Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,976

MODELING THE TEMPERATURE REGIME OF ROAD EMBANKMENT AND SOILS BASED ON PERMAFROST CONDITIONS IN YAKUTIA

Malyshev A.V. 1 Timofeev A.M. 1 Bolshev K.N. 1 Tseeva A.N. 2
1 Federal State Budgetary Institution of Science Federal Research Center “Yakutsk Scientific Center of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences” V.P. Larionov Institute of Physico-Technical Problems of the North
2 Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Industrial University of Tyumen»
1588 KB
To predict the stability and condition of the embankment, slopes, and subgrade of a highway in permafrost conditions, a mathematical model of the thermal interaction of an asphalt road with the underlying soil and the atmosphere was developed and implemented. The model takes into account phase transitions of pore moisture, seasonal fluctuations in air temperature, changes in wind speed, heat gain from solar radiation, taking into account surface reflectivity, the impact of seasonal snow cover, and its profile resulting from regular snow removal. During the simulation, both standard methods and alternative semi-empirical expressions were used to determine the model parameters and boundary conditions, ensuring the model’s robustness and adequacy. The model was implemented and solved in the Comsol Multiphysics simulation environment using the finite element method. The predictive data obtained as a result of mathematical modeling show a gradual cooling of the foundation and embankment soils and confirm its stable frozen state during the period of operation, provided that there are no abnormal situations affecting the thermal regime (changes in soil conditions, waterlogging and swamping of the territory, destruction of the road section and other operational disruptions).
permafrost soils
highway
embankment
temperature regime
modeling
foundations

Введение

Для районов многолетнемерзлых грунтов вопросы сохранения мерзлого состояния и несущей способности грунтовых оснований инженерных сооружений всегда имеют особую важность. Актуально это и для автомобильных дорог как для протяженных линейных объектов, проходящих через участки различных геологических и геокриологических условий. При этом основным определяющим критерием устойчивости является стабильный температурный режим с сохранением мерзлого состояния грунтовых оснований. Во избежание дальнейших проблем с эксплуатацией сооружений необходимо выполнять численное моделирование теплового режима грунтового основания и прогнозную оценку его устойчивости [1].

Для прогнозной оценки состояния грунта основания, насыпи и откосов асфальтовой автодороги в среде численного мультифизического моделирования Comsol была разработана и реализована модель системы «автодорога – грунт – атмосфера», учитывающая фазовые переходы поровой влаги, сезонные колебания температуры воздуха, изменения скорости ветра, приток тепла за счет солнечной радиации с учетом отражающей способности поверхностей, влияние сезонного снегового покрова и его профиль в результате регулярной очистки автодороги от снега.

Цель работы – дать прогнозную оценку состояния грунта основания асфальтовой автодороги на период ее эксплуатации в условиях многолетнемерзлых грунтов Якутии.

Материалы и методы исследования

Исследование температурного состояния грунтов оснований автодороги проводилось методами математического моделирования с решением методом конечных элементов.

Постановка математической модели переноса тепла в теле насыпи автодороги и грунтов оснований описывается уравнением теплопроводности с фазовыми переходами в спектре температур (1) с соответствующими начальным (2) и граничными условиями (3).

(1)

(2)

(3)

(4)

где С(Т) и λ(Т) – соответственно, объемная теплоемкость, Дж/ (м3∙ºC) и теплопроводность строительных материалов, насыпи и грунтов оснований, Вт/(м∙ºC); L – скрытая теплота фазового перехода вода-лед, Дж/кг; ρ – плотность скелета дисперсного материала, кг/м3; WHB(Т) – функция незамерзшей воды, кг/кг; T0(y) – начальный профиль температуры по глубине массива насыпи и грунтов оснований, ºC; αy – эффективный коэффициент теплоотдачи, Вт/(м2∙ºC); Ta(t) – температура атмосферного воздуха, ºC.

Постановка такой задачи теплопроводности для промерзающих-протаивающих влажных дисперсных материалов, коими являются дорожная полотно, насыпь и грунты основания, отличается от традиционной постановки задачи Стефана [2, с. 358] тем, что вместо дельта-функции Дирака, характеризующей интенсивность фазовых переходов в объемной теплоемкости, стоит производная от функции незамерзшей воды по температуре. Таким образом, производится «естественное сглаживание» функций теплопроводности и объемной теплоемкости влажных дисперсных материалов.

Область Ω с соответствующими границами от Г1 до Г4, в которой отыскивается решение поставленной задачи, имеет следующий вид (рис. 1).

Как видно, входящие в уравнение теплопроводности коэффициенты представляют собой теплофизические свойства отдельных слоев, слагающих дорожное полотно, насыпь и грунты основания, которые зависят от температуры. Объемная теплоемкость в случае промерзания или протаивания становится эффективной и содержит скрытую теплоту фазового превращения воды в лед. Данная задача нелинейна из-за зависимости теплофизических свойств дисперсных грунтов от температуры и наличия фазовых переходов, происходящих в спектре температур, поэтому решение такой задачи возможно получить только численно. Для решения нелинейной задачи теплопроводности можно применить метод конечных разностей или метод конечных элементов. Последний в данном случае будет эффективным, так как область, где отыскивается температурное поле, представляет собой сложную геометрию, при дискретизации которой получаются нерегулярные узлы.

Рис. 1. Расчетная область Примечание: сформировано авторами по результатам данного исследования

Таблица 1

Физические и теплофизические свойства материалов дорожного покрытия, насыпи и грунтов основания (г. Якутск)

Вид слоя

L, м

ρ, кг/м3

W, д.е.

Ip, д.е.

Wp, д.е.

λth , W/(m*K)

λf , W/(m*K)

Cth∙106, J/(m3*K)

Cth∙106, J/(m3*K)

Tbf , °C

Асфальтобетон плотный

0,05

2400

-

-

-

1,4

1,4

3,12

3,12

-

Асфальтобетон пористый

0,07

2300

-

-

-

1,25

1,25

3,22

3,22

-

Щебень

0,31

1800

0,05

-

-

1,39

1,48

2,4

2,22

0,0

Грунт земляного полотна (песок средней крупности)

0,9

1550

0,22

-

-

2,14

2,38

2,85

2,15

-0,6

Суглинок легкий пылеватый, засоленный

1,6

1370

0,31

0,09

0,25

1,48

1,59

3,07

2,2

-1,0

Песок мелкий, засоленный

0,6

1460

0,25

-

-

2,09

2,32

2,87

2,14

-0,5

(-0,24)

Песок средней крупности

11,9

1520

0,23

-

-

2,13

2,37

2,86

2,15

-0,12

Примечание: составлено авторами на основе полученных данных в ходе исследования, а также источника [5].

Поставленная задача решалась методом конечных элементов в программе СОМSОL Multiphysics. Выбор этого программного пакета обусловлен его широкими возможностями, в первую очередь гибкостью задания вида уравнения переноса тепла, граничных условий, возможностью настройки и реализации различного уровня сложности математических функций, а также задания пользователем своих уравнений или их систем. Сравнение СОМSОL Multiphysics c альтернативными программными приложениями для моделирования методом конечных элементов показывает, что оно ни в чем им не уступает, и более того, обладает определенными преимуществами [3; 4].

Теплофизические свойства слоев, слагающих дорожное полотно, насыпь и грунты основания, определялись по справочным таблицам для строительных материалов и из СП 25.13330.2020 «Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах» [5]. В этом своде правил приводятся формулы для определения температуры начала замерзания грунтов, расчета засоленности, объемных теплоемкостей в талом и мерзлом состояниях, а также таблицы и формулы для теплопроводностей в этих же состояниях. Для учета фазовых превращений поровой воды в лед и обратно в этом же своде имеются таблицы и формула для расчета количества незамерзшей воды. При построении функции незамерзшей воды на основе расчетных значений количества незамерзшей воды от температуры применялась аппроксимация, предложенная в работе [6, с. 18; 7, с. 41]. Основные данные по структуре грунта для модели взяты из таблиц инженерных изысканий и приведены в таблице 1.

В граничное условие (3) теплообмена с атмосферным воздухом входит температура воздуха в зависимости от времени. Данная величина должна иметь поправку на температуру за счет воздействия солнечной радиации. Оценка среднемесячной температуры поверхности дорожной насыпи производилась с привлечением нормативных документов СП 498.1325800.2020 «Основания и фундаменты зданий и сооружений на многолетнемерзлых грунтах. Требование к инженерной подготовке территории» [8] и СП 447.1325800.2019 «Железные дороги в районах вечной мерзлоты» [9]. Для естественной поверхности грунта воздействие солнечной радиации согласно [9], п. 7, приложение А

T(t) = Ta(t) + ΔTr + ΔTε, (5)

где Ta(t) – среднемесячная температура атмосферного воздуха, приведенная в таблице 2, ΔTr и ΔTε – поправки на теплообмен за счет солнечной радиации и испарения, ºC.

(6)

где α – коэффициент теплообмена, Вт/(м2∙ºC); R(t) – радиационный баланс различных поверхностей, Вт/м2; k – коэффициент, учитывающий характер поверхности. В первом приближении равный для естественной поверхности – 0,8, а для оголенной – 0,3.

Для определения коэффициента теплообмена в зависимости от скорости ветра использовалась широко применяемая формула Юргенса [10; 11]:

(7)

Радиационный баланс для различных поверхностей регламентируется в п. 5.2.13 СП 498.1325800.2020 [12].

Таблица 2

Климат (среднемесячные значения температуры воздуха, скорости ветра и солнечной радиации) (г. Якутск)

Параметр

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Ta, ºC

-39,1

-34,6

-20,3

-4,7

7,5

16,2

v, м/с

1,1

1,1

1,7

2,6

3,1

2,9

Qc, Вт/м2

12,69

47,12

122,83

196,37

220,65

253,86

Параметр

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Ta, ºC

19,3

15,2

5,9

-7,8

-27,8

-37,8

v, м/с

2,6

2,5

2,4

2,2

1,6

1,1

Qc, Вт/м2

234,09

175,10

109,18

52,64

20,83

6,72

Примечание: составлено авторами на основе источника [12].

Таблица 3

Высота и средняя плотность снежного покрова (г. Якутск)

Параметр

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Hs, м

0,01

0,05

0,08

0,10

0,19

0,19

0,19

0,22

0,24

0,24

0,24

0,24

ρs, г/см3

0,08

0,10

0,12

0,12

0,12

0,14

0,15

0,15

0,15

0,16

0,16

0,16

Параметр

Февраль

Март

Апрель

     

1

2

3

1

2

3

1

2

3

     

Hs, м

0,25

0,25

0,25

0,26

0,24

0,24

0,18

0,06

     

ρs, г/см3

0,16

0,17

0,18

0,18

0,19

0,19

0,22

0,20

     

Примечание: составлено авторами на основе источника [12].

Таблица 4

Полевые данные замеров температур по глубине (15 мая 2023 г.)

z, м

1

2

3

4

5

6

7

T0, ºC

-0.2

-0.3

-0.4

-0.6

-0.6

-0.8

-0.8

z, м

8

9

10

11

12

13

14

T0, ºC

-0.9

-1.0

-1.1

-1.1

-1.2

-1.1

-1.2

Примечание: составлено авторами на основе полученных данных в ходе исследования.

Так, для песчаных, щебеночных и асфальтовых поверхностей R(t) определяется по формуле:

(8)

а для бетонных и железобетонных поверхностей:

(9)

где Qc(t) – суммарная солнечная радиация, приведенная в таблице 2 и определяемая согласно документу СП 131.13330 «Строительная климатология» [12].

В модели предполагается, что поверхность асфальта в зимний период не имеет снежного покрова, поэтому температурные поправки учитываются на все месяцы, остальные поверхности, такие как естественный грунт и оба откоса дорожной насыпи, поправки на температуру воздуха, учитываются только с мая по октябрь.

Коэффициент теплопередачи от холодного воздуха к поверхности снежного покрова через его толщу к поверхности грунта или поверхности насыпи, как в работах [13; 14], определяется по формуле:

(10)

где hs – высота снежного покрова, приведенная в таблице 3 и определяемая по данным ближайшей станции по метеонаблюдениям, м; λs – теплопроводность снега, Вт/(м∙ºC).

Теплопроводность снежного покрова рассчитывалась по формуле, предложенной Б.В. Проскуряковым [15]:

(11)

где s – плотность снега, значения приводятся в таблице 3.

Замеры начального профиля температур слоев грунтового массива проводятся изыскательской организацией. Для этого проводится обустройство температурной скважины глубиной до 15 м, путем бурения и далее установки термотрубки с размещением в ней термокос из датчиков температур (логгеров). Замер температур по глубине проводится с шагом в 1 метр. Данные по начальному распределению температуры по глубине массива приведены в таблице 4.

Результаты исследования и их обсуждение

В результате численного моделирования получены прогнозные значения температур автодорожного полотна насыпи и грунтов оснований за счет теплообмена с наружным атмосферным воздухом для различных моментов времени.

Распределение температур по глубине массива в начальный момент времени (рис. 2) имело растепленный характер из-за возведения насыпи в зимний период.

Рис. 2. Профиль распределения температуры по глубине на начальный момент времени (15.05.2023 г.) Примечание: составлено авторами по результатам данного исследования

Рис. 3. Конфигурации изотерм: а) через 2 года; б) через 5 лет; в) через 10 лет Жирной черной линией обозначены нулевые изотермы Примечание: составлено авторами по результатам данного исследования

Рис. 4. Профили распределения температуры по глубине: а) через 1 год; б) через 2 года; в) через 5 лет; г) через 10 лет Примечание: составлено авторами по результатам данного исследования

Анализ полученных изотерм (рис. 3) показывает, что после первого расчетного года формируется ядро промерзания под насыпью с постепенным понижением температур в последующие годы.

Характер распределения температур по глубине массива, начиная с первого расчетного года, изменяется в сторону отрицательных значений (рис. 4).

Температура на глубине нулевых амплитуд (10 м) в начале расчетов немного повышается, за первые три года достигая -0,96 ºC, а затем в последующие годы уменьшается, доходя до значения -1,15 ºC на десятом году. Повышение температуры на начальном периоде объясняется отложенным влиянием растепления верхних слоев грунта в процессе строительных работ.

Все графики распределения температур представлены для середины мая, т.к. исходная точка моделирования – 15 мая 2023 года. При этом минимум температуры в середине мая смещается с глубины 1 метр со значением -1,6 ºC в первый год на глубину 2 метра со значением -3,8 ºC через 10 лет.

Полученный характер изменения температурного режима грунта после строительства автодороги с понижением значений температуры – следствие изменения профиля грунта с обустройством насыпи, а также регулярной расчистки с поверхности автодороги снегового покрова, имеющего теплоизолирующие свойства для подстилающих поверхностей.

Заключение

В результате проведенного исследования разработана и реализована математическая модель, позволяющая осуществлять прогнозный расчет температурного режима автодороги с учетом фазовых переходов поровой влаги, сезонных колебаний температуры воздуха, изменения скорости ветра, притока тепла к поверхности за счет солнечной радиации с учетом отражающей способности поверхностей, влияния сезонного снегового покрова и его профиля в результате регулярной очистки автодороги от снега.

Результаты проведенного численного моделирования дают прогнозную оценку на постепенное охлаждение и стабильное мерзлое состояние грунтового основания и насыпи автомобильной дороги на период эксплуатации в 10 лет при условии отсутствия влияющих на тепловой режим нештатных ситуаций (изменение грунтовых условий, переувлажнение и заболачивание территории, разрушение участка автодороги и прочие нарушения эксплуатации).