Различного рода правозащитные организации уделяют много внимания проблеме альтернативной службы, пропагандируя потенциальную возможность для каждого юноши уклониться от защиты Родины с оружием в руках.
Социологическое исследование, проведенное в 2004 году показало, что подавляющее большинство выпускников школ и колледжей г. Перми готово пойти на правонарушение, лишь бы уклониться от службы в вооруженных силах. Крайне неэффективно осуществляется пропаганда правовых аспектов борьбы с наркоманией, токсикоманией, проституцией, порнографией.
Отсутствие концептуальных подходов к этой работе, наряду со многими другими факторами, не позволяет выработать иммунитет против распространения в подростково-молодежной среде асоциальных явлений. По существу отсутствует научно-популярная литература, учебники и учебные пособия не поспевают за изменениями, происходящими в отечественном законодательстве.
Все это происходит на фоне каждодневных проявлений правового нигилизма. Разрушительно воздействуют на складывающееся правосознание смакующие насилие «художественные» фильмы и книги.
В этих условиях особенно важно использовать средства, способы и формы воспитательно-правовой работы.
Остановимся на некоторых из них. Так, в 2003 г. в Европейской школе «Ex professo», г. Пермь были разработаны концептуальные основы гражданского образования учащихся. В школе была принята Конституция и Правила для учащихся. Высшим законодательным органом стал Школьный парламент, активно формируется общественно-гражданская детская палата.
Неоценимую роль сыграла школьная символика: герб, гимн, флаг. На страницах школьной газеты появилась рубрика «Права ребенка в XXI веке». В системе непрерывного гуманитарного образования «школа -> колледж -> вуз» активной пропагандой правовых знаний занимается студенческий клуб колледжа и вуза. Члены клуба - студенты - строят свою работу по направлениям:
- борьба с курением, наркоманией, алкоголизмом, токсикоманией;
- борьба за здоровый образ жизни.
Наиболее увлекательными с познавательной и правовой точек зрения стали:
- проведение научно-практических конференций: «Избирательное право и избирательный процесс», «Молодежь Прикамья на рынке труда»;
- организация общественно-правовых приемных на колесах, где студенты через консультации и распространение листовок помогают осваивать информационное правовое пространство в области уголовного, гражданского, семейного и трудового права;
- организация дискуссионных встреч с работниками правоохранительной системы;
- организация выезда студентов-волонтеров в сельские районы для пропаганды профессии юриста (пример, г. Кудымкар, Коми-Пермяцкий АО).
Большую пользу приносят экскурсии в мемориальный центр политических репрессий (г. Пермь), музей Пермской милиции, Пермской гарнизонной прокуратуры, пресс-службу Пермского городского УВД, суд Индустриального района г. Перми, службу судебных приставов.
В нашей работе активно используется мультимедийное пособие «Право на защиту от все форм насилия», автор Ф.Л. Синицын (г. Пермь, 2003).
В 2004 г. по решению педагогического совета школы «Ex professo» и Ученого совета Прикамского социального института издано учебно-методическое пособие «Школьное конституционное право», программа по дополнительному образованию «Правоведение», «Право», «Социология права», «Философия права».
Весьма важным перспективным представляется взаимодействие «Школа -> колледж -> вуз» в рамках создаваемой на базе института юридической клиники, которая рассматривается как полигон прохождения учебной практики и становления личности студента.
Поиск новых методов, форм и средств воспитательно-правовой работы требует переосмысления опыта деятельности и создания новых моделей правового образования. На наш взгляд, образовательно-воспитательная модель правового образования включает в себя:
- учебный процесс;
- внеучебную деятельность;
- нормативно-правовую обеспеченность;
- кадровый потенциал;
- информационное обеспечение;
- материально-технические условия.