До настоящего времени понятие «школьной зрелости» не имеет единого толкования: одни авторы при определении «школьной зрелости» оценивают - как комплекс, состоящий из физического, социального и психического развития ребенка; другие - функциональную зрелость отдельных органов и систем организма; третьи - готовность детей к напряжению, связанному с посещением школы. Изучение специальной литературы показало, что проблема готовности к школе неслышащих и слабослышащих детей остается теоретически и экспериментально мало разработанной. Вопрос о «школьной зрелости» с нарушениями слуха приобретает особую актуальность особенно в последнее время в связи с тенденциями сокращения сроков обучения в специальной школе, а также с направленностью образования на интегрированное обучение. В связи с этим наиболее целесообразно использовать тест А.Керна в модификации Йирасека в сочетании с другими показателями - психофизиологическими, психологическими, нейрофизиологическими, морфологическими. Для определения уровня развития мелкой моторики кисти, учащимся предлагалось выполнить мотометрический тест Н.Н. Озерецкого «вырезание круга».
Было проведено обследование у учащихся 1-5 классов с целью выявления уровня развития мелкой моторики кисти и функциональной готовности к обучению в начальной школе. Среди первоклассников этого года зрелыми оказались 20% детей от общего числа обследованных учащихся первых классов. Средний балл для них составил 7. Средняя «школьная зрелость выявлена у 40% первоклассников, средний балл - 13,5. 40% учащихся первых классов являются незрелыми и соответственно не готовыми к обучению в школе. Средний балл для них составил 17 баллов. Высокий уровень развития мелкой моторики кисти имеет 20% первоклассников, а у 40% детей выявлена средняя моторика, такое же количество имеет низкий уровень развития тонкой моторики рук. По сравнению с ними 87,5% учащихся вторых классов имеют развитие выше среднего. Средний балл составляет 6,4. 12,5% второклассников имеют средний уровень развития. Средний балл равен 12. «Незрелых» детей выявлено не было. Высокий уровень развития тонкой моторики кисти характерен для 50% учащихся вторых классов, средний - 37,5% второклассников, а низкая моторика отмечена у 12,5% обследованных учащихся. Основная масса учащихся вторых классов имеет высокий уровень развития (87,5%). Большинство обследованных детей имеет высокий уровень развития тонкой моторики кисти (50%). Данный материал был подвергнут статистической обработке и является достоверным.
Таким образом, для большинства первоклассников, депривированных по слуху, характерны средний и низкий уровень психофизиологической готовности к обучению в начальной школе (40% и 40%). Преобладающая часть учеников первого класса имеет средний и низкий уровень развития тонкой моторики кисти (40% и 40%). В результате активной работы с ними классных руководителей, психологов, психоневролога, дефектологов, воспитателей, а также проведение различных видов тренингов и массажа ко второму классу состояние «школьной зрелости» значительно улучшается. Основная масса учащихся вторых классов имеет высокий уровень «школьной зрелости» (однако он ниже, чем у учащихся общеобразовательной школы) 87,5%. У 50% наблюдается высокий уровень развития тонкой моторики рук. Для каждого такого ребёнка разрабатывается необходимый здоровьесберегающий маршрут, его составление зависит от степени тугоухости или глухоты, наличия вторичного дефекта развития.