На наш взгляд, среди его ценностей (под которыми мы понимаем идеал, значимость явления или понятия, принятого личностью) на особом месте стоит нравственно-эстетический идеал, который включает в себя: сосуществование национального проявления личности с интернациональным, толерантность по отношению к другим народам и нациям, акцент на эстетической организации жизнедеятельности, межличностных отношениях, отражение социально-экономических задач народа (воспитание через труд) и т. д. Такой идеал был обусловлен, прежде всего, так называемым «коллективным мышлением», основной характеристикой которого следует считать традиционность, основанную на преемственности. Выработанный на протяжении многовековой истории существования музыкального фольклора и преемственно передаваемый, нравственно-эстетический идеал органично пронизывал все сферы культуры, под его влиянием происходила социализация личности. Конечно же, сам музыкальный фольклор неоднороден, и каждый его жанр имеет определенный акцент в формировании личности (в календарных песнях - на трудовой деятельности, в хороводных - на эстетических представлениях и межличностных отношениях, в семейно-бытовых - на отношениях между поколениями и т.д.). Резкая смена нравственно-эстетического идеала в музыкальном фольклоре произошла с возникновением городов и, обусловленным этим, появлением так называемого «городского фольклора». В нем акцент сместился на эстетическую сторону жизни, связанную с разделением жизни на рабочее время и досуг. Музыкальный фольклор, переместившийся в сферу досуга, стал отвечать требованиям городского общества: подчеркивалась роль труда в жизни, изменились межличностные отношения и требования к человеку (умение трудиться и веселиться, «бесшабашность» в общении и др.). И всё же, в крестьянском фольклоре сохранился исконно русский нравственно-эстетический идеал добра, справедливости, честности, межличностных отношений, толерантности, патриотизма, высокой морали, который всегда отличал русского человека.
И именно к этому идеалу возвращается, на наш взгляд, современное общество, в котором стали доминировать идеи великодержавности России, которое возможно лишь при духовном объединении всех народов, ее населяющих. Следовательно, возрождение нравственного идеала музыкального фольклора способно стать основой духовного возрождения культуры России.