещё одной функцией рассматриваемой территории является образовательная [3]. К зоне для мероприятий примыкает дорожка, вдоль которой запланированы участки цветочно-декоративных, а также овощных и полевых культур, которые включены в научно-исследовательскую (учебно-опытную) зону [4]. Продолжая движение на восток по территории площадки для мероприятий, можно попасть в ясельную игровую зону (рис. 3).

Она предназначается для ясельной группы с теневыми навесами. При этом теневые навесы не сокращают освещенность территории. Теневые навесы имеют деревянный настил. На площадках установлено стационарное игровое оборудование. Перейдя в старшие групповые площадки, также оборудованные теневыми навесами, можно заметить уже другое оснащение. Так как дети от 3-7 лет отличаются активностью, для них поставлены турникеты, гимнастические стенки, горки, лесенки, качели. Вся планировка и оборудование было спроектировано с учетом роста и возраста детей, имеет документацию, подтверждающую качество и безопасность. Территорию вокруг здания детского сада предлагается выполнить в более строгом стиле, здесь должны расположиться площадка для общего сбора и площадки тихого отдыха для школьников разных возрастов. Визуализацию одной из них представляем на следующем рисунке, как видно, основным её оборудованием являются скамейки, расположенные в тени деревьев (рис. 4).

Далее можно увидеть зону перед главным входом в здание. Отсюда осуществляется въезд на территорию детского сада. Предусмотрена парковка для автомобилей воспитателей, родителей и гостей, что наглядно видно на рисунке 5.

Площадки для прогулок ясельной и дошкольной группы были сохранены на тех же местах, на них заменили покрытие, малые архитектурные формы, планировку. Для обучения правилам движения на дороге и поведению пешеходов на участке предусмотрено организовать на большей части дорожно-тропиночной сети разметки и знаки.

missing image file

Рис. 4. Зона тихого отдыха

missing image file

Рис. 5. Входная зона

Мощение на территории предусмотрено четырьмя видами. Мощение плиткой – для площадок отдыха, а также для секции по проведению мероприятий. Площадки спортивные и игровые выполнены из высококачественной резиновой крошки, применены специализированные покрытия «Регупол», «Тэпинг». Все проезжие части предполагается закрыть асфальтобетоном. Асфальтом покрыты стоянка и площадка для общего сбора. При подборе ассортимента руководствовались тем принципом, что насаждения, с одной стороны, должны нести защитные функции, изолируя территорию детского сада от автодорог, а с другой – способствовать развитию познавательной активности дошкольников в области ботаники и дендрологии [5]. Насаждения позволяют выделить и изолировать функциональные зоны друг от друга.

Заключение

В ходе предпроектного анализа проектируемой территории были выявлены все проблемные места и достоинства земельного участка, на котором планируется произвести мероприятия по благоустройству и озеленению. Кроме того, были установлены границы участка, географические особенности и условия климата, определены зоны действия коммуникаций и основные транзитные пути, проведен анализ архитектурно-планировочной ситуации, произведена инвентаризация существующих насаждений, разработано композиционное решение территории. В целом для системы озеленения и их отдельных объектов наибольшее значение имеют: оптимальное сочетание функций; соответствие планировочно-структурной организации территории по степени использования; непрерывность озелененных пространств; взаимное влияние города и зеленых насаждений, а также сохранение экологического равновесия.


Библиографическая ссылка

Мурадова А.В., Безгина Ю.А., Степаненко Е.Е., Халикова В.А., Зверева О.С. К ПРОБЛЕМЕ ОЗЕЛЕНЕНИЯ ДЕТСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ МБДОУ № 5 «АЛЕНУШКА» Г. АРМЯНСК РЕСПУБЛИКИ КРЫМ) // Успехи современного естествознания. – 2023. – № 12. – С. 129-134;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=38182 (дата обращения: 19.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674