Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Новые социально-экономические приоритеты российского государства на рубеже двух веков и связанный с ними кризис локальной российской культуры, а так же кризис общечеловеческой цивилизации, привели к поиску нравственного идеала, способного одновременно удовлетворить мечты нескольких поколений и объединить их - с одной стороны, и ответить на потребности современного общества - с другой. И это стало одной из чрезвычайно важных и сложных задач, над решением которой задумались видные государственные деятели, ученые и деятели культуры и искусства. Многие из них невольно стали обращаться к идеалу, заложенному в произведениях фольклора или близких им по духу. Так, появился проект «Старые песни о главном», передачи «Песни XX в.» и «Жизнь прекрасна», возникают ансамбли фольклорного направления (вернее, направления «фольк-арт»), в той или иной степени, пропагандирующие народные песни и т.д. Именно поэтому большую популярность получают «римейки» как осовремененное обращение к прошлому. Таких примеров можно приводить множество. Но объединяет их одно: в условиях нравственного хаоса, который наблюдается в настоящее время, проблема нахождения прочного, надежного фундамента становится практической, повседневной. В поисках константности человек невольно обращается к вечным ценностям, одним из носителей которых и выступает музыкальный фольклор.

На наш взгляд, среди его ценностей (под которыми мы понимаем идеал, значимость явления или понятия, принятого личностью) на особом месте стоит нравственно-эстетический идеал, который включает в себя: сосуществование национального проявления личности с интернациональным, толерантность по отношению к другим народам и нациям, акцент на эстетической организации жизнедеятельности, межличностных отношениях, отражение социально-экономических задач народа (воспитание через труд) и т. д. Такой идеал был обусловлен, прежде всего, так называемым «коллективным мышлением», основной характеристикой которого следует считать традиционность, основанную на преемственности. Выработанный на протяжении многовековой истории существования музыкального фольклора и преемственно передаваемый, нравственно-эстетический идеал органично пронизывал все сферы культуры, под его влиянием происходила социализация личности. Конечно же, сам музыкальный фольклор неоднороден, и каждый его жанр имеет определенный акцент в формировании личности (в календарных песнях - на трудовой деятельности, в хороводных - на эстетических представлениях и межличностных отношениях, в семейно-бытовых - на отношениях между поколениями и т.д.). Резкая смена нравственно-эстетического идеала в музыкальном фольклоре произошла с возникновением городов и, обусловленным этим, появлением так называемого «городского фольклора». В нем акцент сместился на эстетическую сторону жизни, связанную с разделением жизни на рабочее время и досуг. Музыкальный фольклор, переместившийся в сферу досуга, стал отвечать требованиям городского общества: подчеркивалась роль труда в жизни, изменились межличностные отношения и требования к человеку (умение трудиться и веселиться, «бесшабашность» в общении и др.). И всё же, в крестьянском фольклоре сохранился исконно русский нравственно-эстетический идеал добра, справедливости, честности, межличностных отношений, толерантности, патриотизма, высокой морали, который всегда отличал русского человека.

И именно к этому идеалу возвращается, на наш взгляд, современное общество, в котором стали доминировать идеи великодержавности России, которое возможно лишь при духовном объединении всех народов, ее населяющих. Следовательно, возрождение нравственного идеала музыкального фольклора способно стать основой духовного возрождения культуры России.