Исходя из накопленного опыта интеграции и учитывая инерционность интеграционных процессов, это развитие, как и прежде, будет происходить посредством заключения многосторонних и двусторонних соглашений. Вместе с тем возможно и целесообразно задействовать иные модели эволюции. Речь идет о переходе от разноскоростной интеграции к дифференцированной интеграции государств вокруг «ядра» СНГ - Союза Белоруссии и России, в рамках которого будут отрабатываться четкие механизмы реального экономического сближения стран. Сначала станут интегрироваться взаимодополняемые государства, а затем к образованной ими зоне свободной торговли постепенно и на добровольной основе присоединятся остальные страны, расширяя радиус ее действия. Длительность подобного интеграционного процесса будет в значительной мере зависеть от формирования соответствующего общественного сознания во всех странах СНГ.
Этот процесс должен развиваться как «сверху», так и «снизу» - от реальных связей субъектов хозяйствования, от региональных к общегосударственным программам. При этом приоритет предстоит отдать расширению и углублению рыночных основ интеграции, повышению роли предпринимательских структур в хозяйственном взаимодействии стран. Локомотивом интеграционного процесса призваны выступить транснациональные корпорации: способствуя развитию межгосударственной торговли и расширению сбыта продукции на всей территории СНГ путем создания дочерних предприятий, производственных и торговых филиалов, они тем самым структурно организуют постсоветское пространство.
Основные принципы новой стратегии:
прагматизм, увязка интересов, взаимовыгодность многостороннего сотрудничества, сохранение политического суверенитета государств. Главный стратегический ориентир - создание зоны свободной торговли (посредством открытия национальных границ на пути движения товаров, услуг; труда и капитала) свободной настолько, чтобы учитывать интересы и обеспечивать суверенитет государств. К числу наиболее актуальных направлений деятельности по созданию зоны свободной торговли можно отнести следующие.
- Совершенствование тарифной политики, обеспечивающей справедливую конкуренцию на национальных рынках. Снятие необоснованных ограничений во взаимной торговле и полная реализация общепринятого в мировой практике принципа взимания косвенных налогов «по стране назначения».
- Координация и согласование совместных действий стран СНГ в вопросах, связанных с их вступлением в ВТО.
- Модернизация правовой базы экономического сотрудничества, включая приведение ее в соответствие с европейскими и мировыми стандартами, сближение национальных таможенного, налогового, гражданскою, иммиграционного законодательств.
- Создание эффективного переговорно-консультативного механизма и инструментов принятия, исполнения, контроля решений для оперативного осуществления многостороннего сотрудничества и учета позиций государств СНГ.
- Выработка общих научно-технических приоритетов и стандартов, направлений совместной разработки инновационных и информационных технологий и мер ускорения инвестиционного сотрудничества, а также составление макроэкономических прогнозов развития СНГ.
От выбора интеграционной стратегии будут зависеть эффективность взаимодействия стран СНГ и их мирохозяйственный вес. В условиях глобализации и тотальной конкуренции только совместными усилиями можно выработать единую линию противостояния угрозам внешнего мира.