Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,976

МОДЕЛИРОВАНИЕ ТЕМПЕРАТУРНОГО РЕЖИМА НАСЫПИ АВТОДОРОГИ И ГРУНТОВ ОСНОВАНИЙ В УСЛОВИЯХ МНОГОЛЕТНЕЙ МЕРЗЛОТЫ ЯКУТИИ

Малышев А.В. 1 Тимофеев А.М. 1 Большев К.Н. 1 Цеева А.Н. 2
1 Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Федеральный исследовательский центр «Якутский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук» Институт физико-технических проблем Севера им. В.П. Ларионова
2 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский индустриальный университет»
Малышев А.В. - методология исследования, научное руководство, визуализация результатов
Тимофеев А.М. - анализ данных, методология исследования, написание черновика рукописи
Большев К.Н. - работа с данными, административное руководство исследовательским проектом, валидация результатов, написание черновика рукописи, написание рукописи – рецензирование и редактирование
Цеева А.Н. - работа с данными, привлечение финансирования, предоставление ресурсов
С целью прогнозной оценки устойчивости и состояния насыпи, откосов и грунтового основания автомобильной дороги в условиях многолетнемерзлых грунтов была разработана и реализована математическая модель теплового взаимодействия асфальтовой автодороги с подстилающим грунтом и атмосферой. Модель учитывает фазовые переходы поровой влаги, сезонные колебания температуры воздуха, изменения скорости ветра, приток тепла за счет солнечной радиации с учетом отражающей способности поверхностей, влияние сезонного снегового покрова и его профиль в результате регулярной очистки автодороги от снега. В ходе моделирования для определения параметров модели и граничных условий были использованы как нормативные методики, так и альтернативные полуэмпирические выражения, что обеспечило устойчивость и адекватность модели. Реализация и решение модели проводилось в среде мультифизического моделирования Comsol Multiphysics с применением метода конечных элементов. Полученные в результате математического моделирования прогнозные данные показывают постепенное охлаждение грунтов основания и насыпи и подтверждают ее стабильное мерзлое состояние на период эксплуатации при условии отсутствия влияющих на тепловой режим нештатных ситуаций (изменение грунтовых условий, переувлажнение и заболачивание территории, разрушение участка автодороги и прочие нарушения эксплуатации).
многолетнемерзлые грунты
автодорога
насыпь
температурный режим
моделирование
основания
1. Степанов С.П., Цеева А.Н., Васильев В.И., Сирдитов И.К. Математическое моделирование температурного режима грунтов оснований фундаментов в условиях многолетнемерзлых пород // Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. 2017. № 1. С. 142–159. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id= 28376474 (дата обращения: 08.09.2025). DOI: 10.18698/1812-3368-2017-1-142-159.
2. Самарский А.А., Вабищевич П.Н. Вычислительная теплопередача. Изд. 2-е. М.: ЛИБРОКОМ, 2009. 782 с. URL: https://elibrary.ru/QJVMAV (дата обращения: 08.09.2025). ISBN: 978-5-397-00761-0.
3. Шабанов А.С., Нейман В.Ю. Применение пакетов программ FEMM и COMSOL Multiphysics в задачах расчета линейных электромагнитных двигателей // Современные материалы, техника и технологии. 2017. № 5 (13). С. 96-100. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30363053 (дата обращения: 08.09.2025).
4. Токтаров Д.Д., Ильясова З.А., Березовская И.Э., Габитова З.Х. Компьютерное моделирование для изучения физических процессов // Universum: технические науки. 2022. № 4-1 (97). С. 64-68. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48507421 (дата обращения: 08.09.2025).
5. СП 25.13330.2020 «СНиП 2.02.04-88 Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах» Дата принятия: 30.12.2020 [Электронный ресурс] URL: https://www.minstroyrf.gov.ru/docs/117292/ (дата обращения: 08.09.2025).
6. Пермяков П.П. Идентификация параметров математической модели тепловлагопереноса в мерзлых грунтах. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989. 86 с. URL: https://nlrs.ru/open/7237 (дата обращения: 08.09.2025) ISBN: 5-02-029664-3.
7. Пермяков П.П. Математическое моделирование негативных мерзлотных процессов / Отв. ред. И.И. Рожин. Новосибирск: СО РАН, 2023. 160 c. https://nlrs.ru/open/105982 (дата обращения: 08.09.2025). ISBN: 978-5-6048539-7-2.
8. СП 498.1325800.2020 «Основания и фундаменты зданий и сооружений на многолетнемерзлых грунтах. Требования к инженерной подготовке территории» Дата принятия: 30.12.2020 [Электронный ресурс] URL: https://minstroyrf.gov.ru/docs/120037/ (дата обращения: 08.09.2025).
9. СП 447.1325800.2019 «Железные дороги в районах вечной мерзлоты. Основные положения проектирования» Дата принятия: 04.02.2019 [Электронный ресурс]. URL: https://minstroyrf.gov.ru/docs/18767/ (дата обращения: 08.09.2025).
10. Хохолов Ю.А., Курилко А.С., Киселев В.В., Соловьев Д.Е. Математическое моделирование формирования искусственного ледяного массива методом факельного намораживания на дне отработанного карьера криолитозоны // Фундаментальные и прикладные вопросы горных наук. 2022. Т. 9. № 2. С. 53-60. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54799238 (дата обращения: 08.09.2025). DOI: 10.15372/FPVGN2022090208.
11. Грибовский Г.В. Шупляков М.Ю. Обзор методик по определению коэффциента теплообмена для различных поверхностей в условиях // Мониторинг в криолитозоне: Сборник докладов Шестой конференции геокриологов России с участием российских и зарубежных ученых, инженеров и специалистов, Москва, 14–17 июня 2022 года / Под ред. Р.Г. Мотенко. М.: «КДУ», «Добросвет», 2022. С. 595-599. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49415774&selid=49415882 (дата обращения: 08.09.2025). DOI: 10.31453/kdu.ru.978-5-7913-1231-0-2022-1130.
12. СП 131.13330.2020 «СНиП 23-01-99 Строительная климатология». Дата принятия: 20.12.2020 [Электронный ресурс] URL: https://www.minstroyrf.gov.ru/upload/iblock/82b/SP-131.pdf (дата обращения: 08.09.2025).
13. Семенова Н.П., Малышев А.В., Тимофеев А.М., Большев К.Н. Математическая модель температурного режима в основании здания с плитным фундаментом на уплотненном трамбованием сезоннооттаивающем слое // Основания, фундаменты и механика грунтов. 2023. № 4. С. 34-39. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54896350 (дата обращения: 08.09.2025). DOI: 10.1007/s11204-023-09906-y.
14. Малышев А.В., Васильев С.С., Пермяков П.П., Большев К.Н. Моделирование теплового взаимодействия системы трубопроводов центрального хладоснабжения с мерзлым грунтом // Успехи современного естествознания. 2022. № 12. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50089421 (дата обращения: 08.09.2025). DOI: 10.17513/use.37966.
15. Осокин Н.И., Сосновский А.В., Чернов Р.А. Коэффициент теплопроводности снега и его изменчивость // Криосфера Земли. 2017. Т. 21. № 3. С. 60-68. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29234635 (дата обращения: 08.09.2025). DOI: 10.21782/KZ1560-7496-2017-3(60-68).

Введение

Для районов многолетнемерзлых грунтов вопросы сохранения мерзлого состояния и несущей способности грунтовых оснований инженерных сооружений всегда имеют особую важность. Актуально это и для автомобильных дорог как для протяженных линейных объектов, проходящих через участки различных геологических и геокриологических условий. При этом основным определяющим критерием устойчивости является стабильный температурный режим с сохранением мерзлого состояния грунтовых оснований. Во избежание дальнейших проблем с эксплуатацией сооружений необходимо выполнять численное моделирование теплового режима грунтового основания и прогнозную оценку его устойчивости [1].

Для прогнозной оценки состояния грунта основания, насыпи и откосов асфальтовой автодороги в среде численного мультифизического моделирования Comsol была разработана и реализована модель системы «автодорога – грунт – атмосфера», учитывающая фазовые переходы поровой влаги, сезонные колебания температуры воздуха, изменения скорости ветра, приток тепла за счет солнечной радиации с учетом отражающей способности поверхностей, влияние сезонного снегового покрова и его профиль в результате регулярной очистки автодороги от снега.

Цель работы – дать прогнозную оценку состояния грунта основания асфальтовой автодороги на период ее эксплуатации в условиях многолетнемерзлых грунтов Якутии.

Материалы и методы исследования

Исследование температурного состояния грунтов оснований автодороги проводилось методами математического моделирования с решением методом конечных элементов.

Постановка математической модели переноса тепла в теле насыпи автодороги и грунтов оснований описывается уравнением теплопроводности с фазовыми переходами в спектре температур (1) с соответствующими начальным (2) и граничными условиями (3).

(1)

(2)

(3)

(4)

где С(Т) и λ(Т) – соответственно, объемная теплоемкость, Дж/ (м3∙ºC) и теплопроводность строительных материалов, насыпи и грунтов оснований, Вт/(м∙ºC); L – скрытая теплота фазового перехода вода-лед, Дж/кг; ρ – плотность скелета дисперсного материала, кг/м3; WHB(Т) – функция незамерзшей воды, кг/кг; T0(y) – начальный профиль температуры по глубине массива насыпи и грунтов оснований, ºC; αy – эффективный коэффициент теплоотдачи, Вт/(м2∙ºC); Ta(t) – температура атмосферного воздуха, ºC.

Постановка такой задачи теплопроводности для промерзающих-протаивающих влажных дисперсных материалов, коими являются дорожная полотно, насыпь и грунты основания, отличается от традиционной постановки задачи Стефана [2, с. 358] тем, что вместо дельта-функции Дирака, характеризующей интенсивность фазовых переходов в объемной теплоемкости, стоит производная от функции незамерзшей воды по температуре. Таким образом, производится «естественное сглаживание» функций теплопроводности и объемной теплоемкости влажных дисперсных материалов.

Область Ω с соответствующими границами от Г1 до Г4, в которой отыскивается решение поставленной задачи, имеет следующий вид (рис. 1).

Как видно, входящие в уравнение теплопроводности коэффициенты представляют собой теплофизические свойства отдельных слоев, слагающих дорожное полотно, насыпь и грунты основания, которые зависят от температуры. Объемная теплоемкость в случае промерзания или протаивания становится эффективной и содержит скрытую теплоту фазового превращения воды в лед. Данная задача нелинейна из-за зависимости теплофизических свойств дисперсных грунтов от температуры и наличия фазовых переходов, происходящих в спектре температур, поэтому решение такой задачи возможно получить только численно. Для решения нелинейной задачи теплопроводности можно применить метод конечных разностей или метод конечных элементов. Последний в данном случае будет эффективным, так как область, где отыскивается температурное поле, представляет собой сложную геометрию, при дискретизации которой получаются нерегулярные узлы.

Рис. 1. Расчетная область Примечание: сформировано авторами по результатам данного исследования

Таблица 1

Физические и теплофизические свойства материалов дорожного покрытия, насыпи и грунтов основания (г. Якутск)

Вид слоя

L, м

ρ, кг/м3

W, д.е.

Ip, д.е.

Wp, д.е.

λth , W/(m*K)

λf , W/(m*K)

Cth∙106, J/(m3*K)

Cth∙106, J/(m3*K)

Tbf , °C

Асфальтобетон плотный

0,05

2400

-

-

-

1,4

1,4

3,12

3,12

-

Асфальтобетон пористый

0,07

2300

-

-

-

1,25

1,25

3,22

3,22

-

Щебень

0,31

1800

0,05

-

-

1,39

1,48

2,4

2,22

0,0

Грунт земляного полотна (песок средней крупности)

0,9

1550

0,22

-

-

2,14

2,38

2,85

2,15

-0,6

Суглинок легкий пылеватый, засоленный

1,6

1370

0,31

0,09

0,25

1,48

1,59

3,07

2,2

-1,0

Песок мелкий, засоленный

0,6

1460

0,25

-

-

2,09

2,32

2,87

2,14

-0,5

(-0,24)

Песок средней крупности

11,9

1520

0,23

-

-

2,13

2,37

2,86

2,15

-0,12

Примечание: составлено авторами на основе полученных данных в ходе исследования, а также источника [5].

Поставленная задача решалась методом конечных элементов в программе СОМSОL Multiphysics. Выбор этого программного пакета обусловлен его широкими возможностями, в первую очередь гибкостью задания вида уравнения переноса тепла, граничных условий, возможностью настройки и реализации различного уровня сложности математических функций, а также задания пользователем своих уравнений или их систем. Сравнение СОМSОL Multiphysics c альтернативными программными приложениями для моделирования методом конечных элементов показывает, что оно ни в чем им не уступает, и более того, обладает определенными преимуществами [3; 4].

Теплофизические свойства слоев, слагающих дорожное полотно, насыпь и грунты основания, определялись по справочным таблицам для строительных материалов и из СП 25.13330.2020 «Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах» [5]. В этом своде правил приводятся формулы для определения температуры начала замерзания грунтов, расчета засоленности, объемных теплоемкостей в талом и мерзлом состояниях, а также таблицы и формулы для теплопроводностей в этих же состояниях. Для учета фазовых превращений поровой воды в лед и обратно в этом же своде имеются таблицы и формула для расчета количества незамерзшей воды. При построении функции незамерзшей воды на основе расчетных значений количества незамерзшей воды от температуры применялась аппроксимация, предложенная в работе [6, с. 18; 7, с. 41]. Основные данные по структуре грунта для модели взяты из таблиц инженерных изысканий и приведены в таблице 1.

В граничное условие (3) теплообмена с атмосферным воздухом входит температура воздуха в зависимости от времени. Данная величина должна иметь поправку на температуру за счет воздействия солнечной радиации. Оценка среднемесячной температуры поверхности дорожной насыпи производилась с привлечением нормативных документов СП 498.1325800.2020 «Основания и фундаменты зданий и сооружений на многолетнемерзлых грунтах. Требование к инженерной подготовке территории» [8] и СП 447.1325800.2019 «Железные дороги в районах вечной мерзлоты» [9]. Для естественной поверхности грунта воздействие солнечной радиации согласно [9], п. 7, приложение А

T(t) = Ta(t) + ΔTr + ΔTε, (5)

где Ta(t) – среднемесячная температура атмосферного воздуха, приведенная в таблице 2, ΔTr и ΔTε – поправки на теплообмен за счет солнечной радиации и испарения, ºC.

(6)

где α – коэффициент теплообмена, Вт/(м2∙ºC); R(t) – радиационный баланс различных поверхностей, Вт/м2; k – коэффициент, учитывающий характер поверхности. В первом приближении равный для естественной поверхности – 0,8, а для оголенной – 0,3.

Для определения коэффициента теплообмена в зависимости от скорости ветра использовалась широко применяемая формула Юргенса [10; 11]:

(7)

Радиационный баланс для различных поверхностей регламентируется в п. 5.2.13 СП 498.1325800.2020 [12].

Таблица 2

Климат (среднемесячные значения температуры воздуха, скорости ветра и солнечной радиации) (г. Якутск)

Параметр

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Ta, ºC

-39,1

-34,6

-20,3

-4,7

7,5

16,2

v, м/с

1,1

1,1

1,7

2,6

3,1

2,9

Qc, Вт/м2

12,69

47,12

122,83

196,37

220,65

253,86

Параметр

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Ta, ºC

19,3

15,2

5,9

-7,8

-27,8

-37,8

v, м/с

2,6

2,5

2,4

2,2

1,6

1,1

Qc, Вт/м2

234,09

175,10

109,18

52,64

20,83

6,72

Примечание: составлено авторами на основе источника [12].

Таблица 3

Высота и средняя плотность снежного покрова (г. Якутск)

Параметр

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Hs, м

0,01

0,05

0,08

0,10

0,19

0,19

0,19

0,22

0,24

0,24

0,24

0,24

ρs, г/см3

0,08

0,10

0,12

0,12

0,12

0,14

0,15

0,15

0,15

0,16

0,16

0,16

Параметр

Февраль

Март

Апрель

     

1

2

3

1

2

3

1

2

3

     

Hs, м

0,25

0,25

0,25

0,26

0,24

0,24

0,18

0,06

     

ρs, г/см3

0,16

0,17

0,18

0,18

0,19

0,19

0,22

0,20

     

Примечание: составлено авторами на основе источника [12].

Таблица 4

Полевые данные замеров температур по глубине (15 мая 2023 г.)

z, м

1

2

3

4

5

6

7

T0, ºC

-0.2

-0.3

-0.4

-0.6

-0.6

-0.8

-0.8

z, м

8

9

10

11

12

13

14

T0, ºC

-0.9

-1.0

-1.1

-1.1

-1.2

-1.1

-1.2

Примечание: составлено авторами на основе полученных данных в ходе исследования.

Так, для песчаных, щебеночных и асфальтовых поверхностей R(t) определяется по формуле:

(8)

а для бетонных и железобетонных поверхностей:

(9)

где Qc(t) – суммарная солнечная радиация, приведенная в таблице 2 и определяемая согласно документу СП 131.13330 «Строительная климатология» [12].

В модели предполагается, что поверхность асфальта в зимний период не имеет снежного покрова, поэтому температурные поправки учитываются на все месяцы, остальные поверхности, такие как естественный грунт и оба откоса дорожной насыпи, поправки на температуру воздуха, учитываются только с мая по октябрь.

Коэффициент теплопередачи от холодного воздуха к поверхности снежного покрова через его толщу к поверхности грунта или поверхности насыпи, как в работах [13; 14], определяется по формуле:

(10)

где hs – высота снежного покрова, приведенная в таблице 3 и определяемая по данным ближайшей станции по метеонаблюдениям, м; λs – теплопроводность снега, Вт/(м∙ºC).

Теплопроводность снежного покрова рассчитывалась по формуле, предложенной Б.В. Проскуряковым [15]:

(11)

где s – плотность снега, значения приводятся в таблице 3.

Замеры начального профиля температур слоев грунтового массива проводятся изыскательской организацией. Для этого проводится обустройство температурной скважины глубиной до 15 м, путем бурения и далее установки термотрубки с размещением в ней термокос из датчиков температур (логгеров). Замер температур по глубине проводится с шагом в 1 метр. Данные по начальному распределению температуры по глубине массива приведены в таблице 4.

Результаты исследования и их обсуждение

В результате численного моделирования получены прогнозные значения температур автодорожного полотна насыпи и грунтов оснований за счет теплообмена с наружным атмосферным воздухом для различных моментов времени.

Распределение температур по глубине массива в начальный момент времени (рис. 2) имело растепленный характер из-за возведения насыпи в зимний период.

Рис. 2. Профиль распределения температуры по глубине на начальный момент времени (15.05.2023 г.) Примечание: составлено авторами по результатам данного исследования

Рис. 3. Конфигурации изотерм: а) через 2 года; б) через 5 лет; в) через 10 лет Жирной черной линией обозначены нулевые изотермы Примечание: составлено авторами по результатам данного исследования

Рис. 4. Профили распределения температуры по глубине: а) через 1 год; б) через 2 года; в) через 5 лет; г) через 10 лет Примечание: составлено авторами по результатам данного исследования

Анализ полученных изотерм (рис. 3) показывает, что после первого расчетного года формируется ядро промерзания под насыпью с постепенным понижением температур в последующие годы.

Характер распределения температур по глубине массива, начиная с первого расчетного года, изменяется в сторону отрицательных значений (рис. 4).

Температура на глубине нулевых амплитуд (10 м) в начале расчетов немного повышается, за первые три года достигая -0,96 ºC, а затем в последующие годы уменьшается, доходя до значения -1,15 ºC на десятом году. Повышение температуры на начальном периоде объясняется отложенным влиянием растепления верхних слоев грунта в процессе строительных работ.

Все графики распределения температур представлены для середины мая, т.к. исходная точка моделирования – 15 мая 2023 года. При этом минимум температуры в середине мая смещается с глубины 1 метр со значением -1,6 ºC в первый год на глубину 2 метра со значением -3,8 ºC через 10 лет.

Полученный характер изменения температурного режима грунта после строительства автодороги с понижением значений температуры – следствие изменения профиля грунта с обустройством насыпи, а также регулярной расчистки с поверхности автодороги снегового покрова, имеющего теплоизолирующие свойства для подстилающих поверхностей.

Заключение

В результате проведенного исследования разработана и реализована математическая модель, позволяющая осуществлять прогнозный расчет температурного режима автодороги с учетом фазовых переходов поровой влаги, сезонных колебаний температуры воздуха, изменения скорости ветра, притока тепла к поверхности за счет солнечной радиации с учетом отражающей способности поверхностей, влияния сезонного снегового покрова и его профиля в результате регулярной очистки автодороги от снега.

Результаты проведенного численного моделирования дают прогнозную оценку на постепенное охлаждение и стабильное мерзлое состояние грунтового основания и насыпи автомобильной дороги на период эксплуатации в 10 лет при условии отсутствия влияющих на тепловой режим нештатных ситуаций (изменение грунтовых условий, переувлажнение и заболачивание территории, разрушение участка автодороги и прочие нарушения эксплуатации).


Конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Библиографическая ссылка

Малышев А.В., Тимофеев А.М., Большев К.Н., Цеева А.Н. МОДЕЛИРОВАНИЕ ТЕМПЕРАТУРНОГО РЕЖИМА НАСЫПИ АВТОДОРОГИ И ГРУНТОВ ОСНОВАНИЙ В УСЛОВИЯХ МНОГОЛЕТНЕЙ МЕРЗЛОТЫ ЯКУТИИ // Успехи современного естествознания. 2025. № 11. С. 71-78;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=38454 (дата обращения: 10.12.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/use.38454